Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 11:30, контрольная работа
Описание работы
Гражданское право - это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения в целях осуществления законных интересов субъектов гражданского права и организации экономических отношений в обществе. Гражданское право отличается от других отраслей по предмету, методу, принципам, функциям и системе.
6. При государственной
регистрации впервые создаваемого
юридического лица представляются
следующие документы:
1) подписанное заявителем
заявление о государственной
регистрации по форме, установленной
Правительством РФ. В заявлении
подтверждается, что:
– учредительные документы
создаваемого юридического лица соответствуют
установленным законодательством требованиям
к учредительным документам данной организационно-правовой
формы юридического лица;
– сведения, содержащиеся в
учредительных документах и иных документах,
достоверны;
– при создании юридического
лица соблюдены установленный для данной
организационно-правовой формы порядок
его создания, в том числе и порядок формирования
(оплаты) уставного капитала (уставного
фонда, складочного капитала, паевого
фонда) на момент государственной регистрации;
– в установленных законом
случаях – согласование с государственными
органами или органами местного самоуправления;
2) решение о создании
юридического лица в виде протокола,
договора или иного документа
в соответствии с законодательством;
3) учредительные документы
юридического лица, состав которых
определяется его организационно-правовой
формой;
4) для иностранного юридического
лица – документы, удостоверяющие
юридический статус учредителя
– иностранное юридическое лицо;
5) документ об уплате
государственной пошлины.
7. С принятием Федерального
закона «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей»29 урегулированы
отношения, возникающие в связи
с государственной регистрацией
юридических лиц при их создании,
реорганизации и ликвидации, установлены
правила ведения Единого государственного
реестра юридических лиц (в дальнейшем
– ЕГРЮЛ), общий порядок государственной
регистрации.
Специальный порядок регистрации
отдельных видов юридических лиц установлен
только в отношении кредитных организаций
(решение о регистрации принимается Банком
России), общественных объединений, религиозных
и профсоюзных организаций, политических
партий (решение о регистрации принимаются
Минюстом России). Взаимодействие МНС
России с указанными органами осуществляется
в соответствии с принятыми нормативными
актами30.
Министерство Российской Федерации
по налогам и сборам с 1 июля 2002 г. являлось
уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим государственную
регистрацию юридических лиц. В настоящее
время в связи с изменением структуры
федеральных органов исполнительной власти
уполномоченным органом исполнительной
власти, осуществляющим государственную
регистрацию юридических лиц, является
Федеральная налоговая служба России31.
8. Новое законодательство
о регистрации юридических лиц,
с одной стороны, существенно
упростило процедуру регистрации.
В настоящее время «достаточно
прийти в регистрирующий орган,
то есть в налоговую инспекцию,
и подать необходимые для регистрации
документы. После этого в течение
пяти дней заявителю выдают
свидетельство о государственной
регистрации и свидетельство
о постановке на налоговый
учет. Этих документов достаточно,
чтобы открыть счет в банке
и удостоверить подлинность подписи
в банковской карточке. Таким
образом, фактически мы смогли
сократить срок, необходимый для
создания субъекта хозяйственной
деятельности, с двух месяцев
до пяти дней»32.
С другой стороны, новое законодательство
о государственной регистрации юридических
лиц породило ряд проблем. По мнению Е.
Горбуновой, «закон реализовал концепцию
«упрощенного порядка регистрации», т.е.
нормативно-явочный порядок регистрации
фактически меняется на заявительный.
Мало сказать, что он чрезвычайно демократичен.
Благодаря новому порядку практически
полностью утрачивается контроль со стороны
государства, снижается достоверность
и надежность представляемых документов.
Теперь, по новому Закону, достаточно предъявить
на государственную регистрацию учредительные
документы создаваемого юридического
лица и подписать заявление о том, что
в представляемых документах все соответствует
действующему законодательству. В прямом
смысле «верят на слово», никакого контроля»33.
Представляется, что переход на заявительный
порядок регистрации для России в настоящее
время является преждевременным.
15.Реорганизация
Реорганизация в отличие от
ликвидации предполагает переход прав
и обязанностей от одних юридических лиц
к другим. В большинстве случаев реорганизация
связана с созданием новых юридических
лиц (кроме реорганизации в форме присоединения).
