Политическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение актов применения права.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть основные формы реализации права.
2. Изучить непосредственно акты применения права со всех интересующих нас аспектов.
3. Рассмотреть правоохранительные органы в (качестве примера) как один из субъектов правоприменительной деятельности.

Файлы: 1 файл

Введени1.docx

— 41.34 Кб (Скачать файл)

Эта структура охватывает в логических понятиях и их связках  юридическую структуру, но имеет  вполне самостоятельное значение.

Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если—то—иначе». «Если» — это  условие действия нормы права, «то» — само правило поведения, «иначе»  — это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя.

Например, установленная  ст. 25 Конституции РФ норма «жилище  неприкосновенно» означает, что «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц  иначе как в случаях, установленных  федеральным законом, или на основании  судебного решения». Какова логическая структура этой нормы? Если кто-либо проживает в жилище, даже если это  комната в общежитии (гипотеза), то против воли проживающего никто не вправе проникать в жилище, даже комендант общежития, кроме указанных  случаев (исключения, установленного федеральным  законом, например, законом о чрезвычайном положении) или на основании судебного  решения (диспозиция), иначе к нарушителю могут быть применены административная, дисциплинарная, даже уголовная ответственность (санкция). Следовательно, норма «жилище  неприкосновенно» также имеет логическую структуру «если—то—иначе», и адресату нормы в случае неправомерного вторжения  в его жилище надо отыскивать содержание этих трех логических компонентов «если», «то», «иначе» для того, чтобы  защитить свое право на неприкосновенность жилища. Зная о логической структуре  нормы, мы, во-первых, всегда должны структурировать  любую норму права по этим трем компонентам, выделять их для этого  и, во-вторых, наполнить эти компоненты конкретным содержанием.

 

  1. Классификация правовых норм

 

Научно обоснованная классификация  правовых норм позволяет: во-первых, четко  определять место каждого вида юридических  норм в системе действующего в  государстве права; во-вторых, лучше  уяснить функции правовых норм и  их роль в механизме правового  регулирования; в-третьих, точнее определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественные отношения; в-четвертых, совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов.

Научная и практическая ценность классификации правовых норм зависит  от обоснованного выбора ее критериев.

Юридические нормы можно  подразделить на виды по различным  основаниям.

По функциональной роли в механизме правового регулирования нормы права классифицируются на исходные нормы и нормы-правила поведения, общие и специальные.

Исходные (отправные, учредительные) нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, закрепляют правовые категории и понятия. К этому виду правовых норм относятся: нормы-начала, конституционно закрепляющие основы экономики и политики, гражданского общества и государственного строя, взаимоотношений государства и личности, прав и свобод граждан; нормы-принципы, выражающие принципы права; определительно-установочные нормы, формулирующие цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования; нормы-дефиниции, содержащие определение правовых понятий и категорий (например, ст. 17 и 21 ГК РФ, в которых даются определения понятий гражданской правоспособности и дееспособности; ст. 14 УК РФ, содержащая определение понятия преступления).5

С учетом функциональной роли юридических норм в правовом регулировании  их подразделяют также на общие и  специальные. Такое деление отражает тот факт, что и те и другие, будучи предписаниями общего характера, различаются между собой по степени общности и сфере действия. Соответственно под общими нормами следует понимать такие предписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права (государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и др.) и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Общие нормы могут иметь не только отраслевое, но и многоотраслевое значение (например, нормы, выраженные в ст. 46, 47, 48, 51, 53, 54, 123 Конституции Российской Федерации — для соответствующих институтов гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права).

Специальные нормы относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п. Специальные нормы детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности.

По предмету правового  регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного (конституционного), административного, финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, уголовного и иных отраслей права.

Отраслевые нормы делятся  на материальные и процессуальные. Различие между ними в том, что первые отвечают на вопрос «что регулируют нормы права?», а вторые — «как?». Процессуальные правовые нормы — правила поведения организационно-процедурного характера, они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права.

По методу правового регулирования  нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

Содержание методов правового  регулирования составляют в основном следующие способы воздействия  на поведение субъектов:

1) императивный (метод властного  приказа), направленный на обеспечение  предписанного государством строго  обязательного поведения субъекта;

2) автономный, оставляющий  субъектам значительный простор  для свободного волеизъявления;

  1. поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение;
  2. рекомендательный, предлагающий наиболее приемлемый с точки зрения государства вариант поведения.

Императивные нормы — категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются подавляющее большинство норм права, относящихся к различным его отраслям, в том числе все исходные юридические нормы.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения.

Диспозитивные нормы свойственны  многим отраслям российского права, однако в наибольшей мере они присущи  гражданскому праву, так как специфический  метод правового регулирования  данной отрасли базируется на автономном положении субъектов.6

Поощрительные нормы — это предписания относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Рекомендательные нормы устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенции мероприятия с учетом своих местных условий, возможностей и резервов. Субъекты-адресаты рекомендательных норм разнообразны, но согласно сложившейся практике российского права главным образом ими являются колхозы, другие кооперативные организации и государственные предприятия.

