Особенности применения некоторых последствий продажи товаров ненадлежащего качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление основных правовых последствий продажи товара ненадлежащего качества. Для достижения данной цели необходимо поставить ряд задач, а именно:
- дать общее понятие последствий продажи товаров ненадлежащего качества;
- определить понятие и признаки гражданско-правовой ответственность за продажу товара ненадлежащего качества;
- охарактеризовать право потребителя на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги)
- выявить особенности обмена товара надлежащего качества
- определить пределы уголовной и административной ответственности за нарушение права потребителя на надлежащее качество товара.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Последствия продажи товаров ненадлежащего качества
1.1. Общее понятие последствий продажи товаров ненадлежащего качества………………………………………………………………………..….5
1.2. Понятие и признаки гражданско-правовой ответственности за продажу товара ненадлежащего качества…………………………………….………….7
Глава 2. Особенности применения некоторых последствий продажи товаров ненадлежащего качества
2.1. Особенности обмена товара надлежащего качества……………………16
2.2. Право потребителя на возмещение вреда, причиненного вследствие
недостатков товара (работы, услуги)……………………………………….…17
Заключение………………………………………………………...……………19
Список использованной литературы………………………………………22

Файлы: 1 файл

3.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 В случае, если на комплектующее изделие и составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара, при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором7.

 Важно помнить то, что  в случаях когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования.

 Важно знать, что в Законе «О защите прав потребителей» закреплены также последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю, которые заключаются в следующем: договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. В случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

 передачи оплаченного товара  в установленный им новый срок;

 возврата суммы предварительной  оплаты товара, не переданного продавцом. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.

 Указанные требования потребителя  не подлежат удовлетворению, если  продавец докажет, что нарушение  сроков передачи потребителю  предварительно оплаченного товара  произошло вследствие непреодолимой  силы или по вине потребителя.

 В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.

 Требования потребителя о  возврате уплаченной за товар  суммы и о полном возмещении  убытков подлежат удовлетворению  продавцом в течение десяти  дней со дня предъявления соответствующего требования.

 В рамках данного раздела  необходимо рассмотреть особенности  устранения недостатков товара  изготовителем (продавцом, уполномоченной  организацией или уполномоченным  индивидуальным предпринимателем, импортером), которые закреплены в ст. 20 Закона «О защите прав потребителей».

 Одним из основных требований  законодательства является то, что  если срок устранения недостатков  товара не определен в письменной  форме соглашением сторон, эти  недостатки должны быть устранены  изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, т.е. в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней. В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.      Согласно Закону «О защите прав потребителей»8: в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара (п. 3 ст. 20);

Таким образом, согласно если ремонт осуществляется обычным способом, без замены комплектующих изделий или составных частей основного товара, гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его после ремонта. Указанный период должен быть подтвержден документом ремонтной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Особенности применения некоторых последствий продажи товаров ненадлежащего качества

 

2.1. Особенности обмена товара надлежащего качества

  Право потребителя на обмен  товара надлежащего качества предусмотрен ст. 25 Закона «О защите прав потребителей».  Данное право потребителя распространяется только в отношении непродовольственных товаров. Однако здесь есть исключение: товары, включенные в специальный Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55, на которые данное право потребителя не распространяется. К таким товарам относятся:

1) товары для профилактики и  лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты;

2) предметы личной гигиены (зубные  щетки, расчески, заколки, бигуди для  волос, парики, шиньоны и другие  аналогичные товары);

3) парфюмерно-косметические товары;

 4) технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; электробытовые машины и приборы; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото- и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты; игрушки электронные, бытовое газовое оборудование и устройства);

5) гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему;

6) животные и растения;

Заметим, что обмениваемый непродовольственный товар должен быть надлежащего качества.

 Потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества только у продавца, у которого этот товар был приобретен. ГК РФ по данному поводу подходит шире, указывая в ст. 502, что покупатель вправе обменять купленный товар в течении 14 дней в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом.

 Следует иметь в виду, что  потребитель вправе обменять  непродовольственный товар надлежащего  качества только на аналогичный  товар9 при условии, что указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. В случае когда аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Такое требование подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

 По соглашению потребителя  с продавцом обмен товара может  быть предусмотрен при поступлении  аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно  сообщить об этом потребителю.

 

2.2. Право потребителя  на возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги).

 Право потребителя на возмещение  вреда, причиненного вследствие  недостатков товара, работы и  услуги, реализуется нормами Закона «О защите прав потребителей», в которых устанавливается имущественная ответственность контрагентов за вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы и услуги.

 Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет10. Исходя из содержания положений действующего законодательства следует выделить следующие особенности возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы и услуги11:

1) Вред должен быть причинен жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги). 2) Вред подлежит возмещению в полном объеме. 3) Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

  Различаются следующие сроки возмещения вреда:

 а) вред, причиненный жизни, здоровью  или имуществу потребителя, подлежит  возмещению, если вред причинен  в течение установленного срока  службы или срока годности  товара (работы);

 б) независимо от времени  причинения вред подлежит возмещению, если:

 Лицо, которому был продан товар, для которого была выполнена работа или которому была оказана услуга, не было предупреждено о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы и возможных последствиях при невыполнении указанных действий либо ему не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре (работе, услуге).

Заключение

 

Таким образом, по результатам курсовой работы можно сделать следующие выводы. Правовые последствия  продажи  товара ненадлежащего качества выражаются как в гражданско-правовой, так и административной и уголовной ответственности. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной  цены;

- замены на товар аналогичной  марки (модели, артикула);

- замены на такой же товар  другой марки (модели, артикула) с  соответствующим перерасчетом покупной цены;

- расторжения договора купли-продажи. По требованию продавца и за  его счет потребитель должен  возвратить товар с недостатками.

Требования потребителя могут быть предъявлены как к продавцу, так и изготовителю. Однако, состав требований, предъявляемых к продавцу и к изготовителю, различен. К продавцу может быть предъявлено любое из выше перечисленных требований, к изготовителю одно из следующих:

- о безвозмездном устранении  недостатков товаров или возмещении  расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- о замене на такой же товар  аналогичной марки (модели, артикула).

- возврате уплаченной за него  суммы (с возвратом изготовителю  товара ненадлежащего качества).

Важно учитывать, что требования к изготовителю могут быть предъявлены вне зависимости от того, у кого был приобретен товар, а именно был ли продан товар продавцом, уполномоченным изготовителем на продажу его товаров (продавцом, который реализовывал товар на основании договора, заключенного с изготовителем, то есть являющегося дилером/дистрибьютором и т.п.), или неуполномоченным (продавцом, не заключавшим такого договора).

Требования могут быть предъявлены и к организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним. При этом под организациями, выполняющими функции продавца (изготовителя), понимаются организации, с которыми продавцом (изготовителем) заключены договоры на выполнение определенных действий по выполнению обязательств продавца (изготовителя). В соответствии с договором организациям может быть поручено выполнение одного, нескольких или всех требований потребителя.

Ключевым в вышесказанном является закрепление того, что потребитель «вправе по своему выбору» (за одним исключением – о котором мы расскажем ниже). Это должен быть именно выбор потребителя, а не продавца (изготовителя) или его работников. Только потребитель вправе решать из сложившихся обстоятельств, какой вариант действий (последствий) его больше всего устраивает. При этом, что очень важно, потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Информация о работе Особенности применения некоторых последствий продажи товаров ненадлежащего качества