Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 17:29, контрольная работа
Целью этой контрольной работы является анализ такой важнейшей части Российского права как частное право, которое берет свое начало еще во времена Римского права. В нашей стране частное право развивалось не такими темпами, как в западных странах, но тем не менее к настоящему времени в Российской федерации уже создан прочный фундамент для формирования и развития частного права. Сейчас мы попытаемся исследовать данную проблему и разобраться во всех нюансах частного права.
Введение
1 Общие понятия
1.1 Термин «гражданское право»
1.2 Частное и публичное право
1.3 Понятие и особенности частного права
1.4 Частное право в России
2. Система частного права
2.1 Развитие системы частного права в России
2.2 Система гражданского права
2.3 Система частного права в зарубежных правопорядках
2.4 Проблема «предпринимательского» права
Заключение
План
Введение
1 Общие понятия
1.1 Термин «гражданское право»
1.2 Частное и публичное право
1.3 Понятие и особенности частного права
1.4 Частное право в России
2. Система частного права
2.1 Развитие системы частного права в России
2.2 Система гражданского права
2.3 Система частного права в зарубежных правопорядках
2.4 Проблема «
Заключение
Введение.
При переходе России к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально-экономических отношений нашего общества существенно увеличивается роль гражданского права как главного регулятора товарно-денежных отношений - основы рыночного хозяйства. Развитие современных экономических отношений,
рост деловой активности в обществе повышают необходимость всестороннего изучения и освоения основных гражданско-правовых конструкций и категорий, богатого инструментария и многообразия предоставляемых ими возможностей.
Чтобы разобраться в современном гражданском праве, нужно изучить его структуру. В этой курсовой работе мы как раз и попытаемся охарактеризовать гражданское право в целом, рассмотрим его внутреннее устройство, увидим
роль гражданского права в различных сферах жизни и значение в жизни различных слоев населения.
Целью этой контрольной
работы является анализ такой
важнейшей части Российского
права как частное право, которое
берет свое начало еще во
времена Римского права. В нашей
стране частное право развивалось
не такими темпами, как в западных странах,
но тем не менее к настоящему
времени в Российской федерации
уже создан прочный фундамент
для формирования и развития частного
права. Сейчас мы попытаемся исследовать
данную проблему и разобраться во всех
нюансах частного права.
1.
Общие понятия
1.1 Термин «гражданское право»
Гражданское право — одна из основных, важнейших частей всякой развитой
правовой системы. Термин гражданское право берет свое начало от римского
«цивильного права» (jus civile), под которым понималось право исконных
римских граждан — квиритов (cives), право государства-города (civitas). В
дальнейшем известный процесс рецепции (заимствования) римского частного
права европейскими правопорядками привел к переносу этого понятия в
современную юридическую терминологию (Zivilrecht, droit civil, civil law),
где оно стало привычным, традиционным наименованием одной из наиболее
крупных, фундаментальных правовых отраслей. Поэтому и гражданское право
нередко называют цивилистикой, а специалистов в этой области —
цивилистами.
Гражданское право в известном смысле действительно можно считать
правом граждан, поскольку оно призвано регулировать подавляющее большинство
их взаимоотношений как имущественного, так и неимущественного характера. А
такие взаимоотношения возникают, как правило, по воле их участников,
которые сами определяют и содержание своих взаимосвязей, и даже последствия
их прекращения или изменения. Ведь люди обычно самостоятельно решают,
вступать им или не вступать, например, в те или иные договорные отношения и
на каких условиях; они вольны защищать свое имущество или отказаться от его
защиты в конкретной ситуации; они вправе предъявить требование о судебной
защите своих прав (иск) или не делать этого и т. д. При этом люди
руководствуются своими собственными, частными интересами (в том числе
согласуя их с аналогичными интересами других лиц), которые, таким образом,
по общему правилу всецело определяют и содержание складывающихся между ними
отношений.
Государство должно предоставлять им такую возможность
саморегулирования этих отношений, ибо никакие его нормативные акты не в
состоянии предусмотреть
все возможные в жизни
целесообразные во всех мыслимых ситуациях. Разумеется, оно обязано также
принимать и известные меры охраны участников от злоупотреблений
недобросовестных лиц и в определенной мере защищать более слабую сторону, а
в необходимых случаях принуждать к соблюдению общественных (публичных)
интересов.
Вмешательство государства в
сферу частных интересов своих
может становиться всеобъемлющим, безграничным и произвольным, а публичная
власть не вправе считать себя единственным подлинным выразителем и
защитником любых интересов своих граждан на том, в частности, основании,
что она знает их лучше, чем сами их носители (как это обычно имело и имеет
место в истории российской государственности). В ином случае, как
свидетельствует исторический опыт, одни граждане становятся пассивными
ожидателями различных государственных благ и теряют всякий интерес к
инициативной, самостоятельной деятельности (что в конечном итоге не идет на
пользу и самому государству), а другие прибегают к многообразным ухищрениям
и попыткам обхода закона с целью добиться удовлетворения собственных
интересов и потребностей.
1.2 Частное
и публичное право
Нормальный правопорядок должен основываться на существовании и
различии частноправового и публично-правового регулирования. Гражданское,
или частное, право (jus privatum) со времен Древнего Рима как раз и
отражает частноправовую сферу с присущими ей началами юридического
равенства и самостоятельности участников, неприкосновенности их частной
собственности, свободы договора, независимой судебной защиты нарушенных
прав и интересов.
Конечно, развитие человеческой цивилизации с той поры привело к
неизмеримому усложнению социальных процессов, появлению принципиально новых
общественных феноменов, вызванных к жизни последствиями технических и
социальных, а затем научной и информационной революций. Все это
видоизменило, но не отменило полностью основы правовой системы, покоящейся
на различии гражданского (частного) и публичного права.
Подобно тому, как геометрия Н. И. Лобачевского не отменила
принципиальных начал евклидовой геометрии, а постулаты Эйнштейна не привели
к краху ньютоновой физики, современный высокоразвитый имущественный оборот
не отменяет традиционных юридических конструкций и подходов, а лишь при
необходимости видоизменяет их, приспосабливая к соответствующим
потребностям.
Сохраняется и общее деление права на частное и публичное. Их различие
покоится на принципиальном различии частных и публичных интересов, легших в
основу их первоначальной дифференциации, проведенной еще в Юстиниановых
Дигестах. По словам виднейшего древнеримского юриста Ульпиана, публичное
право относится к положению римского государства, частное относится к
пользе отдельных
лиц.
Соотношение и разграничение частного и публичного права всегда
представлялось непростой проблемой. Дело в том, что в сфере частного права
законодатель нередко вынужден использовать общеобязательные, императивные
правила, в том числе запреты, ограничивая самостоятельность и инициативу
участников регулируемых отношений. Например, в гражданском законодательстве
устанавливается обязанность государственной регистрации всех юридических
лиц или сделок с недвижимостью, отсутствие которой влечет и отсутствие
соответствующего юридического результата (возникновения юридического лица
или появления, прекращения или изменения прав на недвижимость). С другой
стороны, в сфере публичного права иногда может применяться судебный порядок
защиты, в частности, некоторых интересов граждан, что свойственно
частноправовому регулированию.
Однако наличие таких правил не устраняет необходимости установления
четкого различения частного и публичного права, ибо отношения, включаемые в
ту или другую сферу, приобретают различный правовой режим. Попытки выявить
критерии разграничения
этих сфер предпринимались как
зарубежными учеными-юристами на протяжении не одного века. В конце концов
стало очевидным, что это различие заключается в характере и способах
воздействия права на регулируемые отношения, обусловленного самой природой
последних. Ясно, например, что отношения в области государственного
управления не могут строиться на принципах свободы и самостоятельности
участников, ибо по самому своему характеру требуют централизеванного
воздействия и
иерархической подчиненности
многие отношения, складывающиеся в экономике, и прежде всего отношения
товарообмена (т. е. рынка), напротив, нуждаются в предоставлении их
участникам максимальной (хотя, разумеется, и не безграничной) свободы,
стимулирующей их инициативу и предприимчивость.
Следует подчеркнуть, что и по существу необходимое в ряде случаев
взаимовлияние и взаимодействие частного и публичного права не ведет к
смешению этих двух принципиально различных подходов. Так, гражданское
процессуальное право, относящееся к публично-правовой сфере, под
воздействием частноправовых начал резко усиливает состязательный характер
процесса в спорах между предпринимателями, широко допуская здесь также
применение третейской (негосударственной) формы разбирательства. Однако в