Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:57, контрольная работа
В контексте современной цивилизации право человека на охрану здоровья перестает быть сугубо индивидуальным достоянием, оно становится важнейшей ценностью для государства и гражданского общества. Особенности права на охрану здоровья заключаются в том, что оно относится к неотчуждаемым правам, принадлежит человеку еще до его рождения, является неотъемлемым условием жизни общества и связано не только с необходимостью заботы о своем здоровье каждого гражданина, но и ответственностью государства за сохранение и укрепление здоровья своих граждан. Жизнь человека и его здоровье - высшие ценности для общества, с учетом которых должны определяться все остальные ценности и блага.
Введение 2
1. Конституционно-правовые механизмы реализации и защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь 4
2. Классификация нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья населения 7
3. Проблемы законодательства РФ об охране здоровья населения 14
Заключение. 17
Литература. 19
Тема №8 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»
Введение 2
1. Конституционно-правовые
механизмы реализации и защиты прав граждан
на охрану здоровья и медицинскую помощь
2. Классификация нормативных
правовых актов в сфере охраны здоровья
населения
3. Проблемы законодательства
РФ об охране здоровья населения
Заключение.
Литература.
Введение.
В контексте современной цивилизации право человека на охрану здоровья перестает быть сугубо индивидуальным достоянием, оно становится важнейшей ценностью для государства и гражданского общества. Особенности права на охрану здоровья заключаются в том, что оно относится к неотчуждаемым правам, принадлежит человеку еще до его рождения, является неотъемлемым условием жизни общества и связано не только с необходимостью заботы о своем здоровье каждого гражданина, но и ответственностью государства за сохранение и укрепление здоровья своих граждан. Жизнь человека и его здоровье - высшие ценности для общества, с учетом которых должны определяться все остальные ценности и блага.
Это обстоятельство требует соответствующего отражения в законодательстве. Для устранения противоречивости, хаотичности, непродуманности и пробельности нормативных правовых актов, характерных не только для законодательства об охране здоровья граждан, но и для иных отраслей права, необходим масштабный пересмотр принципиальных основ, на которых строится все социальное законодательство, приведение его в строго сбалансированную систему, где цели и векторы развития не противоречат, не взаимоисключают друг друга, а работают на общую цель, определенную в ст.7 Конституции РФ.
С формированием на постоянной основе российского парламента в 90-х годах XX в. начался небывалый всплеск законодательной деятельности и стремительной эволюции законодательства, в том числе и в сфере здравоохранения. Переход страны к рыночным отношениям остро поставил вопрос о необходимости коренного совершенствования медицинского законодательства.
В настоящее время вопросы
охраны здоровья населения, обеспечения
нормального функционирования системы
здравоохранения являются одной
из главных социальных задач, решаемых
государством. Совокупность правовых
документов в области охраны здоровья
человека является базой для социально-
В здравоохранении, как и в любой другой сфере, имеется значительное число нормативных правовых актов, принимаемых различными правотворческими органами. Изменяющаяся правовая действительность постоянно выдвигает новые требования к развитию и совершенствованию юридических институтов. Она предполагает непрерывную работу по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, отмену устаревших норм. Деятельность, направленная на упорядочение всего комплекса действующих нормативных правовых актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства, обычно называется систематизацией законодательства.
Законодательство о здравоохранении,
как известно, носит комплексный характер,
то есть в него входят правовые нормы разной
отраслевой принадлежности: и конституционного,
и административного, и финансового, и
гражданского, и трудового, и некоторых
других отраслей права. В условиях рыночной
экономики, с одной стороны, происходит
сужение сферы государственного регулирования,
расширения зон, свободных от прямого
вмешательства государства, а с другой
- усиление правовых механизмов социальной
защиты интересов граждан. Фундаментальным
институтом законодательства России о
здравоохранении является институт медико-санитарной
помощи, который дополняется другими институтами:
санитарно-
1. Конституционно-правовые механизмы реализации и защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь
Конституция Российской Федерации - Основной закон страны, базисный акт в сфере охраны здоровья.
Конституцией Российской Федерации провозглашено охраняемое государством право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Охрана здоровья граждан является одной из социальных ценностей современного цивилизованного общества, величайшим общественным и личным благом и богатством, одной из основ национальной безопасности страны. Становление, развитие и реализация этого конституционного права объективно отражают конкретно-исторические процессы укрепления демократических основ государства, которое обеспечивает охрану и укрепление здоровья населения, продление жизни и улучшение ее качества для каждого отдельного человека и всего российского общества в целом, всемерное развитие системы здравоохранения, физической культуры и спорта, экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие.1
Право на охрану здоровья имеет комплексный характер и включает в себя целый ряд элементарных прав, которые закреплены в международно-правовых документах о правах и свободах человека, в законах и иных правовых актах. К ним, в частности, относятся: право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье; право на медико-социальную помощь; право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности; право на заботу государства об охране здоровья членов семьи; право на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста,
граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и в экологически
1 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд "Правовая культура", 2003.С.23.
неблагополучных районах, и др.
Право граждан на медицинскую помощь, хотя и входит в состав права на охрану здоровья, обладает относительной самостоятельностью и занимает свое важное место в системе прав человека и гражданина. Конституционное право на медицинскую помощь, являясь системой правовых норм и гарантий, обеспечивающих возможность получения доступной, качественной, квалифицированной медицинской помощи является одним из ключевых элементов права на охрану здоровья. Оно включает в себя возможность получения бесплатной медицинской помощи, а также оплачиваемой медицинской помощи.
Гарантиями названного права выступает развитая сеть медицинских учреждений, доступность медицинской помощи, развитие лекарственной помощи. Как записано в ч.1 статьи 41 Конституции РФ, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, конкретизируя эту норму, устанавливают гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам, который им обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Кроме того, граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законами Российской Федерации.
Право на охрану здоровья тесно связано с обеспечением конституционного права на благоприятную окружающую среду, предусматривающего правомочие на санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Прежде чем переходить к рассмотрению пласта законодательных актов о здравоохранении, необходимо подчеркнуть, что действующее законодательство данной области, базируется на общепризнанных международных нормах. В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ и ст.7 ГК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации соответствует положениям таких международно-правовых актов, как:
Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.),
Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (г. Нью-Йорк, 22 июля 1946 г.),
Конвенция Международной Организации Труда №164 о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков (Женева, 8 октября 1987 г.)
Конвенция Международной Организации Труда №120 о гигиене в торговле и учреждениях (Женева, 8 июля 1964 г.)
Хартия социальных прав и
гарантий граждан независимых государств
(утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников
Содружества Независимых
Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения (Минск, 26 июня 1992 г.) 3
Соглашение о сотрудничестве в области санитарной охраны территорий государств - участников Содружества Независимых Государств (Минск, 31 мая 2001 г.)
Соглашение об оказании медицинской
помощи гражданам государств - участников
Содружества Независимых
Европейское Соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны (Женева, 17 октября 1980 г.)
2 Библиотечка Российской газеты. - выпуск №22 – 23. - 1999 г.
3 Бюллетень международных договоров. - 1993 г. - №6. - стр. 27.
4 Российская газета. - 12 мая 1997 г.
5 Сборник международных договоров СССР. - М.: 1994 г., вып. XLVII.
2.Классификация нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья населения.
Действующие на сегодняшний день законы в сфере охраны здоровья населения можно разделить на общесистемные и специальные. Общесистемные (системо-объединяющие) законы затрагивают большинство отношений в области здравоохранения и координируют их, закрепляют правовые принципы и применяются к специальным отношениям в неурегулированной последними части.
Центральным актом национального законодательства Российской Федерации, направленным на установление основ здравоохранения в РФ, является "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г., определившие профилактическую деятельность одним из основных направлений здравоохранения. Все остальные законы можно отнести к группе специальных, регулирующих отношения в определённой сфере здравоохранения. Специальные законы не должны противоречить общесистемному закону.
Основы законодательства об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. активно используются в кодификационной деятельности Российской Федерации. Это акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться, в первую очередь, в нормативных актах, принимаемых субъектами Федерации, а также и в актах федеральных правотворческих органов.
Статья 3 Основ определяет, что законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций республик в составе Российской Федерации, настоящих Основ и принимаемых в соответствии с ними других законодательных актов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Настоящие Основы регулируют
отношения граждан, органов государственной
власти и управления, хозяйствующих
субъектов, субъектов государственной,
муниципальной и частной систем
здравоохранения в области
Законодательные акты республик в составе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.
В соответствии со ст.4 Основ задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:
1) определение ответственности
и компетенции Российской
2) правовое регулирование
в области охраны здоровья
граждан деятельности
3) определение прав граждан,
отдельных групп населения в
области охраны здоровья и
установление гарантий их
4) определение профессиональных
прав, обязанностей и
Информация о работе Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан