Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:57, контрольная работа
В контексте современной цивилизации право человека на охрану здоровья перестает быть сугубо индивидуальным достоянием, оно становится важнейшей ценностью для государства и гражданского общества. Особенности права на охрану здоровья заключаются в том, что оно относится к неотчуждаемым правам, принадлежит человеку еще до его рождения, является неотъемлемым условием жизни общества и связано не только с необходимостью заботы о своем здоровье каждого гражданина, но и ответственностью государства за сохранение и укрепление здоровья своих граждан. Жизнь человека и его здоровье - высшие ценности для общества, с учетом которых должны определяться все остальные ценности и блага.
Введение 2
1. Конституционно-правовые механизмы реализации и защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь 4
2. Классификация нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья населения 7
3. Проблемы законодательства РФ об охране здоровья населения 14
Заключение. 17
Литература. 19
Предметом актов данной отрасли является совокупность правовых норм в области оказания медицинской помощи, лекарственного обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия, а также иные связанные с этим вопросы. Должное поведение субъектов отношений в сфере охраны здоровья граждан обеспечивается посредством комбинированного воздействия приемов и способов, характерных для административного, гражданского права и права социального обеспечения. Субъектами регулируемых отношений являются государство, его органы и учреждения, медицинские учреждения различных форм собственности, с одной стороны, и граждане (в ряде случаев все находящиеся на территории Российской Федерации) - с другой".6
Специальные законы в значительной степени дублируют общесистемный и базовые. Например, подготовлены проекты федеральных законов "О государственной системе здравоохранения", "Об основах муниципальной системы здравоохранения" и отклонены Государственной Думой РФ из-за необходимости дополнительной проработки содержания. Между тем положения этих законопроектов вряд ли стоило выделять в отдельные акты, так как существует специальный раздел Основ законодательства об охране здоровья граждан (раздел III), который нуждается в изменении и дополнении.
Наряду с Основами на правовое
регулирование здравоохранения
в РФ направлены многие другие законодательные
акты (специальные федеральные
Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов", направленный на улучшение качества и структуры питания как одного из основных факторов, определяющих здоровье населения;
Федеральный закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ, определяющий стратегию и систему мер в области профилактики основных инфекционных заболеваний;
Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-
6 Путило Н.В. Законодательство субъектов Российской Федерации о здравоохранении // Журнал российского права. – 2002.- №2. - С.45.
инфекции) от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. №3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г)
В плане формирования законодательной базы охраны здоровья населения важное значение имеют и законы, традиционно относимые к сфере экологии. В последние годы приняты федеральные законы “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", “Об отходах производства и потребления", “Об уничтожении химического оружия", “Об охране атмосферного воздуха" и ряд других.
Завершается работа над законами “О питьевой воде и питьевом водоснабжении" и “Об обращении с радиоактивными отходами".
Необходимо подчеркнуть, что федеральные законы вводят наиболее общие, основополагающие нормы, находящиеся на высших этажах иерархии норм права субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации являются не столько дополнительным звеном, способствующим созданию комплексного механизма реализации федерального закона, сколько тем элементом механизма регулирования, который снимает чрезмерную абстрактность общефедеральных норм, наполняя их спецификой региональной практики правоприменения.
В настоящее время в субъектах РФ принято около 300 законодательных актов в сфере здравоохранения.
Названное конституционное положение конкретизируется в нормах различных отраслей законодательства. Так, уголовное законодательство предусматривает наказание за причинение телесных повреждений, заражение некоторыми видами болезней (например, венерическими, СПИДом), нарушение правил охраны труда, загрязнение окружающей среды обитания, а также за преступления, посягающие на здоровье или создающие угрозу здоровью людей.
Трудовое законодательство содержит целый комплекс правил об охране труда и предусматривает различные меры ответственности за их нарушение (штрафы, увольнение с работы, возмещение материального вреда).
Нормы гражданского законодательства регламентируют порядок возмещения убытков и вреда, причиненных здоровью граждан неправомерными виновными действиями. При этом здоровье граждан защищается путем возмещения как материального, так и морального, вреда.
Специальные нормы, направленные на возмещение ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, содержатся в пенсионном законодательстве.
Существенную роль в работе по учету и систематизации нормативных актов играет тщательно разработанный, детализированный классификатор, помогающий осуществлять полный и достоверный поиск правовой информации. Классификатор является одной из методологических основ систематизации и кодификации законодательства, важным инструментарием, без которого невозможна эффективная законодательная деятельность. В настоящее время существует единственный официальный акт, определяющий систематизацию российского законодательства, - это общеправовой классификатор отраслей законодательства, утвержденный Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 "О классификаторе правовых актов".
