Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:02, курсовая работа
Институт прав и свобод закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти.
В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам) — он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие прав и свобод человека и гражданина………………………6
1.1. Основные понятия прав и свобод гражданина и человека…………………………………………………………………………..6
1.2. Гарантии прав и свобод человека и гражданина………………………………………………………………………12
Глава 2. Способы защиты прав и свобод человека……………………………15
2.1.Основные способы защиты прав и свобод человека и гражданина……..............................................................................................15
2.2. Возмещение вреда и неотменяемость прав и свобод…………………………………………………………………………….19
2.3. Конституционные права и свободы. Достижения и недостатки………............................................................................................21
Заключение………………………………………………………………………37
Список источников и литературы……………………………………………..39
Впрочем, нельзя исключить надежды на то, что до 2007 года Россия все же ратифицирует Протокол N 6 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, хотя разгул преступности в стране не способствует восприятию общественным мнением отказа от смертной казни. Помимо идеологических и политических соображений, главными аргументами против нее служат, на наш взгляд, отсутствие стопроцентной гарантии от судебных ошибок и опасность казни невиновных. Практикуемое правоохранительными органами выбивание ложных признаний в совершении преступлений делает эту опасность вполне реальной, тем более что некоторые факты казни невиновных известны.
Определенные трудности
возникают с реализацией
Возникли проблемы и с
новым порядком получения российского
гражданства. Конституция по этому
поводу говорит в ст.6 лишь о единстве
и равенстве гражданства
Гарантируемые частью 2 ст.61
Конституции защита и покровительство
граждан, пребывающих за границей, к
сожалению, как свидетельствует
пресса, слишком часто остаются мертвой
буквой. Дипломатические
Что касается той группы прав и свобод, которую принято относить к политическим, то здесь реализация конституционных принципов и норм отличается определенным своеобразием.
Личная свобода мысли и слова, гарантированная ч.1 ст.29 Конституции, государством практически соблюдается. Это, правда, не всегда можно сказать об администрации отдельных трудовых организаций, в которых критические высказывания работников могут повлечь весьма отрицательные последствия. К сожалению, установленный ч.2 указанной статьи запрет пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, нередко нарушается при бездействии власти.45
Часть 1 ст.30 Конституции
признает право на объединение и
гарантирует свободу
Впрочем, ценность многопартийности
разделяется сегодня очень
В стране, несмотря на запрет, установленный ч.5 ст.13 Конституции, открыто действуют радикальные и экстремистские националистические объединения, которые, правда, не получают государственной регистрации, но и не особенно в ней нуждаются.49 Терпимость государства по отношению к этим структурам, которые порой представляют собой военизированные формирования, вряд ли может быть оправдана.
Согласно статье 14 Конституции
Российская Федерация - светское государство,
никакая религия не может устанавливаться
в качестве государственной или
обязательной, а религиозные объединения
отделены от государства и равны
перед законом. Статья 28 гарантирует
каждому свободу совести, свободу
вероисповедания, включая право
исповедовать индивидуально или
совместно с другими любую
религию или не исповедовать никакой,
свободно выбирать, иметь и распространять
религиозные и иные убеждения
и действовать в соответствии
с ними. Новая российская власть
вернула религиозным общинам
большинство сохранившихся
Принятый в 1997 году Федеральный
закон "О свободе совести и
о религиозных объединениях" не
во всем соответствует провозглашенному
в ч.2 ст.14 Конституции принципу равенства
религиозных объединений перед
законом, создавая некоторые преимущества
для так называемых традиционных
религий, прежде всего - для православия,
которое исповедуется подавляющим
большинством верующих. В то же время
государство, согласно ст.4 этого Федерального
закона, обязано обеспечивать светский
характер образования в государственных
и муниципальных
Особого внимания заслуживает
реализация конституционных экономических
и социальных прав и свобод, конкретизирующих
провозглашенный в ст.7 Конституции
принцип социального
Нельзя не отметить, что на Западе конституционные гарантии экономических и социальных прав обычно формулируются не как субъективные права, а как принципы политики государства. Права же в данной сфере подлежат судебной защите лишь постольку, поскольку установлены законами. В этом есть определенный резон: государство законодательно гарантирует в данной сфере лишь те права, которые в состоянии обеспечить в силу своих экономических возможностей. Поэтому позитивные экономические и социальные права, которые с самого начала формулировались в проектах новой российской Конституции и предусмотрены действующей Конституцией Российской Федерации, вызывали и вызывают критику западных теоретиков конституционного права.
