Понятие и особенности гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Гражданское право - это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения в целях осуществления законных интересов субъектов гражданского права и организации экономических отношений в обществе.
Гражданское право отличается от других отраслей по предмету, методу, принципам, функциям и системе.

Файлы: 1 файл

гражд. право.docx

— 65.44 Кб (Скачать файл)

4) Каждое юридическое  лицо выступает в гражданском  обороте от своего имени, может  быть истцом и ответчиком в  суде. Согласно ст. 54 Гражданского  кодекса РФ юридическое лицо  имеет свое наименование, содержащее  указание на его организационно-правовую  форму. Наименования некоммерческих  организаций, а в предусмотренных  законом случаях наименования  коммерческих организаций должны  содержать указание на характер  деятельности юридического лица. Юридическое лицо, являющееся коммерческой  организацией, должно иметь фирменное  наименование, включающее в себя  указание на организационно-правовую  форму и отличительный элемент  юридического лица (например, Общество  с ограниченной ответственностью  «Большевик»).

Законодательством предусматриваются определенные требования к фирменным наименованиям. Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация», а также указание на его организационно-правовую форму. Банк России обязан при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации запретить использование наименования кредитной организации, если предполагаемое наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

13.Классификация юридических лиц

По форме собственности имущественных вкладов:

· публичные - государственные и муниципальные;

· частные.

По целям деятельности:

· коммерческие, имеющие целью извлечение прибыли для распределения ее между участниками;

· некоммерческие, имеющие иные цели, извлечение прибыли для достижения этих целей.

По объему вещных прав на принадлежащее организации имущество — юридические лица, имеющие его:

· на праве оперативного управления: учреждения и казенные предприятия;

· на праве хозяйственного ведения: унитарные предприятия, кроме казенных;

· на праве собственности: все остальные юридические лица.

По характеру имущественных прав участников:

· имеющие вещное право на имущество унитарных предприятий, учреждений;

· имеющие обязательственные права на имущество хозяйственных товариществ и обществ, кооперативов, некоммерческих партнерств;

· не имеющие никаких прав на имущество остальных юридических лиц.

По степени ответственности участников по обязательствам юридического лица:

· отвечают в пределах своих вкладов в капитал: участники акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, коммандитисты товарищества на вере;

· отвечают дополнительно к вкладу в капитал: участники обществ с дополнительной ответственностью;

· отвечают субсидиарно к обязательствам юридического лица: учредители казенных предприятий и учреждений, полные товарищи, члены кооператива, члены ассоциаций (союзов).

14.Правосубъектность и общая процедура создания юридических лиц

Под правосубъектностью юридического лица — наличие у него качеств субъекта права, т. е. правоспособности и дееспособности.

В гражданском праве различается общая и специальная правоспособность. Общая правоспособность согласно п. 1 ст. 49 ГК - это возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Такой правоспособностью обладают физические лица и частные коммерческие организации. Специальная правоспособность согласно п. 1 ст. 49 допускает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в его учредительных документах. При этом следует разграничить предмет их уставной деятельности и конкретные полномочия по осуществлению такой деятельности, которые в сфере гражданского оборота могут быть шире ее предмета, зафиксированного в уставе. Так, закон разрешает некоммерческим организациям осуществлять коммерческую деятельность для достижения своих уставных целей и соответствующую этим целям.

Дееспособность юридического лица — его способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, возлагать на себя и исполнять гражданские обязанности, т, е. осуществлять уставную деятельность.

Деятельность юридического лица согласно ст. 53 ГК может осуществляться только людьми, являющимися органами юридического лица. Одни осуществляют взаимодействие с другими субъектами гражданского права, другие осуществляют его уставные функции.

К первым относятся представители организации — лица, представляющие интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права.

Органы управления организацией — лица, представляющие юридическое лицо на основании полномочий, установленных для них законом и учредительными документами без доверенности. Органы управления могут быть как коллегиальными такими как общее собрание участников, наблюдательный совет, так и единоличными - директор, президент;

Иные лица, представляющие юридическое лицо на основании переданных им органом управления организацией полномочий по доверенности.

Ко вторым относятся работники организации, осуществляющие деятельность в интересах юридического лица на основании трудового договора без выполнения функций представительства.

Действия как первой категории лиц в рамках предоставленных им полномочий, так и второй категории в рамках их служебных обязанностей рассматриваются правом как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответственность.

Процедура создания

Истории известны следующие способы образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный.

При распорядительном порядке юридическое лицо возникает на основании лишь одного распоряжения учредителя, при этом специальной регистрации не требуется. В таком порядке в СССР создавалось большинство государственных предприятий и учреждений. В настоящее время в таком порядке образуются воинские части, суды, органы внутренних дел, правительства и министерства субъектов РФ и др. Все они создаются по распоряжению уполномоченных органов и действуют на основе нормативных актов, в которых определяется их статус как юридических лиц. В связи с этим нельзя не согласиться с высказанным в литературе мнением, «что ст. 51 ГК не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц. Поэтому, чтобы не подрывать единства гражданского законодательства, целесообразно или уточнить ст. 51 ГК, или устранить из практики факты появления юридических лиц без их государственной регистрации»27.

