Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:29, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ договора контрактации в системе российского законодательства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: Изучение нормативной и научной литературы по теме работы; Определение понятия и признаков договора контрактации; Изучение таких особенностей договора контрактации как условия договора, способы заключения, изменения и расторжения договора, а также ответственность по договору.
Введение 3
Глава 1. Понятие и основные признаки договора контрактации 4
1.1. Понятие договора контрактации 4
1.2. Признаки договора контрактации 8
Глава 2. Особенности договора контрактации 17
2.2.Способы заключения договора контрактации 17
2.3.Стороны по договору контрактации, их права и обязанности 18
2.4.Изменение и расторжение договора контрактации 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Содержание
Введение
В настоящей работе рассмотрена тема «Договор контрактации в законодательстве Российской Федерации».
Договор контрактации определяет отношения по заготовке сельскохозяйственных продуктов и сырья, составляющих основу благосостояния любого общества. Специфика сельскохозяйственного производства — сильная зависимость от погодных условий, высокий удельный вес других случайных факторов, влияющих на результат (болезни и вредители растений и т.д.), делает производителя сельскохозяйственной продукции экономически более слабой стороной договора (в отличие, например, от продавца по договору поставки). Поэтому основная направленность юридического нормирования отношений по контрактации - это повышение уровня правовой защиты производителя-продавца с целью уравнивания его экономических возможностей с возможностями покупателя.
В настоящий момент в российском праве очень слабо развито изучение договора контрактации и требуется его детальное рассмотрение, т.к. договор контрактации редко встречающееся явления в нашем государстве, но все же оно имеет место в ГК РФ, и потому можно сказать, что изучение данной темы является актуальным.
Целью настоящей работы является анализ договора контрактации в системе российского законодательства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: Изучение нормативной и научной литературы по теме работы; Определение понятия и признаков договора контрактации; Изучение таких особенностей договора контрактации как условия договора, способы заключения, изменения и расторжения договора, а также ответственность по договору.
В ст. 535 Гражданского Кодекса РФ дается следующее понятие договора контрактации: это договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю. Заготовителем является лицо, осуществляющее закупки вышеназванной продукции для переработки или продажи. В обязанность производителя входит передача продукции в количестве ассортименте, предусмотренном договором контрактации, что закреплено в ст. 537 ГК РФ. Заготовитель же, согласно ст. 536 ГК РФ, обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения, а также обеспечить ее вывоз. Также естественной обязанностью заготовителя является уплата денег за продукцию.
Определение понятия рассматриваемого договора в ГК РФ 1996 г. сходно с тем, что давалось в Основах гражданского законодательства (п.1 ст.83).
Но все же изменения есть - из нового Гражданского Кодекса изъяты два положения, имевших место в Основах: на заготовителя уже не возлагается обязанность содействовать производству сельскохозяйственной продукции, а также убрана фраза о том, что производитель обязуется передать продукцию в собственность другой стороны.
Рассматривая положения о
- договор, который заключается между государством и юридическими лицами;
- договор, заключаемый между любыми юридическими лицами, гражданами.
Но все же реально договор контрактации действует лишь в первом виде, что проистекает из практики его применения. Нелишне также будет отметить, что утвержденное приказом Госагропрома Положение о порядке заключения договора контрактации сельскохозяйственной продукции не действует. Следовательно, можно сделать вывод, что сейчас договор контрактации - это договор на закупку сельскохозяйственной продукции только для государственных нужд, одной из сторон которого обязательно выступает государство. В свете сказанного деятельность коммерческих структур по закупке сельскохозяйственной продукции следует рассматривать в качестве обычной предпринимательской деятельности. Договоры же, заключаемые без участия государства как стороны, следует рассматривать как обычные договоры поставки. Более того, в самом тексте ГК РФ (ст. 535) указана возможность применения правил о договоре поставки (статьи 506 - 524); об этом же говорится и в ст. 83 Основ гражданского законодательства.
Из вышеуказанного следует вывод, что нынешний договор контрактации несколько не соответствует требованиям времени, а именно развивающимся в стране рыночным отношениям со множеством действующих в них разнообразных субъектов.
