Понятие и система частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

Целью этой контрольной работы является анализ такой важнейшей части Российского права как частное право, которое берет свое начало еще во времена Римского права. В нашей стране частное право развивалось не такими темпами, как в западных странах, но тем не менее к настоящему времени в Российской федерации уже создан прочный фундамент для формирования и развития частного права. Сейчас мы попытаемся исследовать данную проблему и разобраться во всех нюансах частного права.

Содержание работы

Введение



1 Общие понятия

1.1 Термин «гражданское право»

1.2 Частное и публичное право

1.3 Понятие и особенности частного права

1.4 Частное право в России

2. Система частного права

2.1 Развитие системы частного права в России

2.2 Система гражданского права

2.3 Система частного права в зарубежных правопорядках

2.4 Проблема «предпринимательского» права

Заключение

Файлы: 1 файл

понятие и система частного права.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

План 
 

Введение

 

1 Общие понятия

   1.1 Термин  «гражданское право»

   1.2 Частное  и публичное право

   1.3 Понятие  и особенности частного права

   1.4 Частное  право в России

2. Система частного  права

      2.1 Развитие системы частного  права в России

      2.2 Система гражданского права

      2.3 Система частного права в  зарубежных правопорядках

      2.4 Проблема «предпринимательского»  права

 Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
 

При переходе России к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально-экономических отношений нашего общества существенно  увеличивается роль гражданского права как главного регулятора  товарно-денежных  отношений - основы рыночного хозяйства. Развитие современных экономических отношений,

рост деловой активности  в  обществе  повышают  необходимость  всестороннего изучения и освоения основных гражданско-правовых  конструкций  и  категорий, богатого инструментария и  многообразия  предоставляемых  ими  возможностей.

Чтобы  разобраться  в  современном  гражданском  праве,  нужно  изучить  его структуру. В этой курсовой работе мы как раз и  попытаемся  охарактеризовать гражданское право в целом,  рассмотрим  его  внутреннее  устройство,  увидим

роль гражданского  права  в  различных  сферах  жизни  и значение  в жизни различных слоев населения.

Целью этой контрольной  работы  является  анализ  такой  важнейшей  части Российского  права как частное  право,  которое  берет  свое  начало  еще  во времена Римского права. В нашей  стране частное право развивалось  не  такими темпами, как в западных странах, но тем не  менее  к  настоящему  времени  в Российской  федерации  уже  создан  прочный  фундамент  для  формирования  и развития частного права. Сейчас мы попытаемся исследовать данную проблему  и разобраться во всех нюансах частного права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общие понятия 
 

1.1 Термин  «гражданское право»

      

 Гражданское  право — одна из основных, важнейших  частей всякой развитой

правовой системы. Термин гражданское право берет  свое  начало  от  римского

«цивильного права» (jus  civile),  под  которым  понималось  право  исконных

римских граждан  — квиритов (cives), право  государства-города  (civitas).  В

дальнейшем известный  процесс  рецепции  (заимствования)  римского  частного

права  европейскими  правопорядками  привел  к  переносу  этого  понятия   в

современную юридическую  терминологию (Zivilrecht, droit civil,  civil  law),

где оно  стало  привычным,  традиционным  наименованием  одной  из  наиболее

крупных, фундаментальных правовых  отраслей.  Поэтому  и  гражданское  право

нередко  называют  цивилистикой,   а   специалистов   в   этой   области   —

цивилистами. 

           Гражданское право в известном  смысле действительно можно   считать

правом граждан, поскольку оно призвано регулировать подавляющее  большинство

их взаимоотношений  как имущественного, так и неимущественного  характера.  А

такие  взаимоотношения  возникают,  как  правило,  по  воле  их  участников,

которые сами определяют и содержание своих взаимосвязей, и даже  последствия

их прекращения  или  изменения.  Ведь  люди  обычно  самостоятельно  решают,

вступать им или  не вступать, например, в те или иные договорные отношения  и

на каких условиях; они вольны защищать свое имущество  или отказаться от  его

защиты в конкретной ситуации; они вправе предъявить  требование  о  судебной

защите своих  прав  (иск)  или  не  делать  этого  и  т.  д.  При  этом  люди

руководствуются  своими  собственными,  частными  интересами  (в  том  числе

согласуя их с  аналогичными интересами других лиц), которые,  таким  образом,

по общему правилу  всецело определяют и содержание складывающихся между  ними

отношений.

      Государство    должно    предоставлять    им     такую     возможность

саморегулирования этих отношений, ибо никакие  его  нормативные  акты  не  в

состоянии предусмотреть  все возможные в жизни варианты  поведения,  наиболее

целесообразные  во всех мыслимых ситуациях.  Разумеется,  оно  обязано  также

принимать  и   известные   меры   охраны   участников   от   злоупотреблений

недобросовестных  лиц и в определенной мере защищать более слабую сторону,  а

в необходимых  случаях  принуждать  к  соблюдению  общественных  (публичных)

интересов.