Разрешительный порядок ранее применялся при создании общественных и кооперативных организаций. Он предполагал, что такие юридические лица возникали лишь только после того, как на их создание получено разрешение компетентного органа. При этом в создании таких юридических лиц могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Регистрации также не требовалось. Не представляется возможным согласиться с мнением о том, что действующее законодательство в немногочисленных случаях сохранило разрешительный порядок создания юридического лица. Его связывают с созданием коммерческих банков, страховых компаний, а также организаций, которые могут занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке. Действительно, на их создание нужно получить разрешение (или согласие) соответствующего публичного органа. Однако представляется более правильным считать, что к таким организациям также применяется нормативно-явочный порядок (хотя и осложненный получением разрешения или согласия) в силу следующего. Во-первых, с получением разрешения (согласия) юридическое лицо еще не считается созданным, требуется государственная регистрация. Во-вторых, соответствующие органы не могут отказать по мотивам нецелесообразности.

В РФ действует нормативно-явочный порядок создания юридических лиц. Иногда его называют явочно-регистрационным. Явочный характер данного способа создания юридических лиц выражается в том, что создание организации инициируют сами учредители, реализуя элемент своей гражданской правоспособности – право создавать юридические лица своей волей и в своем интересе. Нормативный характер данного способа выражается в том, что правовые формы деятельности по созданию юридического лица (включая завершающий ее этап – государственную регистрацию) регламентированы в нормативных актах и, прежде всего – в законодательстве.

В соответствии с действующим законодательством образование юридического лица возможно двумя путями: создание его впервые и в процессе реорганизации.

Создание юридического лица впервые предполагает соблюдение следующих требований.

1. Должен быть в соответствии  с требованиями закона определен  состав учредителей применительно  к виду создаваемого юридического  лица.

Во-первых, эти требования касаются возраста физических лиц – учредителей. Например, для коммерческих организаций, создаваемых гражданами, снижен возраст (16 лет) только для членов производственного кооператива (ст.7 Закона «О производственных кооперативах»). Снижение возраста для приобретения статуса члена производственного кооператива обусловлено трудовым законодательством и тем, что члены кооператива осуществляют не предпринимательскую, а трудовую деятельность. Остальные коммерческие организации могут создаваться физическими лицами, которые приобрели полную дееспособность. Это следует из того, что содержанием отдельных видов частичной дееспособности граждан не предусмотрено право создавать иные юридические лица.

Во-вторых, в законодательстве определены случаи, когда физические лица с полной дееспособностью, либо отдельные юридические лица не могут быть учредителями определенных видов юридических лиц. Например: физические лица – учредители полного товарищества, не могут быть учредителями другого полного товарищества (п. 2 ст. 69 ГК); общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п.2 ст.88 ГК).

2. Юридическое лицо может  быть создано в организационно-правовой  форме, предусмотренной законодательством. При этом, как отмечалось, организационно-правовые  формы коммерческих организаций  исчерпывающим образом перечислены  в ГК РФ. К ним относятся: хозяйственные товарищества (полное и на вере); хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия). Организационно-правовые формы некоммерческих организаций также указаны в ГК РФ (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения, фонды, учреждения, ассоциации и союзы). Однако перечень некоммерческих организаций в ГК дан не исчерпывающим образом. Их иные организационно-правовые формы могут быть предусмотрены и в других законах.

3. Как правило, решение  о выборе организационно-правовой  формы юридического лица законодатель  оставляет на усмотрение учредителей. Однако из этого правила бывают  исключения. Так, например, согласно  Закону «О банках и банковской  деятельности» кредитное учреждение  может создаваться только в  форме хозяйственного общества.

4. Воля учредителей на  создание юридического лица должна  быть выражена вовне в предусмотренной  законом форме. Такой формой являются  учредительные документы юридического  лица. Именно в них учредители  конкретизируют общие нормы права  применительно к своим интересам. Состав учредительных документов  для разных видов юридических  лиц различен:

– общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (кроме случаев, когда в них один учредитель), ассоциации и союзы должны иметь учредительный договор и устав;

– хозяйственные товарищества (полные и на вере) должны иметь учредительный договор;

– акционерные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, кооперативы, общественные организации, фонды и др. должны иметь устав. При создании акционерных обществ имеет место и договор о создании акционерного общества, который не является учредительным, а представляет разновидность договора простого товарищества. Он прекращается с момента регистрации акционерного общества в связи с достигнутой целью. Учредительный договор – это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например председатель и секретарь общего собрания учредителей).

При составлении учредительных документов необходимо учитывать следующее:

– в законодательстве содержатся императивные нормы, которые не могут быть изменены учредительными документами;

– в законодательстве содержатся диспозитивные нормы, которые позволяют учредителям отойти от варианта, указанного в законе, и выработать свои правила при условии, что они не будут противоречить закону;

– учредители могут включить в учредительные документы правила, регулирующие отношения, вообще не урегулированные законом, но опять же при условии, что эти правила не будут противоречить закону.

5. Завершается создание  юридического лица его государственной  регистрацией. «До государственной  регистрации юридическое лицо  не существует, и все предварительные  действия учредители совершают  от своего имени, хотя бы и  в интересах будущего субъекта  права. После государственной регистрации  вновь возникшее юридическое  лицо, выражая уже свою волю, может  одобрить или не одобрить действия  учредителей. Таково, например, правило  п. 3 ст. 10 Федерального закона «Об  акционерных обществах», которое  устанавливает солидарную ответственность  учредителей по обязательствам, связанным с созданием акционерного  общества и возникающим до  его государственной регистрации. Созданное общество будет нести  ответственность по обязательствам  учредителей только в случае  последующего одобрения их действий  общим собранием акционеров, т.е. высшего органа этого юридического  лица. Приведенное правило (как и  многие другие) наглядно показывает  роль государственной регистрации  в качестве завершающего юридического  акта создания юридического лица»28.

Информация о работе Понятие и особенности гражданского права