Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 07:43, курсовая работа
Целями исследования являются: • Проведение теоритического анализа регулирования сделок с недвижимостью;
• Выявление и раскрытие сущности механизма обеспечения правомерности и законности сделок с недвижимостью.
Для достижения поставленной в данной работе цели необходимо решить следующие задачи:
ü Рассмотреть понятие «недвижимости»;
ü Раскрыть особенности ее правового режима;
ü Исследовать сущность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Введение……………………………………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоритические аспекты правового регулирования, обеспечения правомерности и законности сделок с недвижимостью…………………………….
5
1.1.Понятие и юридические признаки недвижимого имущества………………. 5
1.2.Особенности правового режима недвижимости………………………………….. 6
Глава II. Механизм обеспечения правомерности и законности сделок с недвижимостью…………………………………………………………………………………………….
7
2.1. Понятие и структурные элементы механизма обеспечения правомерности и законности сделок с недвижимостью…………………………….
8
2.2. Система органов, осуществляющих обеспечения правомерности и законности сделок с недвижимостью. Правовые и организационные принципы их взаимодействия………………………………………………………………………
8
2.3. Правовые средства обеспечения законности и правомерности сделок с недвижимостью……………………………………………………………………………..
13
Глава III. Практика применения Гражданского кодекса Российской Федерации при совершении сделок с недвижимостью……………………………..
15
3.1.Обзор типичных споров, разрешаемых в судебном порядке, по вопросу совершения сделок с недвижимостью………………………………………….
15
3.2.Особенности и современные тенденции судебного разрешения споров по вопросам совершения сделок с недвижимостью………………………
18
Заключение…………………………………………………………………………………………………… 20
Список использованных источников……………………………………………………………. 22
Механизм представляет собой структурное образование, состоящее из элементов, выполняющих в нем определенные функции. Структура механизма состоит из следующих элементов: объект, субъект и правовые средства его обеспечения.
1) В состав субъектов механизма входят все субъекты права, которые устанавливают правовые требования к форме и содержанию сделок, формы контроля и надзора за субъектами рынка недвижимости, в том числе, относятся органы специальной компетенции в сфере недвижимости и правоохранительные, судебные и контрольно - надзорные органы.
2) Объектом механизма выступают общественные отношения по обеспечению нормативно-установленного порядка в сфере оборота объектов недвижимости.
Правовые средства в сфере обеспечения законности и правомерности сделок с недвижимостью подразделяются на две группы:
а) регулятивные правовые средства: полномочия государственных органов (контрольно-надзорные полномочия), в том числе, акты правоприменения; субъективные права сторон сделки и третьих лиц;
б) охранительные правовые средства: меры предупреждения и пресечения правонарушений, в том числе, меры юридической ответственности.
2.2. Система
органов, осуществляющих
В состав органов обеспечения правомерности и законности сделок с недвижимостью входят все субъекты права, которые устанавливают правовые требования к форме и содержанию сделок, формы контроля и надзора за субъектами рынка недвижимости, в том числе, относятся органы специальной компетенции в сфере недвижимости, правоохранительные, судебные и контрольно - надзорные органы. Эти органы делятся на две группы. К первой группе относятся органы, прямо участвующие в обеспечении механизма. Это органы специальной компетенции, осуществляющие правовое сопровождение сделки на предмет ее законности (правомочности сторон, формы и содержания сделки, наличие необходимых документов и т.д.). Эти органы осуществляют предварительный и текущий, а иногда, и последующий контроль. Во второй группе находятся органы, осуществляющие контрольно-надзорные, юрисдикционные и правоохранительные функции. Эти органы участвуют на рынке недвижимости опосредованно, наделенные общей правоохранительной компетенцией, и выступают субъектами правоотношений в вышеуказанной сфере, после наступления юридического факта - нарушения законности (совершения правонарушения). При этом необходимо знать, что первая группа органов занимается непосредственным обеспечением законности, а вторая ее охраной. И только такая совокупность органов предполагает достижение эффективности в обеспечении законности и правомерности сделок с недвижимостью.
