Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

В контексте современной цивилизации право человека на охрану здоровья перестает быть сугубо индивидуальным достоянием, оно становится важнейшей ценностью для государства и гражданского общества. Особенности права на охрану здоровья заключаются в том, что оно относится к неотчуждаемым правам, принадлежит человеку еще до его рождения, является неотъемлемым условием жизни общества и связано не только с необходимостью заботы о своем здоровье каждого гражданина, но и ответственностью государства за сохранение и укрепление здоровья своих граждан. Жизнь человека и его здоровье - высшие ценности для общества, с учетом которых должны определяться все остальные ценности и блага.

Содержание работы

Введение 2
1. Конституционно-правовые механизмы реализации и защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь 4
2. Классификация нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья населения 7
3. Проблемы законодательства РФ об охране здоровья населения 14
Заключение. 17
Литература. 19

Файлы: 1 файл

ПРАВОВОЕ ОБКСПЕЧЕНИЕ СР2013.docx

— 43.06 Кб (Скачать файл)

 В настоящее время в России темпы законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Поэтому, если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной правовой базы, которая увеличивается быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском законодательстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решать судьбу формально действующих нормативных правовых актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.

 Систематизация - это деятельность по приведению нормативных правовых актов в определенное упорядоченное состояние в целях принятия сводного законодательного акта (Кодекса), либо объединения множества нормативных правовых актов в единый комплекс (Сборник), необходимый для нужд правотворческой и правоприменительной практики.14

Между тем, попытка привести в систему действующий нормативный  массив наталкивается на значительные трудности. В процессе работы обнаруживаются все более сложно решаемые проблемы. Представляется что виной тому две  главные причины: первая - попытка  систематизировать законодательство в границах старой системы, сложившейся  до принятия Конституции РФ 1993 года; вторая - состояние законодательного массива. Противоречивость законодательных  актов, их дублирование, нарушение других правил законодательных процедур, импульсивность законотворчества - все это препятствует строительству эффективной правовой системы. Разумеется, причины недостатков  и невысокого качества законодательного регулирования нельзя относить лишь на счет законотворческих органов. Они  глубже, зачастую - вне права, в сути тех процессов, которые протекают в обществе и, в конечном итоге, отражают состояние противоборства различных социальных сил.

"Основы законодательства  РФ об охране здоровья граждан" 1993 года, как документ непрямого  действия, во многом, устарел, принят  до введения в действие Конституции  РФ 1993 г. и не сопровождается  созданием необходимых законов,  регулирующих те или иные направления  медицинской деятельности. Как качество  самого здравоохранения, так и  состояние его правовой обеспеченности  далеки от оптимальных.

Основные трудности, которые  негативно сказываются на процессе создания качественной правовой базы здравоохранения, следующие: недостаточно выраженная государственная политика в сфере охраны здоровья граждан;

при понимании специфики  России недостаточный интерес к  опыту юридической регламентации  охраны здоровья граждан в зарубежных странах; слабая законотворческая активность субъектов законодательной инициативы; трудности прохождения законов  в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.


14 Олейник Ч.Г. Необходимость систематизации законодательства в сфере охраны здоровья населения // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2007. – №5. –  С. 86-87.

Заключение

Исходя из материала контрольной  работы можно сделать ряд выводов:

Реформирование отечественного здравоохранения без разработки основательной и действенной  правовой базы невозможно и нереально.

В интересах совершенствования  методологии систематизации и учета  нормативных правовых актов о  здоровье человека, необходимо внести изменения в классификатор правовых актов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 г., в частности, объединить все рубрики, касающиеся охраны здоровья, в раздел 140.000.000 "Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм". Сейчас они разбросаны по разным разделам, что затрудняет учет медицинского законодательства и работы по систематизации соответствующих нормативных правовых актов.

В юридической литературе высказывается точка зрения, согласно которой назрела необходимость  принятия в ближайшем будущем  Медицинского кодекса Российской Федерации. Факторами, которые вызывают указанную  необходимость, являются быстрый рост числа юридических норм в сфере  охраны здоровья, отсутствие строгих  системных начал в медицинском  законодательстве, появление нестыковок и противоречий в сфере его  применения. Кодекс как правовая форма  имеет несомненные преимущества перед другими нормативными правовыми  актами. Содержащиеся в нем нормы  напрямую регулируют соответствующие  общественные отношения без конкретизации  данных норм в других актах. В силу своей юридической природы, Кодекс способен полно и системно представить  сферу отношений, которые сегодня  складываются в предмет отрасли  медицинского права.