Однако во всех случаях она связана с правопреемством,
особенности которого зависят от формы
реорганизации юридического лица. Основные
положения о реорганизации юридических
лиц состоят в следующем:
1. Существует два вида
реорганизации – добровольная
и принудительная. Добровольная
реорганизация юридического лица
может быть осуществлена по
решению его учредителей (участников)
либо органа юридического лица,
уполномоченного на то учредительными
документами.
Например, в акционерных обществах
в соответствии с Федеральным законом
от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных
обществах» Совет директоров (наблюдательный
совет) общества выносит на решение общего
собрания акционеров каждого общества,
участвующего в реорганизации, следующие
вопросы: о реорганизации общества; об
утверждении договора о реорганизации;
об утверждении передаточного акта; о
порядке конвертации или обмене акций
(в зависимости от вида реорганизации)34.
В обществах с ограниченной ответственностью
вопросы добровольной реорганизации решаются
общим собранием участников каждого общества,
участвующего в реорганизации35.
Принудительная реорганизация
юридического лица в форме разделения
или выделения из его состава одного или
нескольких юридических лиц может осуществляться
по решению уполномоченных государственных
органов. Например, антимонопольное законодательство
предусматривает право федерального антимонопольного
органа давать хозяйствующим субъектам
(коммерческим и некоммерческим юридическим
лицам) обязательные для исполнения предписания
об их принудительном разделении или о
выделении структурных подразделений
из их состава.
2. Законодательством предусмотрены
пять форм реорганизации юридических
лиц: слияние, присоединение, разделение,
выделение, преобразование (ст. 57 ГК
РФ).
При слиянии прекращают свое
существование сливающиеся (реорганизуемые)
юридические лица (два и более) и создается
новое, которое и становится правопреемником
реорганизованных юридических лиц. При
этом к нему переходят все права и обязанности
реорганизованных юридических лиц в соответствии
с передаточным актом.
При присоединении прекращаются
присоединяемые юридические лица, а организация,
к которой они присоединяются, становится
их правопреемником и в ее учредительные
документы вносятся соответствующие изменения
(дополнения). Объем прав и обязанностей,
переходящих к правопреемнику, определяется
в передаточном акте.
При разделении прекращается
разделяемое юридическое лицо и создаются
новые (два и более), которые становятся
правопреемниками. Объем правопреемства
каждого из создаваемых при этой форме
реорганизации юридических лиц определяется
в разделительном балансе.
При выделении на базе имущества
реорганизуемого лица создаются новые
юридические лица, которые являются его
правопреемниками. Объем правопреемства
каждого юридического лица, возникающего
при этой форме реорганизации, также определяется
разделительным балансом. Реорганизуемое
юридическое лицо не прекращает своего
существования, но в его учредительные
документы вносятся необходимые изменения.
Преобразование связано с изменением
организационно-правовой формы юридического
лица. Применение данной формы реорганизации
связано с соблюдением определенных положений.
Во-первых, хозяйственные товарищества
и общества одного вида могут быть преобразованы
в хозяйственные товарищества и общества
другого вида (ст. 8 ГК РФ). Во-вторых, изменение
типа акционерного общества не является
его реорганизацией. В соответствии с
разъяснениями Высшего Арбитражного Суда
при изменении типа акционерного общества
его организационно-правовая форма не
изменяется. Поэтому требования о составлении
передаточного акта, об уведомлении кредиторов
о предстоящем изменении типа акционерного
общества в таких случаях предъявляться
не должны. Не применяются при этом и другие
нормы, касающиеся реорганизации общества,
в том числе предоставляющие акционерам
право требовать выкупа принадлежащих
им акций общества, если они голосовали
против преобразования или не участвовали
в голосовании по данному вопросу36.
3. Порядок реорганизации
юридического лица предполагает:
1. Принятие решения о
реорганизации юридического лица.
При добровольной реорганизации
– оно принимается либо участниками,
либо органом юридического лица,
уполномоченным на то учредительными
документами. При принудительной
реорганизации такое решение
принимается уполномоченным государственным
органом по основаниям, указанным
в законе, либо по решению суда.