Логично, что по поводу этого института гражданского права сегодня ведутся дискуссии, в частности кафедра Аграрного права МГЮА во главе с профессором Быстровым придерживается мнения, что договор контрактации в том виде, в котором он существует ныне, является антирыночным, что он в принципе не имеет права на существование, так как был задуман и вводился в действие в 30 - х годах именно в качестве меры для принудительного изъятия у производителей сельскохозяйственной продукции, либо ее покупки за бесценок, то есть играл роль антирыночного механизма - следовательно, он противоречит нынешней экономической политике государства и является наследием отжившего строя1. Все же, несмотря на многостороннюю и небеспочвенную критику и споры по поводу необходимости существования данного института, разработчики нового Гражданского Кодекса включили положения о контрактации во вторую часть закона, причем без существенных изменений, как в части формулировок, так и в части содержания по сравнению с ранее действующими принципами.
Говоря о характерных чертах договора контрактации, следует указать, что он является:
- формальным, то есть заключается в письменной форме;
- срочным;
- возмездным;
- двусторонним;
- консенсуальным (считается заключенным с момента достижения соглашения сторон)2.
Для того, чтобы четче вырисовывались особенности договора контрактации, важно выяснить его отличия от других, смежных с ним, договоров. Бесспорно, они весьма схожи, что доказывает факт возможности применения правил договора поставки, а в соответствующих случаях правил о поставке товаров для государственных нужд к отношениям по рассматриваемому договору, не урегулированным правилами отведенного для него параграфа - это законодательно закреплено в ст.535 ГК РФ. Но все-таки особенности есть, и состоят они в следующем: Во-первых, имеются различия по составу субъектов. Согласно закону, договор контрактации заключается непосредственно с сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими и фермерскими хозяйствами и т.п., которые являются непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции. Второй стороной данного договора выступают государственные заготовители. В договорах же поставки, купли - продажи второй стороной может быть не обязательно государственный заготовитель, но и любой иной субъект.
Во-вторых, существует различие смежных договоров по предмету их заключения.
В-третьих, отличаются и виды реализуемой продукции. По договору контрактации реализуется продукция, вошедшая в государственный заказ, по другим договорам сбывается не только сельскохозяйственная продукция, но и другие ее виды.
В- четвертых, есть особенности во времени заключения договоров. Чаще всего договор контрактации предшествует договору поставки или купли - продажи. Заготовители заключают с хозяйствами договор контрактации сельскохозяйственной продукции, а уже затем реализуют ее по договорам поставки или купли - продажи.
В-пятых, можно отметить, что договор контрактации определен как заключаемый в письменной форме, а договор купли - продажи может быть заключен и в устной форме, то есть имеет место отличие по форме договора3.
После освещения особенностей договора контрактации, его отличия от схожих договоров, хотелось бы вернуться к вопросу о правовой природе данного договора. Выше уже отмечалось, что рассматриваемый институт Гражданского права вызывает споры и имеются негативные мнения по его поводу, в том числе некоторые специалисты считают контрактацию отжившей свой век4. Попытаемся рассмотреть этот вопрос несколько подробней.
Ранее контрактация связывалась с выполнением государственного плана закупки сельскохозяйственной продукции, который носил обязательный характер для обеих сторон договора. На сегодняшний день ситуация коренным образом изменилась - уже не существует планов такого рода. К сказанному можно добавить, что отношения по данному виду договора связаны с продажей продукции, которая может принимать форму поставки, если момент заключения и исполнения договора разорваны во времени. Если же этого промежутка во времени нет - имеет смысл говорить о купле - продаже, когда закупается наличная сельскохозяйственная продукция. Следует заметить, что даже законодатели уделяют весьма скромное место (в том числе и по объему договора контрактации в Гражданском Кодексе - четыре статьи, что значительно отличается от подробной регламентации договорных обязательств в ГК РФ). На ту ситуацию, что этот договор заключается довольно редко, указывает тот факт, что в настоящее время не принимаются акты, конкретизирующие порядок заключения, исполнения договора, разъясняющие его особенности потенциальным субъектам.
Из всего вышеуказанного можно сделать вывод, что договором контрактации оформляются закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, в основном же действуют договоры поставки или купли - продажи, которые более соответствуют духу времени и общим правовым принципам.
Основные признаки договора контрактации можно выявить из ст.ст. 535 - 538 § 5 главы 30 Гражданского Кодекса РФ.
Договор контрактации определяет отношения по заготовке сельскохозяйственных продуктов и сырья, составляющих основу благосостояния любого общества. Специфика сельскохозяйственного производства — сильная зависимость от погодных условий, высокий удельный вес других случайных факторов, влияющих на результат (болезни и вредители растений и т.д.), делает производителя сельскохозяйственной продукции экономически более слабой стороной договора (в отличие, например, от продавца по договору поставки). Поэтому основная направленность юридического нормирования отношений по контрактации — это повышение уровня правовой защиты производителя-продавца с целью уравнивания его экономических возможностей с возможностями покупателя5.
Как и договор поставки, договор контрактации можно назвать предпринимательским.
Договор контрактации — один из видов купли-продажи. В то же время его содержание охватывается общим понятием договора поставки, а потому договор контрактации является разновидностью поставки6. Такой двойственный характер контрактации обусловливает особый характер ее правового регулирования. Основную роль в регулировании этого договора играют ст. 535—538 ГК РФ. Далее, к отношениям по договору контрактации применяются нормы о договорах поставки. И, наконец, оставшиеся неурегулированными вопросы решаются на основе общих положений о купле-продаже.
Если же закупка сельскохозяйственной продукции производится для государственных нужд, последовательность применения указанных норм будет несколько другой: в первую очередь будут применяться правила § 5 главы 30 ГК о контрактации, затем — положения специальных нормативных актов о контрактации.
Вопросы, оставшиеся неурегулированными, решают на основе правил о договорах поставки и, в последнюю очередь, общих положений о купле-продаже7.
Особенности договора контрактации заключаются, в следующем8:
- во-первых, это будущие товары,
которые еще подлежат
- во-вторых, выращивание связано с различными стадиями сельскохозяйственного производства (обработкой почвы, посевом, уборкой) и его условиями, иногда не зависящими от воли производителя (засуха, непредвиденные размеры половодья и т.д.).
Из этих особенностей вытекает то обстоятельство, что момент заключения договора и его исполнение не только не совпадают, но и значительно отдалены во времени. Количество подлежащей передаче сельскохозяйственной продукции не всегда может быть выражено точной цифрой, а ассортимент выращиваемых товаров, как правило, должен определяться заготовителем еще до посева.
Особенности правового регулирования договора контрактации не столь велики. Это всего четыре статьи. Поэтому в соответствии с п. 2 ст. 535 ГК РФ к отношениям сторон по договору контрактации, не урегулированным нормами Кодекса об этом договоре, применяются правила о договоре поставки или о договоре поставки товаров для государственных нужд. При отсутствии же соответствующих норм, регулирующих поставку товаров, применению подлежат общие положения о купле-продаже.
Таким образом, с одной стороны, договор контрактации — вид договора купли-продажи, с другой — разновидность договора поставки, в свою очередь являющегося видом договора купли-продажи.
По договору контрактации предприниматель (производитель) может продавать лишь произведенную им самим продукцию, о чем недвусмысленно говорит п. 1 ст. 535 ГК. Поэтому реализация продукции, произведенной кем-либо другим, нежели продавцом, будет осуществляться в форме договора поставки или купли-продажи, но не контрактации.
Количество
Такое согласование количества ("от и до") не противоречит ст. 465 ГК РФ, допускающей определение количества товара не только в единицах измерения или в денежной сумме, но и согласованием порядка его определения10.
Цена не является существенным условием договора контрактации, так же как и по договору поставки. Ее определение производится по общим правилам, установленным в п. 3 ст. 424 ГК РФ - в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Информация о работе Понятие и основные признаки договора контрактации