Наряду с законодательными
актами на правовое регулирование здравоохранения
в РФ направлены и подзаконные
акты (указы Президента РФ и постановления
Правительства РФ), а также ведомственные
акты. В настоящее время
Правительством Российской
Федерации принят ряд федеральных
целевых программ, рассматривающих
отдельные проблемы сохранения и
укрепления здоровья, профилактики заболеваний
населения Российской Федерации, в
том числе сахарного диабета,
туберкулеза, ВИЧ-инфекции, а также
создания эффективной системы
Можно выделить следующие
ведомственные нормативные
Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. №113 "Об утверждении Концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации"7;
Приказ Минздрава РФ от 21 марта 2003 г. №114 "Об утверждении отраслевой программы "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы"8
Приказ Минздрава РФ от
2 июля 1999 г. №274 "О порядке регистрации
изделий медицинского назначения и
медицинской техники
Положение об организации
психологической и
Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. №377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями от 23 мая, 31 июля 1998 г., 21 июля 2000 г., 8 мая, 23 сентября 2002 г) 11
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 мая 2003 г. №108 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4 1328-03"12
Решение Коллегии Минздрава РФ от 20-21 марта 2001 г. "О ходе реализации Концепции развития здравоохранения и медицинской науки, задачах на 2001 - 2005 годы и на период до 2010 года" (Протокол №6).
Важно подчеркнуть, что подзаконные
нормативные акты не должны противоречить
законодательным актам и
7Здравоохранение. - 2003 г. - №8.
8 Здравоохранение. - 2003 г. - №7.
9 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 22 ноября 1999 г. - №47.
10 Здравоохранение. - 2003 г. - №1.
11 Собрание Актов Президента и Правительства РФ. - №18. - 3 мая 1993 г.
12Российская газета. -20 июня 2003 г. - №119/1.
законодательного акта). В соответствии с Указом Президента РФ №763 от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" такие нормативные документы, подлежат регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию в "Российской газете" или в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с п.12 Указа Президента РФ №763 данные нормативные акты вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом акте не предусмотрен иной срок их вступления в силу.
Приведем примеры:
Решение Верховного Суда РФ от 10 июня 2002 г. №ГКПИ 01-1923 Об отказе в удовлетворении заявления о признании несоответствующим действующему законодательству приказа МВД РФ от 15 октября 1999 г. №805 "Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких";
Решение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2002 г. №ГКПИ 2001-1592 О признании незаконным пункта 2.11 2 "Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД РФ", утвержденной приказом МВД РФ от 2 октября 1995 г. №370;
Решение Верховного Суда РФ от 6 июня 2001 г. №ВКПИ 01-17 О признании не соответствующими Постановлению Правительства РФ "Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе" от 20 апреля 1995 г. №390 и не действующими с момента издания отдельных положений "Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах РФ", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 22 сентября 1995 г. №315.Как видно из приведенных примеров, предметом споров явились именно нормы тех или иных актов о здравоохранении.
3. Проблемы и перспективы законодательства РФ об охране здоровья населения.
Здоровье человека в эпоху динамично меняющихся природных и общественных условий требует особо пристального внимания к организации здравоохранения. Особое значение имеют законодательные гарантии действенности системы медицинской помощи и социальной защиты.
Проблема создания, совершенствования и дальнейшего развития законодательной базы в области охраны здоровья населения в Российской Федерации остается одной из самых злободневных.13
Известно, что эффективность
деятельности системы здравоохранения
является одним из определяющих факторов
социально-экономического развития любого
государства. К сожалению, в настоящее
время мы пришли к ситуации, когда
законодательное обеспечение
Несмотря на то, что действующее законодательство Российской Федерации в сфере здравоохранения насчитывает несколько десятков законов, значительное количество подзаконных нормативных актов, его нельзя признать достаточным для решения современных задач. Нормативные правовые акты в сфере здравоохранения разрознены, ряд норм дублируют друг друга, а некоторые отношения в области медицины, вообще, не регулируются правом.
Систематизация
13 Материалы Научно-практической конференции на тему "Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о здравоохранении", прошедшей 22 ноября 2006 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Кроме того, она обеспечивает
удобства при реализации права, возможность
хорошо ориентироваться в
Основные теоретические и практические проблемы, связанные с систематизацией законодательства о здоровье человека, с классификацией разделов медицинского законодательства, анализом правового статуса пациента, не получили достаточную систематическую и комплексную разработку и освещение в современной юридической и медицинской литературе. Из-за отсутствия четкой классификации медицинского законодательства на определенные разделы остаются неохваченными правовым регулированием ряд проблем. Имеются противоречия в различных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны здоровья населения, необходимо проведение исследований в области усовершенствования отечественного законодательства в данной сфере.
Информация о работе Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан