Особенности применения некоторых последствий продажи товаров ненадлежащего качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление основных правовых последствий продажи товара ненадлежащего качества. Для достижения данной цели необходимо поставить ряд задач, а именно:
- дать общее понятие последствий продажи товаров ненадлежащего качества;
- определить понятие и признаки гражданско-правовой ответственность за продажу товара ненадлежащего качества;
- охарактеризовать право потребителя на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги)
- выявить особенности обмена товара надлежащего качества
- определить пределы уголовной и административной ответственности за нарушение права потребителя на надлежащее качество товара.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Последствия продажи товаров ненадлежащего качества
1.1. Общее понятие последствий продажи товаров ненадлежащего качества………………………………………………………………………..….5
1.2. Понятие и признаки гражданско-правовой ответственности за продажу товара ненадлежащего качества…………………………………….………….7
Глава 2. Особенности применения некоторых последствий продажи товаров ненадлежащего качества
2.1. Особенности обмена товара надлежащего качества……………………16
2.2. Право потребителя на возмещение вреда, причиненного вследствие
недостатков товара (работы, услуги)……………………………………….…17
Заключение………………………………………………………...……………19
Список использованной литературы………………………………………22

Файлы: 1 файл

3.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...…..3

Глава 1. Последствия продажи товаров ненадлежащего качества

1.1. Общее понятие последствий  продажи товаров ненадлежащего  качества………………………………………………………………………..….5

1.2. Понятие и признаки гражданско-правовой ответственности за продажу товара ненадлежащего качества…………………………………….………….7

Глава 2.  Особенности применения некоторых последствий продажи товаров ненадлежащего качества

2.1. Особенности обмена товара  надлежащего качества……………………16

2.2. Право потребителя на возмещение вреда, причиненного вследствие 
недостатков товара (работы, услуги)……………………………………….…17

Заключение………………………………………………………...……………19

Список использованной литературы………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Каждый человек сталкивался с такой проблемой, как приобретение товара или оказание услуги ненадлежащего качества. При этом, чем чаще он вступал в такие  правоотношения, тем больше такая вероятность.  Преобладающее количество звонков и обращений связано с нарушением прав потребителей в сфере торговли, основные причины которых - продажа товаров ненадлежащего качества, не предоставление продавцом информации о товаре, нарушение сроков выполнения услуг. По-прежнему для покупателей остается большой проблемой качество сложно-технических товаров бытового назначения и в большинстве случаев требования, выдвигаемые потребителями в претензиях к продавцам законны и обоснованы.          Данная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день, так как большинство нарушений происходит в сфере торговли. Очевидна необходимость поднятия уровня правосознания потребителей товаров и услуг. При покупке любых товаров потребитель имеет право получить всю необходимую ему информацию о товаре, чтобы знать, как им пользоваться, куда обращаться для ремонта. Купленные товары должны быть качественными и безопасными. Изготовитель обязан обеспечить нам возможность ремонта и технического обслуживания купленных товаров.  Предмет данной курсовой работы  составляют основные положения теории правового регулирования последствий продажи товаров ненадлежащего качества. Предметом изучения являются также работы ученых, затрагивающих данную  проблему.     Объектом курсовой работы явились общественные отношения, возникающие по поводу последствий продажи товаров ненадлежащего качества.            Целью курсовой работы является выявление основных правовых  последствий продажи товара ненадлежащего качества. Для достижения данной цели необходимо поставить ряд задач, а именно:

- дать общее понятие последствий  продажи товаров ненадлежащего качества;

- определить понятие и признаки  гражданско-правовой ответственность  за продажу товара ненадлежащего  качества;

- охарактеризовать право потребителя  на возмещение вреда, причиненного  вследствие недостатков товара (работы, услуги)

-   выявить особенности обмена товара надлежащего качества

- определить пределы уголовной и административной ответственности за нарушение права потребителя на надлежащее качество товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Последствия продажи товаров ненадлежащего качества

1.1. Общее понятие последствий  продажи товаров ненадлежащего  качества.

Статья 475 ГК предусматривает последствия передачи товара ненадлежащего качества. Они наступают, если покупатель обнаружил в товаре недостатки, о которых не был предупрежден продавцом. Продавец обязан предупредить покупателя о всех известных ему недостатках1.   Покупатель в случае обнаружения в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, вправе по своему выбору предъявить ему одно из следующих требований:

 а) соразмерного уменьшения  покупной цены. Это требование предъявляется в случае, когда товар может использоваться без устранения в нем недостатков по прямому назначению, но при определении его цены не было учтено снижение качества;

 б) безвозмездного устранения  недостатков товара в разумный срок. Это требование предъявляется, когда недостатки товара могут быть устранены путем ремонта, замены комплектующих деталей, узлов, агрегатов и т.п. Ремонт товара и замена указанных изделий производятся за счет продавца. Требование об устранении недостатков может быть предъявлено, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Так, характер продуктов питания не позволяет устранить в них имеющиеся недостатки, а из обязательства по продаже некондиционных товаров следует, что такие товары изначально имеют недостатки, наличие которых учтено в цене;

 в) возмещения своих расходов  на устранение недостатков. Покупатель  может устранить недостатки сам  либо поручить их устранение  третьим лицам. При этом ему  возмещаются в полном размере  расходы на устранении недостатков, однако они должны быть разумными, уж во всяком случае не превышать цены товара.           Иные правовые последствия предусмотрены п. 2 ст. 475 для случаев существенных нарушений требований к качеству товара. К существенным нарушениям относится наличие в товаре неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и другие подобные недостатки.     При таких нарушениях покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, качество которого будет соответствовать договору, а если качество договором не определено- требованиям, предусмотренным п. 2 ст. 469 ГК. Требование о замене товара ненадлежащего качества, так же как и требование об устранении недостатков, может быть предъявлено покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Так, индивидуально-определенная вещь, изготовленная в единственном экземпляре, в силу своего характера не может быть заменена. Представляется, что при существенном нарушении требований к качеству покупатель с учетом этого правила не лишается права вместо требований, указанных в п. 2, предъявить продавцу иное требование из предусмотренных п. 1 ст. 475 ГК.          Правовые последствия передачи товара ненадлежащего качества применяются к товару, входящему в комплект, если покупатель обнаружит в нем недостатки, не оговоренные продавцом. Гражданским кодексом или другими законами могут устанавливаться иные правовые последствия передачи продавцом товара ненадлежащего качества, чем предусмотренные ст. 475 ГК. Так, к отношениям по договору розничной купли-продажи применяются ст. 503 ГК и ст. 18 «Закона о защите прав потребителей»2, предусматривающие иные последствия розничной продажи товаров ненадлежащего качества.

  Имущественная ответственность продавца за ненадлежащее качество переданного товара наступает по общему правилу в форме убытков, а также в форме неустойки, если ее уплата предусмотрена законом или договором купли-продажи. Убытки, причиненные покупателю вследствие продажи товаров ненадлежащего качества, подлежат возмещению продавцом в соответствии со ст. 15 и 393 ГК в полном объеме. Неустойка в размере 50% стоимости продукции ненадлежащего качества предусмотрена Законом о поставках продукции для государственных нужд за передачу продукции, не соответствующей обязательным требованиям и условиям договора.

 

 

1.2. Понятие и признаки  гражданско-правовой ответственность  за продажу товара ненадлежащего  качества.

.

 

Действующее законодательство о защите прав потребителей предусматривает соответствующие положения продажи товаров с недостатками, продажи отдельных видов товаров, а также особенности обмена товара надлежащего качества.

 Для характеристики правовых  последствий продажи потребителю  товаров с недостатками необходимо  указать на закрепленные в Законе «О защите прав потребителей» (п.1 ст.18) требования, которые может предъявить потребитель в случае продажи ему товара ненадлежащего качества: замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы3.

 При предъявлении данных  требований следует руководствоваться  общими правилами, закрепленными в положениях гл. 2 Закона «О защите прав потребителей»:

1) из перечисленных требований  потребитель вправе по своему выбору потребовать одно;

2) при отказе от исполнения  договора купли-продажи и требования  возврата уплаченной за товар  суммы потребитель по требованию  продавца и за его счет должен  возвратить товар с недостатками;

3) при предъявлении указанных требований потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Согласно ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

 Вместе с тем следует отметить, что названный Закон устанавливает  порядок расчетов при возврате  товара ненадлежащего качества. Во-первых, при возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения. Во-вторых, в случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита;

4) в отношении технически сложного  товара потребитель в случае  обнаружения в нем недостатков  вправе отказаться от исполнения  договора купли-продажи и потребовать  возврата уплаченной за такой  товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

 обнаружение существенного  недостатка товара;

 нарушение установленных настоящим  Законом сроков устранения недостатков  товара;

 невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков4.

 Перечень технически сложных  товаров утверждается Правительством  РФ.

 Важно заметить, что согласно данному Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ к таким товарам относятся5,:

 а) автотранспортные средства  и номерные агрегаты к ним;

 б) мотоциклы, мотороллеры;

 в) снегоходы;

 г) катера, яхты, лодочные моторы;

 д) холодильники и морозильники;

 е) стиральные машины автоматические;

 ж) персональные компьютеры  с основными периферийными устройствами;

 з) тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы;

5) продавец (изготовитель), уполномоченная  организация или уполномоченный  индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

 В случае спора о причинах  возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона «О защите прав потребителей» для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара;

6) статья 19 Закона «О защите прав потребителей» закрепляет сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара6.

 По отношению к характеристике  данных сроков можно применять  другую формулировку, названную  законодателем в ст. 477 ГК РФ: сроки  обнаружения недостатков переданного  товара. Следует выделять несколько вариантов исчисления сроков предъявления требований, учитывая некоторые особенности товаров, момент исчисления сроков для которых играет важную роль. Потребитель вправе предъявить требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара.

 В отношении товаров, на которые  гарантийные сроки или сроки  годности не установлены, потребитель  вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

 В случае выявления существенных  недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) иные предусмотренные п. 3 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы. Следует отметить, что для сезонных товаров (обуви, одежды и прочего) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

Информация о работе Особенности применения некоторых последствий продажи товаров ненадлежащего качества