Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 14:01, дипломная работа
Целями дипломного исследования являются выработка комплексного, теоретически обоснованного подхода в понимании юридической сущности общества с ограниченной ответственностью как юридического лица
Достижение указанных целей реализовывалось посредством решения следующих задач:
- изучение понятия и сущности ООО как юридического лица;
- выявление особенностей создания и функционирования ООО;
- определение содержания и функций управления ООО;
- проведение анализа и обобщение высказанных в научной лите¬ратуре точек зрения на проблемы создания и функционирования ООО;
- определение соотношения ООО с другими формами хозяйствующих обществ;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
Глава 1. Общая характеристика ООО как юридического лица…………...…...8
1.1. Понятие и признаки ООО………………………………..…………...8
1.2. Особенности правового регулирования ООО как юридического лица………………………………………………………………..….17
Глава 2. Порядок создания и функционирования ООО………………………34
2.1. Процедура создания ООО. Учредители (участники) общества. …...34
2.2. Характеристика организации управления ООО. ……………………48
2.3. Ответственность в ООО: понятие и виды. ………………………..…54
Глава 3. Ликвидация ООО………………………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….75
Минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества составляет 1000 МРОТ, а закрытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью - 100 МРОТ.
Ликвидация может осуществляться добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось (например, дирекция строящегося предприятия прекращает свою деятельность после сдачи готового объекта в эксплуатацию). Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (п. 2 ст. 61 ГК). Основаниями для нее являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам (в том числе при систематическом нарушении своей специальной правоспособности некоммерческой организацией). Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом. К ним относится также признание судом недействительной регистрации юридического лица из-за допущенных при его создании неустранимых нарушений законодательства, поскольку в этом случае "добровольная" по форме ликвидация юридического лица, по сути, носит вынужденный (принудительный) характер. Особым случаем ликвидации юридического лица является его банкротство.
Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению имеющихся у кредиторов требований. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены, предупреждены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации и осуществляет расчеты со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны незамедлительно письменно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр (п. 1 ст. 62 ГК). С момента внесения данных сведений к наименованию (фирменному наименованию) юридического лица обязательно добавляются слова в ликвидации.
Предусмотренная законом обязательная процедура ликвидации также рассчитана прежде всего на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересованы в сохранении максимально возможного остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность. Поэтому ликвидация должна проходить под контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица.
Ликвидация начинается с назначения лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, специальной ликвидационной комиссии (ликвидкома) или единоличного ликвидатора, к которым и переходят все полномочия по управлению делами юридического лица, включая выступление в суде от его имени (п. 2 и 3 ст. 62 ГК). Такая комиссия (или единоличный ликвидатор) назначается по обязательному согласованию с регистрирующим органом (п. 1 ст. 62 ГК). Перечисленные действия составляют первый этап процесса ликвидации.
Главной задачей ликвидкома является выявление всех долгов юридического лица и осуществление расчетов с его кредиторами. Поэтому на втором этапе ликвидком обязан опубликовать извещение о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (причем такой срок не может быть менее двух месяцев с момента данной публикации) и письменно уведомить о ликвидации всех известных ему кредиторов. Помимо этого ликвидком принимает все другие возможные меры по выявлению кредиторов, а также по получению задолженности с должников ликвидируемого юридического лица (дебиторской задолженности).
По истечении срока для предъявления требований кредиторами ликвидком должен составить промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения о фактическом составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне заявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (возможности удовлетворения или отклонения). Данный баланс утверждается лицами или органами, принявшими решение о ликвидации, также по согласованию с регистрирующим органом (п. 2 ст. 63 ГК). Последний должен, следовательно, контролировать правильность и обоснованность данных баланса. Названными действиями завершается вторая стадия ликвидации.
Если по данным промежуточного баланса у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения заявленных кредиторами требований, ликвидком продает его имущество с публичных торгов (с тем чтобы выручить за него максимально возможные суммы).
Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса начинаются расчеты с кредиторами юридического лица, составляющие четвертый этап его ликвидации. Они производятся в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК. В соответствии с ней предусмотрены четыре последовательно удовлетворяемых очереди привилегированных кредиторов, требования которых удовлетворяются преимущественно перед другими кредиторами. Имеется также пятая очередь, куда включены требования всех остальных (непривилегированных) кредиторов, выплаты которым начинаются лишь по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (п. 2 ст. 64 ГК). Следовательно, при недостатке или отсутствии необходимого имущества требования последующих очередей могут остаться неудовлетворенными. Между кредиторами одной очереди имущество ликвидируемого юридического лица при его недостатке распределяется пропорционально суммам их требований. Например, если требования соответствующей очереди составляют 500 млн. руб., а оставшееся после удовлетворения требований предшествующих очередей имущество стоит 100 млн. руб., то это означает, что каждый из кредиторов данной очереди получит за рубль долга только 20 коп.
В первую очередь включены требования граждан к ликвидируемому юридическому лицу по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, а во вторую очередь - требования по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам. В третью очередь удовлетворяются требования залоговых кредиторов (по обязательствам юридического лица, обеспеченным залогом его имущества). В четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджет (налоги) и во внебюджетные фонды (пенсионный и т.п.). Все остальные требования относятся к пятой очереди.
При отказе ликвидкома в удовлетворении конкретного требования кредитора последний вправе обратиться с соответствующим иском в суд (до момента утверждения окончательного ликвидационного баланса). В этот же период еще возможно обращение с требованием к ликвидкому, несмотря на пропуск установленного им для этих целей срока. В обеих ситуациях требования кредиторов могут быть удовлетворены из остатка имущества, если таковой имеется. При отсутствии такого остатка требования кредиторов считаются погашенными. Также погашаются требования кредиторов, отклоненные ликвидкомом и не предъявленные затем в суде, либо требования, в удовлетворении которых кредитору отказано судебным решением (п. 4-6 ст. 64 ГК).
Последний, пятый этап ликвидации начинается после завершения всех расчетов с кредиторами. Ликвидком составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицами или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с регистрирующим органом (п. 5 ст. 63 ГК). Остаток имущества передается учредителям или участникам юридического лица, а при ликвидации некоторых некоммерческих организаций используется на цели, предусмотренные законодательством и их учредительными документами. Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование с момента внесения записи об этом в государственный реестр (п. 8 ст. 63 ГК).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При проведении настоящего дипломного исследования мы пришли к следующим основным положениям и выводам:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты
Литература
1 См.: Гражданское и торговое право капиталистических государств/Под ред. Е.А.Васильева. - М., 1993.
2 Беляев К.П., Горлов В.А., Захаров В.А. Общество с ограниченной ответственностью: правовое положение - М., 1999. С.25.
3 См.: Литнев Н.А. Нормативное регулирование, создание и регистрация ООО. – М., 2000. С. 10.
4 Беляев К.П., Горлов В.А., Захаров В.А. Общество с ограниченной ответственностью: правовое положение - М., 1999. С. 38.
5 См.:Комментарий к ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»/Под ред. В.В Залесского. – М., 2001.
6 Литнев Н.А. Нормативное регулирование, создание и регистрация ООО. – М., 2000. С. 29.
7 Беляев К.П., Горлов В.А., Захаров В.А. Общества с ограниченной ответственностью. М., 1999. С. 93 – 94.
8 Литнев Н.А. Нормативное регулирование, создание и регистрация ООО. – М., 2000. С. 50.
9 Комментарий части первой ГК РФ для предпринимателей / Под общ. Ред. В.Д.Карповича. М., 1995. С. 123.
10 Беляев К.П., Горлов В.А., Захаров В.А. Общество с ограниченной ответственностью: правовое положение - М., 1999. С.127.
11 Литнев Н.А. Нормативное регулирование, создание и регистрация ООО. – М., 2000. С. 51.
12 Комментарий части первой ГК РФ для предпринимателей / Под общей ред. В.Д.Карповича. С. 123.
13 Беляев К.П., Горлов В.А., Захаров В.А. Общества с ограниченной ответственностью. М., 1999. С. 93 – 94.
14 Розенберг В.В. Товарищество с ограниченной ответственностью. СПб., 1912 С. 156.
15 Ландкоф С. Н. Товарищества и акционерные общества. Теория и практика. Харьков, 1926. С.14.
16 Волобуев Ю.А. Общество с ограниченной ответственностью. - М., 2002. с. 15.
17 См.: Тимохов Ю.А. Общества с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества//Государство и право,1996.,№7.
18 Литнев Н.А. Нормативное регулирование, создание и регистрация ООО. – М., 2000.С. 70.
19Беляев К.П., Горлов В.А., Захаров В.А. Общества с ограниченной ответственностью. М., 1999. С. 93 – 94.
20 См.: Тимохов Ю.А. Общества с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества//Государство и право,1996.,№7.
21 Литнев Н.А. Нормативное регулирование, создание и регистрация ООО. – М., 2000. С. 50.
22 Козлова Н.В. Учредительный договор о создании коммерческих обществ и товариществ. - М.,1998. С.20.
23 Литнев Н.А. Нормативное регулирование, создание и регистрация ООО. – М., 2000. С. 60.
24 См.: Комментарий к ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»/Под ред. В.В Залесского. – М., 2001.
25 См.: Комментарий к ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»/Под ред. В.В Залесского. – М., 2001.