В первую группу входят:
1. Федеральная
регистрационная служба РФ и
ее территориальные органы. Эта
служба действует на основе
Положения о Федеральной
Таким образом, исходя из компетенции, установленной законом, регистрационная служба - это орган, непосредственно участвующий в обеспечении законности сделки и прав из сделки. Росрегистрация регистрирует либо саму сделку, либо права из нее, либо и то и другое, предварительно выяснив обстоятельства, служащие основанием признания действий заявителя законными. Росрегистрация относится к органу, осуществляющему текущий контроль при совершении и (или) исполнении сделки.
2. Федеральное
агентство по управлению
3. Российский
фонд федерального имущества
(РФФИ). Правовой статус РФФИ
4. Нотариальная
деятельность в Российской
5. Оценочная
деятельность в РФ
6. Опека и
попечительство регулируется
Ко второй группе относятся:
1. Налоговые
органы. Правовое регулирование
касательно деятельности
2. Суды судебной
системы РФ (арбитражные суды, суды
общей юрисдикции, мировые судьи).
Дела в сфере сделок с
3. Органы
внутренних дел. Задачами
Вся система органов государственной власти действует на основании следующих общих принципов:
а) Принцип законности. Представляет собой один из ведущих принципов организации и функционирования органов государственной власти. Сущность этого принципа заключается в том, что все государственные органы должны в своей деятельности руководствоваться законом и подзаконными актами не нарушая, и в необходимых случаях, соблюдая, обеспечивая и защищая права физических и юридических лиц.
б) Принцип
самостоятельности и
в) Принцип федерализма. Этот принцип основан на том, что федеративное устройство основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти.
г) Принцип
сочетания централизации и
К правовым и организационным принципам взаимодействия субъектов механизма обеспечения законности и правомерности сделок с недвижимостью, относятся:
1.Принцип
координации. Суть этого
2. Принцип
оперативности. Этот принцип
2.3. Правовые
средства обеспечения
Понятие «средство»
в юриспруденции употребляется
в самых разных значениях: его
используют и в отношении права
в целом, и применительно к
многообразным режимам
Правовые средства - это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.
Что касается смысла обеспечения законности и правомерности сделок с недвижимостью, то стороны сделки и третьи лица вправе обратиться в государственные органы за обеспечением и защитой своих прав. Так, ст.12 ГК РФ закрепляет открытый перечень способов защиты гражданских прав, а ст.11 ГК РФ указывает на возможность судебной и административной защиты своих прав. Причем конкретные способы защиты гражданских прав по выбору управомоченного могут применяться как индивидуально, так и в сочетании. Исключение составляют случаи, когда в силу прямого указания закона или, исходя из характера нарушенного (оспариваемого) права оно может защищаться только определенным способом. Таким образом, закон предусматривает для сторон сделки, если она не затрагивает права третьих лиц, следующий набор правовых средств защиты своих прав (естественно с учетом специфики рассматриваемой темы): виндикационный и негаторный иски , расторжение договора в одностороннем порядке при существенном нарушении договора другой стороной (эти способы защиты осуществляются судом в порядке искового производства), обжалование действий государственных и муниципальных органов и их должностных лиц (этот способ защиты может осуществляться как в судебном, так и административном порядке) и иные способы защиты.
Правовыми средствами обеспечения законности и правомерности сделок с недвижимостью в усеченном виде можно назвать права сторон на обращение к нотариусу, когда это по закону не обязательно для придания сделке помимо всего прочего еще и нотариальной формы. Для того, чтобы механизм в лице его уполномоченных органов начал активную деятельность по защите нарушенных прав, необходимо, чтобы лицо, обратившееся за защитой, имело на это право (при виндикации, например, субъектом обращения с иском должен быть собственник), было дееспособно, должно быть соблюдено правило о подведомственности и территориальности и т.д. Таким образом, обращение граждан и юридических лиц (кроме случаев, когда государственные органы принимают меры защиты прав без такого обращения: уголовные дела из публичного обвинения, и иных случаев правовой активности публичных органов) служит основанием применения специфических юридических средств - мер защиты нарушенного права, которые и выступают формами реализации процесса механизма. При этом, обеспечение сделок (обратите внимание, не защита, а именно обеспечение), как деятельность государственных органов, также начинается с момента обращения физических и юридических лиц (например, заявление в органы государственной регистрации о регистрации права собственности; заявка претендента на участие в аукционе по продаже государственного имущества в соответствующий фонд имущества, и т.д.).
Информация о работе Особенности правового регулирования сделок с недвижимостью