Особенности правового регулирования договоров перевозки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Ученые-правоведы в области гражданского права обоснованно выделяют понятие «транспортные договоры», под которыми понимают гражданско-правовые договоры, применяемые в сфере транспортной деятельности.
Понятием «транспортные договоры» определяется сфера применения различных договорных обязательств: перевозка, транспортная экспедиция, буксировка и т.п.

Содержание работы

Введение
1. Система правового регулирования договора перевозки
1.1. Гражданский кодекс РФ
1.2. Транспортные уставы и кодексы, регулирующие
договорные отношения, связанные с перевозками
1.3. Правила перевозок и тарифы
2. Понятие и виды договора перевозки по законодательству РФ
2.1. Система договоров перевозки
2.2. Виды договоров перевозки
Заключение
Список использованных источников
Задача

Файлы: 1 файл

контрольная гп часть 2 вар 2.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Транспортные  уставы и кодексы, регулирующие  договорные отношения, связанные  с перевозками

 

Кроме основных, принципиальных положений, содержащихся в главе 40 ГК РФ, остальной массив правоотношений связанных с перевозками грузов, пассажиров и багажа подлежит регулированию иными федеральными законами, и в первую очередь – транспортными уставами и кодексами. Каждым из них регулируются отдельные виды перевозок соответствующим транспортом с учетом его специфических условий.

В настоящее время  действуют: Воздушный кодекс РФ 1997 г. (ВК РФ) Устав железнодорожного транспорта РФ 2003 г. (УЖТ РФ), Кодекс торгового  мореплавания РФ 1999 г. (КТМ РФ), Кодекс внутреннего водного транспорта РФ 2001 г. (КВВТ РФ), Устав автомобильного транспорта РСФСР 1969 г. (УАТ РСФСР), применяемый  на территории РФ в части, не противоречащей главе 40 ГК РФ впредь до принятия соответствующего законодательного акта.7

Действующие в РФ вышеотмеченные транспортные уставы и кодексы отражают выработанный в течение многолетнего развития механизм правового регулирования  транспортных операций, его особенности  на отдельных видах транспорта и  учитывают зарубежный и международный опыт в этой области, особенно при морских и воздушных перевозках.8

Наряду с транспортными  уставами и кодексами к перевозкам применяются положения ряда других законов РФ. Особое значение имеют  Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. Действие этого последнего Закона распространяется на перевозки пассажиров и багажа.9

 

1.3. Правила  перевозок и тарифы

 

Важным элементом транспортного законодательства являются правила перевозок и тарифы. Правила перевозок утверждаются транспортными министерствами и ведомствами на основании и в развитие соответствующих транспортных уставов и кодексов (порядок подачи заявок на перевозку грузов, оформление перевозочных документов, принятие и выдача грузов, составление актов при перевозках, заявление претензий и т.д.), а также особенности перевозок отдельных видов грузов (скоропортящихся, опасных, в контейнерах и др.). 

Правила перевозок грузов издаются в виде сборников, которые на железнодорожном, морском и речном транспорте именуются тарифными руководствами и имеют сложившуюся нумерацию. В специальном тарифном руководстве изложены ставки тарифных платежей и порядок их исчисления. Условия пассажирских перевозок определяются в специальных правилах. На воздушном транспорте действует правило о том, что «перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (п.2 ст.102 ВК РФ).

Действующие в настоящее  время на разных видах транспорта ранее изданные правила перевозок  применяются с учетом последующего законодательства РФ и постепенно пересматриваются.10  

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие и  виды договора перевозки по  законодательству РФ

 

2.1. Система  договоров перевозки

 

Как было указано выше, в главе 40 ГК РФ содержатся определения  целого ряда договоров, регулирующих отношения  по перевозкам грузов, пассажиров и багажа. Помимо традиционных договоров перевозки груза и пассажира в данной главе ГК упоминаются и иные договоры, опосредующие перевозки: договор фрахтования (чартер); соглашения между организациями различных видов транспорта, регламентирующие взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа в прямом смешанном сообщении; договор перевозки транспортом общего пользования; договор об организации перевозки грузов; договор между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов.

Все указанные в Гражданском  кодексе РФ договоры  предназначены  для регулирования правоотношений, возникающих в процессе перевозки  грузов, пассажиров и багажа.

Поэтому следует согласиться  с В.В. Витрянским, который считает, «что в современных условиях уже нельзя говорить об одном-единственном договоре перевозки, сконструированном по модели реального договора, в соответствии с которым перевозчик обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его получателю или иному управомоченному лицу, а грузоотправитель – уплатить провозную плату. Представляется, что теперь речь должна идти о системе договоров, опосредующих перевозки грузов, пассажиров и багажа»11.

 

Таким образом, в данной системе, применительно ко всем видам транспорта, можно выделить следующие договоры.

 

2.1.1. Договор перевозки  груза

 

Договор перевозки груза  – это договор, в силу которого, перевозчик обязуется доставить  вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его  управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение такого договора подтверждается составлением и выдачей  отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного  документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 785 ГК РФ).

Данный договор является двухсторонним, так как обязанности  имеются как на стороне перевозчика, так и отправителя груза; услуги перевозчика по доставке груза подлежат оплате отправителем.