      Вмешательство государства в  сферу частных интересов своих   граждан  не

может становиться всеобъемлющим, безграничным и  произвольным,  а  публичная

власть  не  вправе  считать  себя  единственным  подлинным   выразителем   и

защитником любых  интересов своих граждан на  том,  в  частности,  основании,

что она знает  их лучше, чем сами их носители (как это обычно имело  и  имеет

место  в  истории  российской  государственности). В  ином  случае,  как

свидетельствует  исторический  опыт,  одни  граждане  становятся  пассивными

ожидателями  различных  государственных  благ  и  теряют  всякий  интерес  к

инициативной, самостоятельной  деятельности (что в конечном итоге  не идет  на

пользу и самому государству), а другие прибегают  к многообразным  ухищрениям

и  попыткам  обхода  закона  с  целью  добиться  удовлетворения  собственных

интересов и потребностей. 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Частное  и публичное право 

         Нормальный правопорядок  должен  основываться  на  существовании   и

различии частноправового  и  публично-правового  регулирования.  Гражданское,

или частное, право  (jus  privatum)  со  времен  Древнего  Рима  как раз и

отражает  частноправовую  сферу  с  присущими   ей   началами   юридического

равенства и  самостоятельности  участников,  неприкосновенности  их  частной

собственности, свободы  договора,  независимой  судебной  защиты  нарушенных

прав и интересов. 

Конечно,  развитие  человеческой  цивилизации   с   той   поры   привело   к

неизмеримому усложнению социальных процессов, появлению принципиально  новых

общественных  феноменов,  вызванных  к  жизни  последствиями  технических  и

социальных,  а  затем  научной  и  информационной  революций. Все   это

видоизменило, но не отменило полностью основы правовой  системы,  покоящейся

на различии гражданского (частного) и публичного права.

      Подобно  тому,  как  геометрия   Н.   И.   Лобачевского   не   отменила

принципиальных  начал евклидовой геометрии, а постулаты  Эйнштейна не  привели

к краху ньютоновой физики, современный высокоразвитый  имущественный  оборот

не отменяет традиционных юридических конструкций  и  подходов,  а  лишь  при

необходимости   видоизменяет   их,    приспосабливая    к    соответствующим

потребностям.

      Сохраняется и общее деление  права на частное и публичное.  Их  различие

покоится на принципиальном различии частных и публичных  интересов, легших  в

основу их первоначальной  дифференциации,  проведенной  еще  в  Юстиниановых

Дигестах. По словам виднейшего  древнеримского  юриста  Ульпиана,  публичное

право относится  к  положению  римского  государства,  частное  относится  к

пользе отдельных  лиц. 

Соотношение   и   разграничение   частного   и   публичного   права   всегда

представлялось  непростой проблемой. Дело в том, что в сфере  частного  права

законодатель нередко  вынужден  использовать  общеобязательные,  императивные

правила, в том  числе запреты, ограничивая самостоятельность и инициативу

участников регулируемых отношений. Например, в гражданском  законодательстве

устанавливается обязанность  государственной  регистрации  всех  юридических

лиц или сделок с  недвижимостью,  отсутствие  которой  влечет  и  отсутствие

соответствующего  юридического результата  (возникновения  юридического  лица

или появления, прекращения  или изменения прав на недвижимость). С другой

стороны, в сфере  публичного права иногда может применяться  судебный  порядок

защиты,  в частности,  некоторых   интересов   граждан,   что   свойственно

частноправовому регулированию.

      Однако наличие таких правил  не  устраняет  необходимости   установления

четкого различения частного и публичного права, ибо  отношения, включаемые  в

ту или другую сферу, приобретают различный правовой режим.  Попытки  выявить

критерии разграничения  этих сфер предпринимались как отечественными,  так  и

зарубежными учеными-юристами на протяжении не одного века.  В  конце  концов

стало очевидным,  что  это  различие  заключается  в  характере  и  способах

воздействия права  на регулируемые отношения, обусловленного  самой  природой

последних.  Ясно,  например,  что  отношения  в   области   государственного

управления не могут  строиться  на  принципах  свободы  и  самостоятельности

участников,  ибо  по  самому  своему  характеру  требуют   централизеванного

воздействия и  иерархической подчиненности участников.  Но  ясно  и  то,  что

многие отношения, складывающиеся  в  экономике,  и  прежде  всего  отношения

товарообмена  (т.  е.  рынка),  напротив,  нуждаются  в  предоставлении   их

участникам максимальной  (хотя,  разумеется,  и  не  безграничной)  свободы,

стимулирующей их инициативу и предприимчивость.

      Следует подчеркнуть, что и  по  существу  необходимое  в  ряде  случаев

взаимовлияние и  взаимодействие  частного  и  публичного  права  не  ведет  к

смешению  этих  двух  принципиально  различных  подходов.  Так,  гражданское

процессуальное   право,   относящееся   к   публично-правовой   сфере,   под

воздействием частноправовых начал резко  усиливает  состязательный  характер

процесса в спорах  между  предпринимателями,  широко  допуская  здесь  также

применение третейской (негосударственной) формы  разбирательства.  Однако  в

Информация о работе Понятие и система частного права