Однако постсоциалистические государства не могли в данном случае брать пример с западных стран, поскольку приверженность к масштабной социальной функции государства была у населения по естественным причинам чрезвычайно велика и остается такой у значительной его части. Мы привыкли к тому, что много от государства не получишь, но определенный минимум все же достанется. Мы старались не замечать и считать частными издержками тот факт, что бесплатные образование и здравоохранение уже в советское время постепенно становились платными, при том что качество их все более ухудшалось из-за финансирования по остаточному принципу. Поэтому провозглашение в Конституции позитивных экономических и социальных прав обязывает государство обеспечить реализацию этих прав, но очевидно, что эта задача выполнима в меру экономических возможностей государства. Определить же эту меру может лишь парламент, на который по Конституции возложено принятие федерального бюджета, установление налоговой системы и решение иных принципиальных вопросов публичных финансов. Впрочем, в основе парламентских решений лежат проекты Правительства, с которого не может быть снята ответственность за результаты этих решений.
Значит ли это, что принимаемые Федеральным Собранием в данной области решения - наилучшие из возможных? Хотя социально-экономическая ситуация в стране в последнее время несколько улучшается, ответ на этот вопрос напрашивается скорее отрицательный. В Послании Президента Федеральному Собранию 2003 г. указано, что четверть россиян имеет доходы ниже прожиточного минимума. По оценке д.с.н. Н.Е. Тихоновой из Института комплексных социальных исследований РАН, 12-13 процентов взрослого населения относятся к группе чрезвычайно бедных, а 25-28 процентов находятся на грани нищеты, то есть даже не могут купить себе зубную пасту. И это в одной из богатейших по природным ресурсам стран мира! Не случайно, по данным уже не оценок, а исследований того же ИКСИ РАН, в нынешнем году 47 процентов россиян считают, что скорее проиграли от реформ, и только около 7 процентов полагают, что скорее выиграли.53
Бедственное положение значительной части населения страны обусловлено не отсутствием у государства экономических возможностей для его улучшения, а грабительским характером проведенной в начале 90-х годов приватизации государственного имущества и отсутствием или недостатком политической воли для принуждения собственников к реализации социальной функции принадлежащей им собственности. Не в последнюю очередь нехватка такой политической воли объясняется всепроникающей коррумпированностью аппарата власти. Засилье чиновников, стремящихся контролировать и обложить данью любые попытки граждан воспользоваться своим конституционным правом на законную экономическую деятельность, недает развиться малому и среднему бизнесу, который мог бы существенно улучшить положение миллионов людей, особенно в малых городах и сельской местности. Наша власть, к сожалению, не желает воспользоваться опытом некоторых нефтедобывающих стран - не только таких развитых, как Норвегия, но и таких феодальных, как Саудовская Аравия или Бруней, - где часть доходов от нефтедобычи напрямую распределяется между всеми гражданами, существенно повышая уровень их жизни. А ведь у нас в огромных масштабах добывается и экспортируется не только нефть, но и газ, и лес.
Если мы обратимся к
тексту статей Конституции, в которых
провозглашаются экономические
и социальные права и свободы,
то увидим, что они отнюдь не представляются
мертвой буквой, поскольку конкретизированы
и развиты в текущем
Скорее, она просто поддается
давлению групп, заинтересованных в
ином расходовании публичных средств,
или реализует собственную
Информация о работе Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина