Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:50, контрольная работа
Ученые-правоведы в области гражданского права обоснованно выделяют понятие «транспортные договоры», под которыми понимают гражданско-правовые договоры, применяемые в сфере транспортной деятельности.
Понятием «транспортные договоры» определяется сфера применения различных договорных обязательств: перевозка, транспортная экспедиция, буксировка и т.п.
Введение
1. Система правового регулирования договора перевозки
1.1. Гражданский кодекс РФ
1.2. Транспортные уставы и кодексы, регулирующие
договорные отношения, связанные с перевозками
1.3. Правила перевозок и тарифы
2. Понятие и виды договора перевозки по законодательству РФ
2.1. Система договоров перевозки
2.2. Виды договоров перевозки
Заключение
Список использованных источников
Задача
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Астраханский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия»
КАФЕДРА гражданско-правовых дисциплин
Учебная дисциплина: «Гражданское право»
Контрольная работа
Определите особенности правового регулирования договоров перевозки Вариант - 2
студент 2 курса
Астрахань 2013 |
Содержание:
Введение
1. Система правового
регулирования договора
1.1. Гражданский кодекс РФ
1.2. Транспортные уставы и кодексы, регулирующие
договорные отношения, связанные с перевозками
1.3. Правила перевозок и тарифы
2. Понятие и виды договора перевозки по законодательству РФ
2.1. Система договоров перевозки
2.2. Виды договоров перевозки
Заключение
Список использованных источников
Задача
Введение
Для Российской Федерации с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение в современных рыночных условиях.
Отражением этого являются
постоянно развивающееся
Ученые-правоведы в области гражданского права обоснованно выделяют понятие «транспортные договоры», под которыми понимают гражданско-правовые договоры, применяемые в сфере транспортной деятельности.1
Понятием «транспортные договоры» определяется сфера применения различных договорных обязательств: перевозка, транспортная экспедиция, буксировка и т.п.
Ряд ученых, анализировавших нормы о договоре перевозки, содержащиеся в главе 40 ГК РФ «Перевозка», приходят к выводу, что само понятие «договор перевозки» носит абстрактный характер и проявляет себя в целом ряде договоров, призванных регулировать различные отношения, связанные с перевозкой грузов, пассажиров и багажа.2
Таким образом, можно выделить целую систему договоров, опосредующую перевозки грузов, пассажиров, багажа, в которую входят отдельные договоры: договор перевозки конкретного груза; договор перевозки пассажира; договор фрахтования (чартер); соглашение транспортных организаций о порядке организации перевозок грузов, пассажиров и багажа; договор об организации перевозок грузов; договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов3.
Каждый из вышеперечисленных видов договора перевозки регулируется Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами РФ, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами и занимает свое важное место в системе правового регулирования отношений, связанных с перевозками грузов, пассажиров и багажа.
Поэтому, исходя из вышесказанного,
целью настоящей работы будет
являться определение понятия договора
перевозки как одного из элементов
общей системы гражданско-
1. Система правового
регулирования договора
1.1. Гражданский кодекс РФ
В Гражданский кодекс РФ (гл.40) включены лишь основные, принципиальные положения, регулирующие договор перевозки, которые представляют собой правила, применимые в равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. Данные правила подлежат применению ко всем видам перевозок.
Тем самым, по
выражению В.В. Витрянского, «
Представляется необходимым раскрыть содержание этих основных принципиальных положений ГК РФ, регулирующих перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется, в силу п.1 ст.784 ГК РФ на основании договора перевозки.
Условия перевозки
отдельными видами транспорта, а
также ответственность сторон
по этим перевозкам
Основной договор, опосредствующий перевозки грузов, – это договор перевозки грузов, сконструированный в ГК РФ по модели реального договора: перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785).
Условия такого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортом документе: на железнодорожном, внутренневодном и воздушном транспорте – в накладной; на морском транспорте – в накладной или коносаменте; на автомобильном транспорте – в товарно-транспортной накладной при перевозке грузов товарного характера или акте замера (взвешивания) при перевозке грузов нетоварного характера. Составление и выдача грузоотправителю транспортной накладной или иного соответствующего перевозочного документа одновременно служат подтверждением заключения договора перевозки грузов.
Из всех договоров перевозки в ГК РФ выделяются договоры перевозки транспортом общего пользования, когда в качестве перевозчика выступает коммерческая организация, которая в силу закона, иных правовых актов обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина или юридического лица. ГК РФ (ст. 789) установил, что перечень таких организаций, относящихся к транспорту общего пользования, должен публиковаться в установленном порядке.
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором, поэтому к нему применяются правила, предусмотренные ст. 426 ГК РФ.
В силу данной статьи коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Цена услуг, оказываемых транспортной организацией устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В обязанности перевозчика по договору перевозки груза входит подача грузоотправителю под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом) или договором, исправных транспортных средств в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. В противном случае отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств (ст. 791 ГК РФ).
Обязанностью грузоотправителя (грузополучателя), предусмотренной ГК РФ (п. 2 и 3 ст. 791), является соблюдение сроков погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства. Такие сроки должны устанавливаться договором, если они не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Обязанность по погрузке (выгрузке) груза может быть возложена как на отправителя (получателя), так и на транспортную организацию. Этот вопрос должен решаться в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Если погрузка (выгрузка) груза должна осуществляться за счет сил и средств транспортной организации, время, затраченное на эти операции, входит в установленные сроки доставки груза.
Сроки доставки, в течение которых перевозчик обязан доставить пассажира и его багаж в пункт назначения, определяются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. При отсутствии таких сроков груз, пассажир, багаж должны быть доставлены перевозчиком в пункт назначения в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).
Наряду с договором перевозки конкретного груза, когда предметом договора является доставка указанного груза в пункт назначения и выдача его получателю, ГК предусматривает и в определенной степени регулирует договоры об организации перевозок и договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов.
По договору об организации
перевозки грузов перевозчик обязуется
в установленные сроки
К числу договоров об организации перевозки, широко применяемых на практике, относятся: навигационные договоры – на морском и речном транспорте5; специальные договоры – на воздушном транспорте; годовые договоры – на автомобильном транспорте.6
В соответствии с ГК РФ (ст. 799) между организациями различных видов транспорта могут заключаться также договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов, а именно: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.
Особое место в регулировании отношений, связанных с перевозкой, занимает договор перевозки пассажира (ст. 786 ГК РФ). По такому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажирам багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир в свою очередь обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за провоз багажа.
Уже из самого определения договора перевозки пассажира, содержащегося в ГК РФ, следует, что этот договор, в отличие от договора перевозки конкретного груза, является консенсуальным, т.е. после приобретения билета или багажной квитанции договор считается заключенным, а пассажир получает право требовать от перевозчика выполнения им своих обязанностей. Кроме того, непосредственно ГК пассажиру предоставлен ряд дополнительных прав, а именно: перевозить с собой детей бесплатно или на льготных условиях; перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Существенная же особенность
договора перевозки пассажира
Основной обязанностью как грузоотправителя по договору перевозки груза, так и пассажира по договору перевозки пассажира или багажа является внесение провозной платы за перевозку. В качестве основного правила ГК РФ предусмотрено, что провозная плата, взимаемая с грузоотправителя и пассажира, устанавливается соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ст. 790).
Однако при перевозке грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования плата за перевозку должна определяться на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Если же в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате в отношении отдельных категорий пассажиров или грузоотправителей, то транспортной организации, осуществляющей перевозки соответствующих пассажиров или грузов, должны быть компенсированы все ее расходы, связанные с осуществлением перевозок на льготных условиях (п. 5 ст. 790 ГК РФ).
Вместе с тем, независимо от того, относится ли перевозчик к организациям транспорта общего пользования, выполняемые им по требованию грузовладельца работы и услуги, не предусмотренные тарифами, подлежат оплате в размере, определяемом исключительно по соглашению сторон.
Для перевозчика способом обеспечения исполнения грузоотправителем или владельцем багажа обязанности по внесению провозной платы и других причитающихся перевозчику платежей должно служить предоставленное ему право удерживать грузы и багаж до выполнения указанными лицами своей обязанности. Данное право может быть реализовано перевозчиком, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства (п. 4 ст. 790 ГК РФ).
Информация о работе Особенности правового регулирования договоров перевозки