Договор перевозки груза  принято также относить возмездных, взаимных и реальных договоров. Данный договор, как правило, квалифицируется  как реальный, поскольку обязательства  перевозчика возникают лишь в  отношении такого груза, который  сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз). Однако перевозка груза осуществляется также в рамках договора фрахтования или чартера (ст. 787 ГК РФ), когда договор перевозки заключен еще до предъявления груза. Исходя из этого, на морском транспорте допускается возможность квалификации договора морской перевозки груза как в качестве реального, так и консенсуального договора. Так, в статье 115 КТМ РФ дается более широкое определение договора перевозки груза: «По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получатель), отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт)»12.

 

2.1.2. Договор перевозки  пассажира

 

Договор перевозки пассажира  – это такой договор, по которому перевозчик обязуется перевезти  пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией, форма которых (билета и багажной квитанции) устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Пассажир имеет право  в порядке, предусмотренном соответствующим  транспортным уставом или кодексом: перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях; перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм; сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу (ст. 786 ГК РФ).

Таким образом, как видно  из договора перевозки пассажира, указанный договор является двусторонним, возмездным, взаимным. Двусторонний характер обязательства, вытекающего из договора перевозки пассажира, выражается в том, что и на стороне перевозчика, и на стороне пассажира имеются как права требования, так и обязанности. Возмездность договора перевозки пассажира состоит в том, что обязанности транспортной организации по доставке пассажира и его багажа в пункт назначения противостоит встречное предоставление в виде обязанности уплатить провозную плату.

 Данный договор  носит консенсуальный характер: обязанность перевозчика подать  подвижной состав в соответствии  с определенным расписанием движения  транспортных средств и предоставить  пассажиру место в соответствующем  транспортном средстве возникает  с момента приобретения пассажиром проездного билета. Исключение из этого может составлять, когда проездной билет приобретается пассажиром непосредственно в автобусе или в маршрутном такси, то такой договор перевозки можно назвать реальным.

Договор перевозки багажа является самостоятельным видом договора, который сопутствует договору перевозки пассажира. Данный договор является реальным. 

2.1.3. Договор фрахтования  (чартер)

 

По данному договору одна сторона (фрахтовщик) обязуется  предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок грузов, пассажиров и багажа. Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами (ст. 787 ГК РФ). Договор фрахтования широко применяется на речном, морском и воздушном транспорте.

Договор фрахтования (чартер) является двусторонним, возмездным, консенсуальным, он отличается как от договора перевозки  груза, так и от договора перевозки пассажира особенностями предмета вытекающего из него обязательства. При чартере перевозчик (фрахтователь) не принимает от отправителя определенное число мест груза к перевозке и не обязуется предоставить пассажиру определенное место в транспортном средстве согласно приобретенному последним проездному билету. Предмет обязательства перевозчика (фрахтовщика) при чартере составляют действия по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов.

2.1.4. Соглашения между  транспортными организациями об  организации перевозок грузов, пассажиров, багажа

Данные соглашения представляют собой договоры, в которых определяется порядок передачи и приема грузов, пассажиров и багажа с одного транспорта на другой, когда перевозка производится разными видами транспорта по единому перевозочному документу (транспортной накладной, проездному билету, багажной квитанции), а также условия осуществления таких перевозок.

Подобные соглашения должны заключаться между транспортными организациями в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ). Указанные соглашения определяют в основном взаимоотношения, складывающиеся между транспортными организациями, и не могут квалифицироваться в качестве договора перевозки.

Также Гражданский кодекс РФ указывает еще два вида договоров, относящихся к сфере правоотношений, связанных с перевозкой грузов.

 

2.1.5. Договоры об организации  перевозки грузов

 

По договору об организации перевозки  грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки. Такие договоры носят долгосрочный характер и заключаются перевозчиком и грузовладельцем при необходимости осуществления систематических перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ). Данные договоры являются двухсторонними, возмездными и консенсуальными.

 

2.1.6. Договоры об организации  работы по обеспечению перевозок  грузов

 

Договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.) заключаются между организациями различных видов транспорта в порядке, определяемом транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами (ст. 799 ГК РФ).

Предметом обязательств, вытекающих из таких договоров, являются действия транспортных организаций по обеспечению приема грузов, доставленных в место отправления (железнодорожная станция, порт (пристань), аэропорт) и сдаваемых к перевозке не грузоотправителем, а транспортной организацией другого вида транспорта; перевалка грузов в пути их следования с одного вида транспорта на другой; выдача грузов транспортным организациям для доставки их получателям. Иными словами, договорами об организации работы по обеспечению перевозок грузов могут регулироваться взаимоотношения транспортных организаций, складывающиеся между ними на протяжении всего процесса перевозки грузов.

Отличие договора об организации  работы по обеспечению перевозок грузов от соглашений, заключаемых между организациями различных видов транспорта при прямом смешанном сообщении, состоит в том, что в первом случае речь идет о регулировании взаимоотношений, складывающихся между транспортными организациями различных видов транспорта при перевозках грузов, не охватываемых единым транспортным документом (по нескольким транспортным накладным).

По двум последним  договорам в литературе по гражданскому праву можно встретить мнение, что указанные договоры не относятся  к договорам перевозки. Так, например, О.Н. Садиков, анализируя договор об организации перевозок, а также договор, заключаемый между транспортными организациями различных видов транспорта по обеспечению перевозок грузов, приходит к следующему выводу: «Оба названных договора – особые договоры транспортного права, которые обслуживают процесс транспортировки, но договором перевозки не являются и должны быть отнесены к числу договоров подрядного типа, регулируемых в основном нормами транспортного права и субсидиарно – общими нормами о подряде»13.

Информация о работе Особенности правового регулирования договоров перевозки