Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 08:03, курсовая работа
Настоящая курсовая работа посвящена государственным служащим в Российской Федерации. Именно благодаря этой категории граждан России, посвятивших себя служению обществу и государству, имеет возможность существовать и выполнять свои функциональные обязанности Российское государство. Понятие государственной службы и государственного служащего неразрывны между собой и имеют большое практическое значение т.к. именно государственные служащие наделены определенными полномочиями по выражению государственной воли в отношении неопределенного круга лиц не находящихся по отношению к ним в отношении подчиненности. Они в необходимых случаях имеют право на применение государственного принуждения по отношению к тем гражданам, которые по каким либо причинам не желают соблюдать установленные государственными органами предписания.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие, значение и принципы государственной службы…………………………………4
2. Законодательные основы государственной службы………………………………………10
3. Понятие и классификация государственных должностей………………………………...20
4. Понятие и классификация государственных служащих…………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………
Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием.
Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
В связи с этим возникает необходимость в правовой защите общества через принятие соответствующих законов, определяющих поведение всех государственных служащих, особенно руководящих должностных лиц, а также эффективного государственного контроля и надзора за их исполнением.
В числе принципов государственной службы не оказалось принципа законности. Его не могут подменить те принципы, которые сформулированы в контексте законности, выражая ее отдельные требования (например, о верховенстве Конституции Российской Федерации, обязательности решений вышестоящих органов для государственных служащих). Между тем принцип законности является универсальным, который не должен иметь для кого-либо и каких-либо исключений. Органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а также подзаконные акты, изданные в пределах компетенции и в соответствии с законодательством.1
В соответствии со ст. 4 ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 31.07.1995 г. № 119 – ФЗ.
Вопросы, регулируемые в соответствии с настоящим Федеральным законом
нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, могут также регулироваться федеральным законом.
В ст. 4 Закона определяется система законодательства Российской Федерации о государственной службе, его источники, структура, общее содержание правовых актов и их соотношения.
Законодательство о
В п. 1 ст. 4 Закона предусматривается,
что данное законодательство
строится как двухуровневая
Конституция РФ закрепляет такие исходные основы, как верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4); единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч. 3 ст. 5); приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст. 8); обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10); равный доступ граждан к государственной службе (ч 4 ст. 32); некоторые обязанности всех должностных лиц (ч. 2 ст. 24, ч .3 ст. 41, ч. 2 ст. 46 и др.).
Государственная служба связана с рядом правоограничений для лиц, состоящих на ней, а всякое ограничение прав личности допускается только по федеральному закону (ст. 55 Конституции РФ).
Конституция РФ (п. «т» ст. 71) устанавливает,
что федеральная
В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат (п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Весьма важное значение имеет положение Конституции РФ (ч. 2 ст. 42) о возможности обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц. При этом и Конституция РФ, и иное законодательство Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» исходят из того, что в суд можно обжаловать любые действия и решения органов государственной власти и должностных лиц.
Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской федерации» - принципиально новый акт в системе законодательства о государственной службе. Будучи базовым, он содержит основы (начала) всех иных законодательных и нормативных правовых актов о государственной службе.
Закон регулирует весь комплекс основных вопросов государственной службы. В нем установлены базовые принципы организации государственной службы РФ и основы правового положения государственных служащих.
Закон создает условия единой общефедеральной правовой базы государственной службы Российской Федерации, придания ей профессионального характера.
Положения Закона способствуют развитию правовой базы для борьбы с бюрократизмом, коррупцией, произволом центрального и местного чиновничества, практикой подбора кадров по принципу личной преданности. Закон направлен на повышение требований к государственным служащим, их обязанностям, на обеспечение их правовой и социальной защищенности.
Что касается других федеральных законов, о которых говорится в п. 1 ст. 4 Закона как об источниках законодательства Российской Федерации о государственной службе, то в настоящее время законов, специально посвященных этой теме, еще нет. Правительством РФ разработан проект федерального закона о федеральной государственной службе в Российской Федерации, который представлен Государственной Думе.