 Реализация этих задач будет содействовать повышению качества правового регулирования и тем самым повышению эффективности государственного управления в сфере здравоохранения. Мерой, способствующей более высокой эффективности законодательного регулирования охраны здоровья граждан, является повышение информированности общества, граждан, медицинской общественности и иных лиц о том, какие законопроекты рассматриваются в Государственной Думе и Совете Федерации. Это особенно важно в условиях малой доступности для граждан правовой информации, невозможности четко определить приоритетность действий норм одного акта перед нормами другого акта.

 В каком бы направлении ни развивалось нормотворчество, при формировании законодательства в столь важной сфере необходимо соблюдать следующие принципы:

защита прав человека и  гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение государственных  гарантий, связанных с этими правами;

приоритет профилактических мер в сфере охраны здоровья граждан;

доступность медико-социальной помощи населению;

ответственность органов  государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций  независимо от формы собственности, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в области  охраны здоровья.

Реформирование законодательства об охране здоровья граждан - не самоцель: законодательство о здравоохранении  должно позволять эффективно функционировать  системе здравоохранения, что, в  свою очередь, даст возможность реализовать  конституционное право граждан  на охрану здоровья и медицинскую  помощь и защитить их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Нормативно правовые  акты:

1.    Конституция  РФ.

2.    Гражданский  кодекс Российской Федерации  (ч. I).

3.    Закон РСФСР  "О санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения" от 19.04.91 г. N 1034-1.

4.    Закон РФ "О  психиатрической помощи и гарантиях  прав граждан при ее оказании" от 02.07.92 г.,

5.    Закон РФ "О  медицинском страховании граждан  в Российской Федерации" от 28.06.91 г. N 1499-1.

6.    Основы законодательства  Российской Федерации об охране  здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (ред. от 25.11.2009 N 267-ФЗ).

7.    Программа государственных  гарантий обеспечения граждан  РФ бесплатной медицинской помощью  от 11.09.98 г. N 1096.

8.    Уголовный кодекс  Российской Федерации от 13.06.96 N 63-ФЗ.

9.    Федеральный  Закон "О природных лечебных  ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах" от 23.02.95 г. .

10. Федеральный Закон "О  лекарственных средствах" (от 22.06.98 г. N 86-ФЗ).

11. Федеральный закон "О  предупреждении распространения  в Российской Федерации заболевания,  вызываемого вирусом иммунодефицита  человека (ВИЧ-инфекции) от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ.

12. Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ "О наркотических  средствах и психотропных веществах" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г)

2. Использованная литература:

13. Александрова О.Ю. Перспективы  формирования законодательства  в сфере охраны здоровья граждан  // Главврач. - 2007. - № 3.

14. Герасименко Н.Ф. Проблемы и перспективы формирования законодательной базы в области охраны здоровья на федеральном и региональном уровнях // Управление здравоохранением. - 2001. - № 3.

15. Герасименко Н.Ф. Состояние  и перспективы правового регулирования охраны здоровья населения Российской Федерации // Здравоохранение в Российской Федерации. - 2003. - № 2.

16. Материалы Научно-практической конференции на тему "Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о здравоохранении", прошедшей 22 ноября 2006 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

17. Олейник Ч.Г. Необходимость систематизации законодательства в сфере охраны здоровья населения // "Черные дыры" в российском законодательстве. - 2007. - №5. - С.86-87.

18. Олейник Ч.Г. О систематизации законодательства об охране здоровья населения. Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о здравоохранении (материалы научно-практической конференции. М.,20 ноября 2006 г). / Под ред. Хабриевой Т.Я. М.: Изд-во Юриспруденция. - 2007. - С.96-100.

19. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под общ. ред. Кудрявцева Ю.В. - М.: Фонд "Правовая культура", 2003.

20. Путило Н.В. Законодательство субъектов Российской Федерации о здравоохранении // Журнал российского права. - 2002. - №2. - С.45.

21. Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан Российской Федерации. / Под редакцией профессора Сергеева Ю.Д. - М.: Претор, 1995.

22. Сергеев Ю.Д., Милушин М.И. Становление и теоретические проблемы российского законодательства о здравоохранении // Медицинское право. - 2005. - № 3.

23. Черных В.Д. Здоровье населения - важнейший фактор социально-экономического развития общества / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. - 2000.

 


Информация о работе Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан