Понятие и классификация государственных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 08:03, курсовая работа

Описание работы

Настоящая курсовая работа посвящена государственным служащим в Российской Федерации. Именно благодаря этой категории граждан России, посвятивших себя служению обществу и государству, имеет возможность существовать и выполнять свои функциональные обязанности Российское государство. Понятие государственной службы и государственного служащего неразрывны между собой и имеют большое практическое значение т.к. именно государственные служащие наделены определенными полномочиями по выражению государственной воли в отношении неопределенного круга лиц не находящихся по отношению к ним в отношении подчиненности. Они в необходимых случаях имеют право на применение государственного принуждения по отношению к тем гражданам, которые по каким либо причинам не желают соблюдать установленные государственными органами предписания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие, значение и принципы государственной службы…………………………………4
2. Законодательные основы государственной службы………………………………………10
3. Понятие и классификация государственных должностей………………………………...20
4. Понятие и классификация государственных служащих…………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

государственная служба.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

  1. Единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.
  2. Гласности в осуществлении государственной службы.
  3. Профессионализма и компетентности государственных служащих.
  4. Ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Она должна занимать особое место среди мер, направленных на совершенствование системы исполнительной власти. Опыт доказывает, что главная задача сбоев в этой системе не столько в недостатках в правовом регулировании, сколько в безответственности, влеку щей за собой нарушения норм действующего права. Неприятие защитных мер ведет к правовому нигилизму.

В связи с этим возникает необходимость в правовой защите общества через принятие соответствующих законов, определяющих поведение всех государственных служащих, особенно руководящих должностных лиц, а также эффективного государственного контроля и надзора за их исполнением.

  1. Внепартийность государственной службы. В системе государственной службы не допускается создание организаций политических партий и движений. Государственные служащие при исполнении должностных обязанностей не связаны решениями общественных объединений и обязаны руководствоваться законодательством.
  2. Отделения от религиозных объединений от государства. На служебную деятельность государственных служащих не могут влиять религиозные объединения, ибо они отделены от государства.
  3. Социальная защищенность государственных служащих. Им гарантируется денежное содержание, оплачиваемые отпуска, пенсионное обеспечение и т.д. Государственным служащим на отдельных видах государственной службы могут предоставляться льготы по налогообложению, оплате транспорта, жилья и др.
  4. Стабильность кадров государственной службы. Положение государственного служащего не должно зависеть от политической конъюнктуры, конкретной личности политического руководителя, необоснованных организационных импровизаций. Однако надежные правовые гарантии стабильности государственной службы административному праву Российской Федерации неизвестны.

В числе принципов  государственной службы не оказалось  принципа законности. Его не могут  подменить те принципы, которые сформулированы в контексте законности, выражая ее отдельные требования (например, о верховенстве Конституции Российской Федерации, обязательности решений вышестоящих органов для государственных служащих). Между тем принцип законности является универсальным, который не должен иметь для кого-либо и каких-либо исключений. Органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а также подзаконные акты, изданные в пределах компетенции и в соответствии с законодательством.1

  1. Законодательные основы государственной службы

 

В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об основах государственной  службы в Российской Федерации» от 31.07.1995 г. № 119 – ФЗ.

  1. Законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Вопросы,     регулируемые       в       соответствии с настоящим Федеральным законом

 

нормативными  актами Президента Российской Федерации  и Правительства Российской Федерации, могут также регулироваться федеральным  законом.

  1. Особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами на основании настоящего Федерального закона.
  2. На государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
  3. На государственных служащих, замещающих должности категории "Б", распространяется действие настоящего Федерального закона с ограничениями, предусмотренными пунктом 2 статьи 2.

В ст. 4 Закона определяется система  законодательства Российской Федерации  о государственной службе, его  источники, структура, общее содержание правовых актов и их соотношения.

Законодательство о государственной  службе образуют нормативные правовые акты, регулирующие организацию государственной  службы Российской Федерации и правовое положение госслужащих, в том  числе условия и порядок прохождения службы, виды поощрений и ответственность, основания прекращения государственно-служебных отношений и др.

 В п. 1 ст. 4 Закона предусматривается,  что данное законодательство  строится как двухуровневая система.  Оно состоит из Конституции РФ, Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и конституций, законов, уставов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Конституция РФ закрепляет такие исходные основы, как верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации  (ч. 2 ст. 4); единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч. 3 ст. 5); приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 8); обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10); равный доступ граждан к государственной службе (ч 4 ст. 32); некоторые обязанности всех должностных лиц (ч. 2 ст. 24, ч .3 ст. 41, ч. 2 ст. 46 и др.).

Государственная служба связана с  рядом правоограничений для лиц, состоящих на ней, а всякое ограничение прав личности допускается только по федеральному закону (ст. 55 Конституции РФ).

Конституция РФ (п. «т» ст. 71) устанавливает, что федеральная государственная  служба находится в ведении Российской Федерации, тем самым, предрешая, что государственной службой в субъектах РФ ведают они сами.

В совместном ведении Российской Федерации  и ее субъектов находятся кадры  судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат (п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Весьма важное значение имеет положение Конституции РФ (ч. 2 ст. 42) о возможности обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц. При этом и Конституция РФ, и иное законодательство Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»  исходят из того, что в суд можно обжаловать любые действия и решения органов государственной власти и должностных лиц.

Федеральный закон «Об основах  государственной службы Российской федерации» - принципиально новый акт в системе законодательства о государственной службе. Будучи базовым, он содержит основы (начала) всех иных законодательных и нормативных правовых актов о государственной службе.

Закон регулирует весь комплекс основных вопросов государственной службы. В нем установлены базовые принципы организации государственной службы РФ и основы правового положения государственных служащих.

Закон создает условия единой общефедеральной  правовой базы государственной службы Российской Федерации, придания ей профессионального характера.

Положения Закона способствуют развитию правовой базы для борьбы с бюрократизмом, коррупцией, произволом центрального и местного чиновничества, практикой  подбора кадров по принципу личной преданности. Закон направлен на повышение требований к государственным служащим, их обязанностям, на обеспечение их правовой и социальной защищенности.

Что касается других федеральных законов, о которых говорится в п. 1 ст. 4 Закона как об источниках законодательства Российской Федерации о государственной службе, то в настоящее время законов, специально посвященных этой теме, еще нет. Правительством РФ разработан проект федерального закона о федеральной государственной службе в Российской Федерации, который представлен Государственной Думе.

Под иными нормативными правовыми  актами в п. 1 ст. 4 Закона подразумеваются  акты Президента РФ и акты федерального Правительства. При этом в абз.2 указанного пункта содержится важное правило о  том, что вопросы, регулируемые в  соответствии с настоящим Законом нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ, могут также регулироваться федеральным законом.

В количественном и, главное, в оперативном  отношении именно акты Президента РФ составляют важнейший источник законодательства о государственной службе.

Указом от 22 декабря 1993 г. № 2267 (12 Президент  РФ утвердил Положение о федеральной  государственной службе).

Значительная часть указов относится  к организации государственной  службы и реализации Закона. В их числе наиболее важным является Указ Президента РФ от 6 сентября 1995 г. № 900 «О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализации Федерального закона» «Об основах государственной службы» Российской Федерации (13), которым утвержден обширный план организационных мероприятий.

Указ Президента РФ от 6 мая 1994 г. № 902 «Вопросы Совета по кадровой политике»  при Президенте РФ (14) посвящен вопросам управления государственной службой.

Для систематизации государственных  должностей Российской Федерации Президент РФ Указом от 11 января 1995 г. № 32 утвердил Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР.

Указом от 11 января 1995 г. № 33 Президент РФ утвердил Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих. В последующем указами Президента РФ этот Реестр неоднократно измерялся и дополнялся (15).

Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981 утверждены новые перечни должностей категорий «Б» и «В» (Приложения № 1 - 20), которые являются соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы РФ.

Указы Президента РФ являются в настоящее  время основными актами, регулирующими  вопросы повышения квалификации, переподготовки и стажировки государственных служащих: Указом от 23 августа 1994 г. № 1722 (16) установлен общий порядок и сроки повышения квалификации и переподготовки федеральных государственных служащих; Указом от 6 сентября 1995 г. № 900 определены первоочередные меры по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы; Указом от 9 марта 1996 г. № 353 утверждено Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего (17).

По вопросам организации  учебной, научной и методической базы государственной службы Российской Федерации Президент РФ издал: Указ от 6 июня 1994 г. № 1140 «О Российской академии государственной службы при Президенте РФ» (18); Распоряжение от 23 июня 1994 г. «Вопросы Российской академии государственной службы при Президенте РФ» (19); Распоряжение от 26 апреля 1995 г. «Вопросы Российской академии государственной службы при Президенте РФ» (20).

Указом от 7 июля 1994 г. № 1476 (21) установлены  должностные оклады в органах  государственной власти. Этому вопросу посвящен и Указ от 26 августа 1995 г. № 879 «О должностных окладах в органах государственной власти» (22).

Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267 (23) определен общий порядок  направления в загранкомандировки должностных лиц центральных федеральных органов исполнительной власти и возмещения командировочных расходов федеральному государственному служащему.

В целях повышения  дисциплины государственных служащих Президент РФ в соответствии со ст. 80 Конституции РФ издал Указ от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» (24).

Важная роль в организации  государственной службы принадлежит  Правительству РФ. Федеральное Правительство  принимает правовые и организационные  меры по исполнению законов и указов Президента РФ о государственной службе. Они образуют существо повседневного управления государственной службой (подготовка проектов нормативных актов по вопросам государственной службы, организации формирования конкурсных комиссий, организация аттестаций, конкурсов, государственных квалификационных экзаменов, подготовка предложений по формированию Реестра государственных должностей, внесение в него изменений и дополнений и т.д.). Правительством РФ определен порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также взаимодействия этих федеральных органов с министерствами и образовательными учреждениями, осуществляющими переподготовку и повышение квалификации государственных служащих (25). Постановлением от 30 декабря 1994 г. № 1462 Правительство РФ утвердило Положение о государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти (26).

Информация о работе Понятие и классификация государственных служащих