Под иными нормативными правовыми актами в п. 1 ст. 4 Закона подразумеваются акты Президента РФ и акты федерального Правительства. При этом в абз.2 указанного пункта содержится важное правило о том, что вопросы, регулируемые в соответствии с настоящим Законом нормативными актами Президента РФ и Правительства РФ, могут также регулироваться федеральным законом.
В количественном и, главное, в оперативном отношении именно акты Президента РФ составляют важнейший источник законодательства о государственной службе.
Указом от 22 декабря 1993 г. № 2267 (12 Президент РФ утвердил Положение о федеральной государственной службе).
Значительная часть указов относится к организации государственной службы и реализации Закона. В их числе наиболее важным является Указ Президента РФ от 6 сентября 1995 г. № 900 «О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализации Федерального закона» «Об основах государственной службы» Российской Федерации (13), которым утвержден обширный план организационных мероприятий.
Указ Президента РФ от 6 мая 1994 г. № 902 «Вопросы Совета по кадровой политике» при Президенте РФ (14) посвящен вопросам управления государственной службой.
Для систематизации государственных должностей Российской Федерации Президент РФ Указом от 11 января 1995 г. № 32 утвердил Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР.
Указом от 11 января 1995 г. № 33 Президент РФ утвердил Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих. В последующем указами Президента РФ этот Реестр неоднократно измерялся и дополнялся (15).
Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 981 утверждены новые перечни должностей категорий «Б» и «В» (Приложения № 1 - 20), которые являются соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы РФ.
Указы Президента РФ являются в настоящее время основными актами, регулирующими вопросы повышения квалификации, переподготовки и стажировки государственных служащих: Указом от 23 августа 1994 г. № 1722 (16) установлен общий порядок и сроки повышения квалификации и переподготовки федеральных государственных служащих; Указом от 6 сентября 1995 г. № 900 определены первоочередные меры по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы; Указом от 9 марта 1996 г. № 353 утверждено Положение о проведении аттестации федерального государственного служащего (17).
По вопросам организации учебной, научной и методической базы государственной службы Российской Федерации Президент РФ издал: Указ от 6 июня 1994 г. № 1140 «О Российской академии государственной службы при Президенте РФ» (18); Распоряжение от 23 июня 1994 г. «Вопросы Российской академии государственной службы при Президенте РФ» (19); Распоряжение от 26 апреля 1995 г. «Вопросы Российской академии государственной службы при Президенте РФ» (20).
Указом от 7 июля 1994 г. № 1476 (21) установлены должностные оклады в органах государственной власти. Этому вопросу посвящен и Указ от 26 августа 1995 г. № 879 «О должностных окладах в органах государственной власти» (22).
Указом Президента РФ от 22 декабря
1993 г. № 2267 (23) определен общий порядок
направления в
В целях повышения дисциплины государственных служащих Президент РФ в соответствии со ст. 80 Конституции РФ издал Указ от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» (24).
Важная роль в организации государственной службы принадлежит Правительству РФ. Федеральное Правительство принимает правовые и организационные меры по исполнению законов и указов Президента РФ о государственной службе. Они образуют существо повседневного управления государственной службой (подготовка проектов нормативных актов по вопросам государственной службы, организации формирования конкурсных комиссий, организация аттестаций, конкурсов, государственных квалификационных экзаменов, подготовка предложений по формированию Реестра государственных должностей, внесение в него изменений и дополнений и т.д.). Правительством РФ определен порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также взаимодействия этих федеральных органов с министерствами и образовательными учреждениями, осуществляющими переподготовку и повышение квалификации государственных служащих (25). Постановлением от 30 декабря 1994 г. № 1462 Правительство РФ утвердило Положение о государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти (26).
Информация о работе Понятие и классификация государственных служащих