Если решение государственного
органа о реорганизации не
выполняется участниками или
органом юридического лица в
указанный срок, то суд по иску
органа, принявшего решение о
реорганизации, назначает внешнего
управляющего и поручает ему
осуществить реорганизацию данного
юридического лица. Внешний управляющий
выступает от имени юридического
лица в суде, составляет разделительный
баланс и передает его на рассмотрение
суда вместе с учредительными документами
юридических лиц, возникающих в результате
реорганизации. Утверждение судом указанных
документов является основанием для государственной
регистрации вновь создаваемых юридических
лиц.
2. Составление передаточного
акта или разделительного баланса.
Указанные документы должны содержать
положения о правопреемстве по
всем обязательствам реорганизованного
юридического лица в отношении
всех его кредиторов и должников,
включая и обязательства, оспариваемые
сторонами. Передаточный акт и
разделительный баланс утверждаются
участниками юридического лица
или органом, принявшим решение
о реорганизации. Они представляются
вместе с учредительными документами
для государственной регистрации
вновь возникших юридических
лиц или внесения изменений
в учредительные документы существующих
юридических лиц (ст.59 ГК РФ).
3. Государственную регистрацию,
на которую представляются следующие
документы:
а) подписанное заявителем заявление
о государственной регистрации каждого
вновь возникавшего юридического лица,
создаваемого путем реорганизации, по
форме, утвержденной Правительством РФ.
В заявлении подтверждается, что:
– учредительные документы
созданных путем реорганизации юридических
лиц соответствуют установленным законодательством
РФ требованиям к учредительным документам
юридического лица данной организационно-правовой
формы;
– сведения, содержащиеся в
учредительных документах и заявлении
о государственной регистрации, достоверны;
– передаточный акт или разделительный
баланс содержит положения о правопреемстве
по всем обязательствам вновь возникшего
юридического лица в отношении всех его
кредиторов;
– все кредиторы реорганизуемого
юридического лица уведомлены в письменной
форме о реорганизации, и в установленных
законом случаях вопросы реорганизации
юридического лица согласованы с соответствующими
государственными органами и (или) органами
местного самоуправления;
б) учредительные документы
каждого вновь возникшего лица, создаваемого
путем реорганизации (подлинники или нотариально
заверенные копии);
в) решение о реорганизации
юридического лица;
г) договор о слиянии или присоединении
в случаях, предусмотренных федеральными
законами;
д) передаточный акт или разделительный
баланс.
4. Соблюдение гарантий
прав и законных интересов
кредиторов. В этих целях в
законодательстве сформулированы
следующие положения:
– учредители (участники) или
орган, принявший решение о реорганизации
юридического лица, обязаны письменно
уведомить об этом кредиторов реорганизуемого
юридического лица;
– кредиторы вправе потребовать
прекращения или досрочного исполнения
обязательств, должником по которым это
юридическое лицо является, и потребовать
возмещения убытков. Непредъявление таких
требований означает фактическое согласие
кредитора на перевод долга на правопреемников
реорганизуемого юридического лица37;
– если разделительный баланс
не дает возможности определить правопреемника
реорганизованного юридического лица,
вновь возникшие юридические лица несут
солидарную ответственность по обязательствам
реорганизованного юридического лица
перед его кредиторами.
5. О принятом решении о
реорганизации юридическое лицо – налогоплательщик
– обязано также сообщить в налоговые
органы в срок не позднее трех дней со
дня принятия такого решения. Исполнение
обязанностей по уплате налогов реорганизованного
юридического лица возлагается на его
правопреемника (правопреемников) независимо
от того, были ли известны до завершения
реорганизации правопреемнику (правопреемникам)
факты и (или) обстоятельства неисполнения
или ненадлежащего исполнения реорганизованным
юридическим лицом указанных обязанностей.
При этом правопреемник (правопреемники)
должен уплатить все пени, причитающиеся
по перешедшим к нему обязанностям.
Среди проблем, связанных с
реорганизацией юридических лиц, можно
выделить следующие.
1. Дискуссионным до последнего
времени в литературе и на практике оставался
вопрос о возможности проведения реорганизации
акционерного общества в так называемой
смешанной форме, а именно: разделение
на два или несколько юридических лиц,
одним из которых будет новое акционерное
общество (общества), а другим – общество
с ограниченной ответственностью или
производственный кооператив. Поднимался
вопрос и о возможном слиянии (присоединении)
юридических лиц разных организационно-правовых
форм в одно акционерное общество38. ВАС
РФ по этому поводу дал следующие разъяснения39: