Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 14:01, дипломная работа
Целями дипломного исследования являются выработка комплексного, теоретически обоснованного подхода в понимании юридической сущности общества с ограниченной ответственностью как юридического лица
Достижение указанных целей реализовывалось посредством решения следующих задач:
- изучение понятия и сущности ООО как юридического лица;
- выявление особенностей создания и функционирования ООО;
- определение содержания и функций управления ООО;
- проведение анализа и обобщение высказанных в научной лите¬ратуре точек зрения на проблемы создания и функционирования ООО;
- определение соотношения ООО с другими формами хозяйствующих обществ;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Общая характеристика ООО как юридического лица…………...…...8
1.1. Понятие и признаки ООО………………………………..…………...8
1.2. Особенности правового регулирования ООО как юридического лица………………………………………………………………..….17
Глава 2. Порядок создания и функционирования ООО………………………34
2.1. Процедура создания ООО. Учредители (участники) общества. …...34
2.2. Характеристика организации управления ООО. ……………………48
2.3. Ответственность в ООО: понятие и виды. ………………………..…54
Глава 3. Ликвидация ООО………………………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….75
В качестве регистрирующих могут выступать различные органы. Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 мая 2002 года № 319 государственную регистрацию юридических лиц осуществляют налоговые органы РФ.
Для государственной регистрации юридического лица (общества с ограниченной ответственностью) необходимо представить в соответствующий орган:
1. Заявление о проведении
2. Решение о создании общества или договор о создании общества.
3. Устав общества, утвержденный учредителями.
4. Протокол № 1 учредительного собрания (если у общества единственный учредитель, то предоставление протокола не требуется).
5. Справка о проверке названия на уникальность (выдается уполномоченными компаниями).
6. Документ, подтверждающий оплату 50% уставного капитала общества.
7. Квитанцию об уплате
8 Паспорта учредителей.
9. Доверенность на ведение дел, оформленную в соответствии с требованиями ГК РФ.
10. Паспорт поверенного.
На учредительные документы зарегистрированного юридического лица проставляется специальный штамп, в котором указывается номер государственной регистрации; штамп скрепляется подписью должностного лица и печатью регистрирующего органа.
Государственной регистрации подлежат также все изменения в учредительных документах юридического лица (изменения и дополнения в устав, изменение состава акционеров в ЗАО, принятие устава в новой редакции и проч.). В этом случае соответствующими органами выдается свидетельство о регистрации изменений в учредительных документах. Любые изменения в учредительных документах приобретают юридическую силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (создание филиала или представительства - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию), однако юридические лица и их учредители (акционеры) не могут ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действующими с учетом указанных изменений23.
Регистрация изменений в учредительных документах осуществляется в органе, зарегистрировавшем юридическое лицо.
Право граждан быть участниками обществ закреплено в ст. 18 ГК РФ и ст. 7 Закона об обществах. Это право предоставляет гражданину возможность активно участвовать в гражданском обороте и является гарантией стабильности этой возможности.
По общему правилу участником общества может быть гражданин, обладающий гражданской дееспособностью в полном объеме, т.е. с момента совершеннолетия, кроме случаев вступления несовершеннолетнего в брак и эмансипации.
Как и ГК РФ (п. 4 ст. 66), Закон об обществах (п. 1 ст. 7) указывает на возможность запрета на участие в обществах отдельных категорий граждан. Такой запрет может быть предусмотрен только федеральным законом.
Некоторые категории граждан ограничены законом в праве выступать участниками обществ. Такие ограничения установлены для государственных служащих. Согласно ст. 11 Федерального закона от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли в уставном капитале коммерческих организаций.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» распространил ограничения, установленные федеральным законодательством для государственных служащих, на муниципальных служащих. А Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» с точностью воспроизвел положения Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», ограничивающие муниципальных служащих в праве выступать участниками коммерческих организаций, в том числе и обществ.
Военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением занятий научной, преподавательской и творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Военнослужащим запрещается оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а также получать за это вознаграждение и льготы. Это положение прямо не запрещает участие военнослужащих в хозяйственных обществах, но создает определенные сложности в осуществление таким учредителем своих прав на участие в управлении обществом.
По общему правилу юридические лица наряду с гражданами также могут быть участниками хозяйственных обществ (п. 4 ст. 66 ГК РФ). Однако некоторые виды юридических лиц вправе выступать участниками обществ с определенными особенностями. Так, финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками обществ с разрешения собственника, если иное не установлено законом (абз. 4 п. 4 ст. 66 ГК РФ). Однако отдельным видам учреждений, в частности государственным учреждениям культуры и образовательным учреждениям, право на участие в обществах прямо предоставлено специальными законами (например, Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»). При участии юридических лиц в обществах следует обращать внимание на нормы закона и учредительных документов, регламентирующие порядок принятия решения органами юридического лица об участии в таком обществе.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами (ст. 124 ГК РФ). К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Основная особенность при возникновении гражданско-правовых отношений с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований заключена в том, что от их имени выступают соответственно органы государственной власти или органы местного самоуправления24.
ГК РФ (п. 4 ст. 66) и Закон об обществах (п. 2 ст. 7) установлен общий запрет на участие государственных органов и органов местного самоуправления в обществах, с оговоркой о возможности их участия только в случаях, установленных законом. Это особые субъекты, у которых гражданская правосубъектность не является определяющей в их правовом положении. Главная черта этих субъектов связана с муниципальной или государственной властью. Поэтому для участия в обществе как муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации (посредством органов государственной и муниципальной власти), так и указанных органов как самостоятельных субъектов права требуется прямое указание в федеральном законе, предоставляющее такую возможность.
В настоящий момент только действующее законодательство о приватизации (в смысле п. 4 ст. 66 ГК РФ) содержит нормы, регулирующие отношения по участию в хозяйственных обществах государственных органов и органов местного самоуправления. Ст. 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» устанавливает, что внесение государственного, муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ является способом приватизации государственного и муниципального имущества.
Учредительными документами общества являются устав и учредительный договор. Закон устанавливает приоритет, «преимущественную силу» для третьих лиц и участников общества положений устава общества перед учредительным договором.
Учредители общества заключают учредительный договор и утверждают устав. Если общество учреждается одним лицом, учредительным документом общества является только устав, утвержденный этим лицом. В случае увеличения числа участников общества до двух и более между ними должен быть заключен учредительный договор.
Учредительный договор, заключенный учредителями в соответствии с Законом об ООО и действующий наряду с уставом, определяет правовое положение общества, с одной стороны, а с другой - содержит в себе черты договора о совместной деятельности по созданию юридического лица. П. 1 ст. 12 предусматривает, что в учредительном договоре участники определяют порядок ведения совместной деятельности по созданию общества. В ст. 89 ГК, посвященной учредительным документам общества с ограниченной ответственностью, не определяются сведения, которые должен содержать учредительный договор, а лишь дается общий перечень информации, обязательной для учредительных документов, однако п. 2 ст. 52 ГК установлены положения, которые должны быть туда включены. Учредительный договор должен быть заключен в простой письменной форме путем составления одного документа согласно п. 1 ст. 89 ГК. Стороны могут предусмотреть его нотариальное удостоверение, хотя закон их не обязывает это делать. Как любой другой договор, учредительный договор должен отвечать всем требованиям, предъявляемым законодательством к договорам и сделкам с учетом его особенностей как учредительного договора25.
В учредительном договоре должны быть отражены также следующие положения:
состав учредителей (участников) общества;
размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества;
размер и состав вкладов, порядок и сроки, их внесения в уставный капитал общества при его учреждении;
ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов;
условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли;
состав органов общества;
порядок выхода из общества его участников.
Вторым (а если общество учреждается одним лицом - единственным) учредительным документом общества является устав. Согласно ст. 52, 89 ГК и ст. 11 Закона об ООО, устав общества утверждается его учредителями, причем единогласно (п. 1 ст. 11 Закона) на общем собрании. П. 2 ст. 12 Закона об ООО устанавливаются те положения, которые должны содержаться в уставе общества. Они частично совпадают с положениями учредительного договора и имеют основополагающее значение в регулировании деятельности общества и его взаимоотношений с участниками. Этот обязательный минимум сведений в уставе может дополняться любыми положениями, не противоречащими законодательству. Сведения, которые могут содержаться в уставе общества, предусматриваются рядом статей Закона, и включение их в устав оставлено на усмотрение участников. Например, согласно ст. 15 Закона положения Устава вправе исключить определенные виды имущества, которым участники могут вносить вклад в уставный капитал общества. Значительное число диспозитивных статей Закона позволяет участникам существенно дополнить устав теми или иными сведениями и положениями. При этом единственное требование к ним - непротиворечие Закону об обществах и иным федеральным законам.
В устав обязательно должны быть включены сведения: о полном и сокращенном фирменном наименовании общества; месте нахождения общества; составе и компетенции органов общества, в том числе вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, порядке принятия органами общества решений, включающих решения, принимаемые единогласно или квалифицированным большинством голосов; размере уставного капитала общества; размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества; правах и обязанностях участников общества; порядке и последствиях выхода из общества его участника; порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу; порядке хранения документов общества и порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам; иные сведения, предусмотренные Законом.
Устав общества также может содержать иные положения, не противоречащие Закону об ООО и иным федеральным законам.
Учредительные документы общества являются открытыми как для учредителей (участников), аудитора общества, так и для любых заинтересованных лиц. По их требованию общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с учредительными документами общества, в том числе с изменениями. По требованию любого участника оно обязано предоставить ему копии своих действующих учредительных документов за плату, не превышающую затрат на их изготовление26.
Изменения в учредительные документы общества вносятся по решению общего собрания участников общества в порядке, определенном Законом и уставом общества. Все они должны быть зарегистрированы уполномоченным на то государственным органом. В противном случае они не будут иметь юридической силы для третьих лиц. Изменения, внесенные в учредительные документы общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных Законом - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, например, уведомления о создании филиалов и представительств общества. Изменения в учредительный договор принимаются всеми участниками общества единогласно, что соответствует ст. 450 ГК РФ, предусматривающей возможность изменения договора по соглашению сторон.
Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации. общество несет ответственность по обязательствам учредителей общества, связанным с его учреждением, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников общества.