Политическая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:14, доклад

Описание работы

Становление белорусской государственности имеет многовековую историю. Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и Российской империи.

Файлы: 1 файл

политическая система РБ.docx

— 45.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Становление белорусской государственности имеет многовековую историю. Геополитическое положение таково, что белорусские земли расположены между  Центральной и Восточной Европой. Наличие сильных соседей трагически отражалось на судьбах белорусов. Борьба белорусского народа за национальную независимость и суверенитет на протяжении ряда столетий материализовалась в составе Речи Посполитой и Российской империи. 
          В 1919 году был создан Комиссариат по иностранным делам БССР (с 1920 года Народный комиссариат). После образования СССР (декабрь 1922г) внешняя политика республики постепенно стала определяться и осуществляться верховными органами Союза, несмотря на сохранение за республикой международной правосубъектности.

В феврале 1944 г. был принят Закон  СССР о праве каждой союзной республики "вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать  с ними соглашения и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями".

В 1945 г. БССР стала одним из членов — учредителей ООН.

Однако полного государственного суверенитета в составе СССР республика не имела. Международные договоры заключались  в Москве, и Беларусь руководствовалась  внешней политикой СССР. О белорусах, о нашей республике, находящейся  в центре Европы, даже соседи знали  мало. 
Новым этапом в становлении и дальнейшем развитии белорусской государственности стали 90-е гг. XX в. В июле 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики, а в августе 1991 г. придал Декларации, до принятия новой Конституции, статус конституционного закона.

В Декларации наша республика объявлялась  суверенным государством, полноправным и независимым членом мирового сообщества. Полный государственный суверенитет, как известно, означает верховенство, самостоятельность и полноту  государственной власти республики в границах ее территории, правомочность  ее законов, независимость республики во внешних отношениях.

19 сентября 1991 г. Верховный Совет  принял решение о переименовании  нашего государства. С тех пор  оно называется Республика Беларусь. Была введена также новая государственная  символика — бело-красно-белый  флаг и герб "Погоня", позже  — изменена (1995 г.). Беларусь вышла  из состава Союза, денонсировала  Договор 1922 г. об образовании 

СССР, вступила в Содружество Независимых Государств (СНГ), которое пришло на смену СССР.

В 1993 году была принята новая Коституция, а в 1994 году президентом Республики Беларусь был выбран Александр Григорьевич Лукашенко.  Согласно ст.1 Конституции РБ Беларусь объявлена унитарным демократическим государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть I. Демократия: понятие и сущность

 

Демократическим государством называется такое государство, устройство и  деятельность которого соответствуют  воле народа, общепризнанным правам и  свободам человека и гражданина.

Демократическое государство - важнейший  элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации  всех органов этого государства  является суверенитет народа.

Недостаточно только провозгласить  государство демократическим, главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства  неразрывно связано с понятиями  конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трёх терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным  и правовым.

 Государство может соответствовать  характеристике демократического  только в условиях сформировавшегося  гражданского общества. Это государство  не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться  установленных пределов вмешательства  в экономическую и духовную  жизнь, которые обеспечивают свободу  предпринимательства и культуры. В функции демократического государства  входит обеспечение общих интересов  народа, но при безусловном соблюдении  и защите прав и свобод человека  и гражданина. Такое государство  является антиподом тоталитарного  государства, эти два понятия  взаимно исключают друг друга.

 Важнейшими признаками демократического государства можно назвать:

 а) реальная представительная  демократия;

 б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия -осуществление  народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и  наделены исключительным правом принимать  законы. Представительные органы

(парламенты, выборные органы местного  самоуправления ) наделяются правом  решения наиболее важных вопросов  жизни народа( объявление войны,  принятие бюджета, введение чрезвычайного  и военного положения, разрешение  территориальных споров и др. ). Конституции в различных странах  наделяют представительные органы  различными полномочиями, но обязательными  и важнейшими среди них являются  функции законодательной власти  и принятие бюджета. Представительные  органы не обязательно призваны  напрямую контролировать исполнительную  власть - это признаётся только  в государствах с парламентской  формой правления, но при любой  системе данные органы всё  же наделяются отдельными конституционными  полномочиями в этой области.  Эффективность деятельности представительных  органов в огромной, если не  в решающей, степени зависит от  сотрудничества с исполнительной  властью. Другое не менее важное  условие - независимость представительного  учреждения в пределах своих  полномочий, отсутствие конкурирующей  законодательной власти, невмешательство  исполнительной власти в прерогативы  представительных учреждений.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший  признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь  формально демократических институтов с политическим режимом. Только в  условиях демократического режима права  и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается  произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические  декларации не способны придать государству  подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и  гражданина.

  Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определённых формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь чёткие пределы и осуществляются только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определённых случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, то есть невыполнения законов и других правовых актов, игнорирование действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Демократичность государства выражается в том, что его организация  открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние  на «содержание управленческих государственных  решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов». Но для того, чтобы эта возможность  была претворена в действительность, необходимы существенные дополнительные условия. Это прежде всего демократический  политический режим и политико-правовая культура.