По субъекту правотворчества, т.е. в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на законодательные нормы, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе и во исполнение закона.

По сфере действия юридические нормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия, локальные.

Нормы общего действия не предусматривают специальных условий и каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы: исходные, все конституционные и другие нормы, выраженные в нормативных актах федеральных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

Нормы ограниченного действия — это предписания, пределы приложения которых определяются пространственными, субъектными, временными и ситуационными факторами. К этому виду правовых норм относятся: нормы республиканского, краевого, областного, окружного значения; нормы, адресованные специальным субъектам (работникам определенных министерств и ведомств, работникам с определенными условиями труда); нормы, действующие ограниченное время; нормы, рассчитанные лишь на экстремальную ситуацию (аварийная ситуация, обстановка военного времени, стихийное бедствие и т.п.).

Локальные нормы действуют в пределах отдельной государственной, кооперативной организации или их структурных подразделений, выражают характер, цели и специфику деятельности конкретного трудового коллектива, направлены на стимулирование и упорядочение этой деятельности.

Получило распространение  деление правовых норм на основании  особенностей их структурных элементов. Так, по форме выражения диспозиции нормы права подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Наряду с рассмотренными основаниями классификации в  юридической литературе предлагаются и некоторые иные критерии деления  правовых норм. Однако следует иметь  в виду, что при всей ценности подобных классификаций ни одну из них нельзя абсолютизировать, ибо  одна и та же норма, в зависимости  от решения определенных теоретических  и практических задач, с учетом ее всестороннего, комплексного рассмотрения может быть одновременно отнесена к  нескольким различным видам правовых норм.

 

Заключение

 

Юридическая норма ключевое звено права, частица содержания, исходный структурный элемент его  системы, обладающий, специфическими признаками, характерными чертами: 1) единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением государственной воли; 2) это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания, обязательное для исполнения всеми гражданами, их организациями, должностными лицами и органами государства, поскольку имеют государственно-властный характер; 3) предписание общего характера, рассчитанное не на отдельное, разовое отношение, не на каких-либо конкретных лиц, а на множество отношений определенного вида и индивидуально неперсонифицированных лиц, подпадающих под условия ее действия; 4) как и право в целом, не просто социальный, а государственный регулятор общественных отношений; 5) единственная в ряду социальных норм, которая поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства; 6) отличается от других социальных норм свойственной только ей формальной определенностью.


Гипотезы нормы права  бывают простые, сложные и альтернативные. Диспозиции нормы права по степени  их определенности делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и бланкетные. Санкции нормы права по степени  юридической определенности делят  на абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные.

Вся проблематика юридической  структуры нормы дополняется  и не менее сложной проблематикой  логической структуры.

Эта структура охватывает в логических понятиях и их связках  юридическую структуру, но имеет  вполне самостоятельное значение. Взаимосвязанность  гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если—то—иначе». «Если» —  это условие действия нормы права, «то» — само правило поведения, «иначе» — это те неблагоприятные последствия, которые возникают у правонарушителя.

Социологическая структура  нормы права раскрывается при  толковании нормы права, в процессе ее реализации.

Классификация правовых норм позволяет: определять место каждого  вида юридических норм в системе  действующего в государстве права; уяснить функции правовых норм и  их роль в механизме правового  регулирования; определить границы  и возможности регулирующего  воздействия права на общественные отношения; совершенствовать правотворческую  и правоприменительную деятельность государственных органов. Юридические  нормы можно подразделить на виды по различным основаниям.

Классификация юридических  норм способствует выявлению и практическому  использованию их богатейших, разносторонних возможностей в осуществлении и  совершенствовании правового регулирования, а следовательно, и постоянно  возрастающей роли в развитии общества.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации
  3. Земельный кодекс Российской Федерации
  4. Семейный кодекс Российской Федерации
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
  7. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними сделок с ним"
  8. Архипов С.Н. Понятие и юридическая природа локальных норм права // Правоведение. 1987. № 1
  9. Кашанина Т.В. Хозяйственные товарищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. Глава V. М., 1995
  10. Лукашук И.И. Нормы международного права. М., 1997
  11. Малеин Н.С. Правовые принципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6.
  12. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2009.
  13. Сырых В.М Воистину ли нормы законов истинны? // Государство и право.1996. №7
  14. Современный словарь иностранных слов. – М.: Рус.яз., 1992.
  15. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997.
  16. Теория государства и права: учеб. (для юридических вузов) / А.Б. Венгеров. – Москва: Омега-Л, 2007.
  17. Юридический энциклопедический словарь / отв. ред. М.Н. Марченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

Информация о работе Политическая система