Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:49, реферат
Объект правоведения - это государство и право во всех их проявлениях как разновидность социальной практики. Государство и право в той или иной мере изучаются и другими общественными науками. Философия изучает сущность, социальное назначение государства и права, их взаимосвязи с другими общественными явлениями. Социология изучает государство и право как важнейшие социальные институты, наравне с множеством других социальных явлений.
1. Правоведение как специфическая отрасль знаний о праве и государстве. Особенности предмета правоведения…………………………………………....3
2.Методы правоведения: общие и частные, исторические и логические……..9
3.Практическое задание………………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………………....19
Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими узкими областями знания. Например, к специальным методам криминалистики относятся методы трасологический, почерковедения, одорологический, судебной баллистики, антропометрический и др.
Таким образом, частными методами государствоведения и правоведения являются:
1) формально-юридический (специально-юридический);
2) конкретно-социологический.
Формально-юридический (специально-юридический) метод представляет собой особую систему способов и приемов исследования государственно правовых явлений. По-видимому, название метода обусловлено свойством права – его строгой формальной определенностью, а также использованием приемов и методов формальной логики для изучения правовых явлений. Он включает в себя: а) описание норм права; б) установление юридических признаков определенных явлений; в) выработку правовых понятий; г) классификацию правовых понятий; д) установление их природы с точки зрения положений юридической науки; е) их объяснение под углом зрения юридических теорий; ж) описание, анализ и обобщение юридической практики. Этот метод применим и при исследовании форм государства, определении компетенции его органов и т.д.
Конкретно-социологические
К методам конкретно-
Важное значение имеют не только методы получения сведений о государственно-правовых явлениях, но и методы их сбора, обработки и оценки. В связи с этим в социологии выделяют методы:
1) регистрации единичных событий (наблюдение, опрос, изучение документов и т.д.);
2) сбора данных (сплошное, выборочное
или монографическое
3) обработки и анализа данных
(описание и классификация,
Исторический метод позволяет
изучить правовые институты в
их историческом развитии. Системный
метод рассматривает структуру
всех отраслей права как систему
взаимосвязанных составных
Правовые процессы
К изучению курса необходим системный подход. Наука рассматривает предмет правоведения как систему, выявляет ее структуру, определяет составляющие ее элементы, связи и соотношения между ними. Подвергается анализу система каждой отрасли, подотрасли и правового института.
Важно также определить
место каждой отрасли в общей
системе права Российской
Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину, а также реализует представление сложного объекта иерархической системы в виде взаимосвязанных моделей, позволяющих фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику. Системный подход как метод правоведения заключается в рассмотрении всех отраслей права как единой целостной системы, функционирующей согласно определенным принципам.
Изучение курса
«Правоведение» базируется на
законах логического мышления. Предмет,
явление, процесс, обладающий
бесконечным множеством
Логика предлагает
разнообразные способы
Логической формой
новых знаний о предмете
В процессе решения
задач в курсе «Правоведение»
используются логические
3. Практическое задание
Определите
взаимосвязь науки «
Тема соотношения
Право, как разновидность социального нормативного регулятора, фактически воздействует на самые различные сферы жизнедеятельности общества, государства и человека. Особое место при этом принадлежит экономике, экономическим отношениям, хозяйственным связям, которые представляют собой своего рода материальную основу производства, воспроизводства духовных, нравственных, политических и иных ценностей общественной жизни [5,294].
В юридической науке существует множество теорий происхождения права, каждая из которых отстаивает свою первопричину его возникновения. При этом, следует отметить, что право, являясь многоаспектной и многообразной сферой бытия человека, возникло, развивается и функционирует в результате комплекса факторов; экономика – один из них.
Право и экономика не просто соотносятся, а взаимодействуют, взаимовлияют друг на друга. До известной степени (и мы это попытались показать выше) право представляет собой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может существовать и развиваться в той или иной степени как регулируемая и направляемая с помощью государственно-правовых установлений.
Характер и формы взаимодействия права и экономики могут и реально обусловливаются самыми различными факторами.
Общая схема соотношения права и экономики выглядела следующим образом: право есть концентрированное выражение политики, политика – концентрированное выражение экономики.
Уместно будет обозначить более детально основные моменты соотношения права и экономики в рамках административно-командной системы. В последние годы многие отечественные и зарубежные правоведы и экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику:
господствовала
отсутствовала самостоятельность хозяйствующих субъектов, что влекло за собой производство товаров, не пользующихся спросом, замораживание капитальных вложений и нежелание внедрять новейшие технологии;
экономические процессы
управлялись преимущественно
нормативные акты не допускали эксплуатацию человека человеком, но они фактически устанавливали эксплуатацию человека государством;
в соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям;
план объявлялся законом; принудительное монопольное производство и принудительное распределение исключало свободные рыночные отношения между отдельными хозяйствами;
чрезмерная централизация управления экономикой неизбежно приводила к бюрократизации и разбуханию государственного аппарата;
отличительной особенностью распределения материальных благ и услуг являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.
Таким образом, право, воздействуя на экономику, не только не улучшало ее функционирование, а наоборот затрудняло [4,133].
Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения и т. п., раскрывают влияние экономического базиса на социальные и политические институты.
Например: наука о государстве и праве исходит из следующего тезиса: объективная экономическая обусловленность государственно-правовых явлений выражается прежде всего в том, что каждый способ производства функционирует тем успешнее, чем больше простора ему дают государственно-правовые механизмы. Словом, экономические отношения любого уровня развития требуют для себя наиболее адекватных государственных и правовых институтов. В этом смысле можно говорить об экономической заданности государственных учреждений и правовых норм, где непосредственно смыкаются экономические и правовые проблемы. Государство и право, возникая в ответ на экономические потребности, сами выступают важнейшим фактором эффективного функционирования и даже формирования соответствующих общественных отношений.
Государство и право сопряжены с экономическими отношениями непосредственнее, теснее, чем другие части общественной надстройки. Именно в них находят концентрированное выражение социально-экономические потребности и интересы. В нашей стране проблемы соотношения экономики и государственно-правового управления (регулирования) приобрели в последние годы особую остроту и актуальность. Надежды на автоматическое (после возникновения стихийного рынка) оздоровление экономики не оправдались и не могли оправдаться. Стихийное развитие экономических процессов ведет к расстройству и упадку всей системы материального производства. Мировой опыт доказывает, что политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред, подорвать и попусту разбазарить экономический потенциал страны. Результаты такого пагубного воздействия государственной власти на нашу экономику стали очевидным и безрадостным фактом. В этом немалая вина экономической, а отчасти и юридической науки [6,140].
Экономическая политика, определяющая характер реформирования, может быть успешно реализована на основе четкой, непротиворечивой законодательной базы. Анализ российской истории показывает и успехи, и просчеты, а позднее и провалы революционных, радикальных или эволюционных процессов экономического развития. Успехи и неудачи в сфере экономики, как показывает опыт прошедших лет, зависели не только от рациональности и научной обоснованности избранной экономической модели, но и от адекватности правовой системы, в рамках которой эта модель разрабатывалась, внедрялась и развивалась.
I. Модернизация экономики
России на современном этапе
определяется инновационным
Наряду с инновационным вектором развития Россия «обречена» оставаться страной, где сырьевой сектор экономики сохранит свою значимость. Рассчитывать только на успехи технологического развития, ограничивая задачи совершенствования методов использования богатых сырьевых ресурсов, было бы нерасчетливо. Правовая политика государства должна учитывать важность сочетания этих векторов экономического развития, их взаимодополняемость, причем, реформирование системы недропользования в России связано с решением не только экономических и правовых проблем, но и социальных.
II. Каждое государство,
учитывая свой исторический