Демократический политический режим  характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать  влияние на государственное управление обществом.

Демократический политический режим  обычно находит отражение в конституциях и законах, регулирующих развитые формы  участия в политической жизни: институты  представительной и непосредственной демократии, гарантированные гражданские (личные) и политические права и  свободы, независимые средства массовой информации, партийный плюрализм, включающий разнообразную оппозицию власти, разделение властей, широкое самоуправление мест и профессий, гарантии для меньшинств и мн. др.

 Политико-правовая культура  отражается, во-первых, непосредственно  на содержании и форме конституционно-правового  регулирования общественных отношений, во-вторых, определяющим образом влияет на эффективность этого регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть II. Конституция – основной закон республики Беларусь

2.1. Понятие и сущность конституции

Слово "конституция" происходит от латинского constitutio – установление, строение. В настоящее время в  юридической литературе приводится много определений конституции, в основе их берется регулируемый конституцией предмет, а также ее место в системе правовых актов.

Наиболее общим определением конституции будет следующее. Конституция  – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной  власти и определяющий ее взаимоотношения  с обществом и гражданами (индивидуумами).

В чисто формальном значении конституцию можно определить как  акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. По этой причине  ей нередко сопутствует другое название – Основной Закон. Ранее предыдущие конституции нашей республики имели  это второе (сопутствующее название). Сейчас определение Конституции  Республики Беларусь как Основного  Закона содержится лишь в ее преамбуле.

Однако для определения  конституции чисто формальной констатации  ее основополагающего значения как  акта высшей юридической силы недостаточно. Ведь само по себе придание ей такого формального  значения должно быть предопределено ее материальным содержанием, т.е. значимостью  тех общественных отношений, которые  попадают в орбиту конституционного регулирования. Все современные  конституции, по меньшей мере, закрепляют два важных аспекта, которые составляют предмет конституционного регулирования: 1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства (форму  правления, государственного устройства и др.).

Определение сущности конституции  имеет важное значение для понимания  этого документа, выявления тех  целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.

По мнению немецкого политического  деятеля Фердинанда Лассаля, сущность конституции представляет собой "фактические  отношения, силы, существующие в данном обществе".

В современный период также  принято считать, что конституция  имеет социально-политическую сущность. Однако трактовки здесь существуют разные. Один подход присущ западным концепциям, другой – чисто марксистский, характеризующий  любое явление в обществе с  классовых позиций; конституция  в этом случае также определялась как документ, выражающий классовые  интересы (волю господствующего класса), т.е. суть конституции – это закрепление  в ней существующего конфликта  между классами.

Современное общепринятое понимание  сущности конституции состоит в  том, что конституция – это  ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения  государства в область прав и  свобод человека и гражданина.

Демократическая сущность конституции  будет тогда наиболее полной, когда  в ней оптимально, с учетом международных  стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом. Часто конституция принимается  в острейшей политической борьбе, противоборстве различных сил и  выражаемых ими взглядах. Поэтому  нередко Конституция – это  итог компромисса между ними, например, между правящими силами и оппозицией. В этой связи вполне уместным будет  определение сущности конституции  как юридически закрепляющей общественное согласие, которое основывается на личной и политической свободе.

 

 

2.2. Характерные черты конституционного строя Республики Беларусь  

 

           Каждое государство обладает определенными чертами, отражающими его особенности. Можно характеризовать то или иное государство как демократическое или тоталитарное, республику или монархию, федерацию или унитарное государство и т.д. Совокупность характерных черт составляет общую картину способа организации государства. 
Конституция Республики Беларусь в качестве первого раздела содержит раздел “Основы конституционного строя”. Уже сам факт начала текста Конституции (помимо преамбулы как вектора законотворческой и правоприменительной деятельности) с данного раздела свидетельствует о его фундаментальном значении.

Что же собой представляют основы конституционного строя? Вначале выясним, что такое конституционный строй. В юридической литературе этот термин (конституционный строй) появился сравнительно недавно. Современное определение конституционного строя заключается в двух аспектах: формальном и содержательном.

Строй - это система построения чего-либо. С позиций формального  подхода конституционный строй  можно определить как любое устройство государства и общества на основе конституции. При этом, как видим, не имеет значения, является ли конституция  демократической, какие ценности закрепляются ее нормами. Однако, если под конституционным  строем просто понимать закрепленный в конституции способ (систему) организации  государства и общества, то можно  сделать вывод, что любое государство  является конституционным. Однако, это не так, в любом государстве важна природа, характер, содержание отношений. Здесь нам очень важно обратиться ко второму содержательному аспекту определения понятия “конституционный строй”. В этом смысле под конституционным строем понимают общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом, т.е. имеющий следующие важнейшие признаки (черты): 
         1) подчинение государства праву (причем не формально провозглашенное, а реально воплощенное);

Информация о работе Политическая система РБ