Понятие и содержание отрасли права. Общая характеристика основных отраслей права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Развитая отраслевая структура права проникает во все сферы общественной жизни, изменяя и стабилизируя политические и социально-экономические процессы. Нормативность правовой системы обусловлена деятельностной сущностью права, поскольку юридическая норма есть и начало, и результат правовой деятельности. В нормативности права выражена настоятельная потребность социума в надлежащем обеспечении упорядоченных общественных отношений, должного статуса отдельных индивидуумов, социальных групп, учреждений, организаций, объединений, их прав и свобод. Право, состоящее из унифицированных средств и стандартизированного механизма регулирования общественных отношений, нацелено на активную организацию жизнедеятельности людей для достижения единой упорядоченности и необходимой нормативности их поведения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...………3
1.Система права..……………………………….…………........................................4
1.1 Понятие системы права…………….………………………………………..4
1.2 Характерные черты системы права…………………………………………6
2. Структура системы права………………………………………………………...7
2.1 Основные элементы системы права………………………………………...7
2.2 Критерии деления права на структурные элементы. Предмет и методы правового регулирования………………………………………………..…...9
3. Норма права, ее элементы и классификация…………………………………..13
3.1 Понятие нормы права и ее признаки………………………………………13
3.2 Логическая структура нормы права…………………………………………14
3.3 Виды правовых норм………………………………………………………....20
4. Понятие и виды правового института………………………………………….25
5. Понятие и содержание отрасли права. Общая характеристика основных отраслей права……………………………………..……………………………29
6. Отраслевые семьи………………………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………………...38

Файлы: 1 файл

курсовик система права.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

А.Г. Хабибуллин и В.В. Лазарев под предметом правового регулирования понимают то, что подлежит урегулированию, т. е. те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию 10. К таким отношениям относятся не все, а лишь те, которые отвечают следующим признакам:

а) являются  устойчивыми   и  характеризуются   повторяемостью событий и действий людей; б) допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними; в) существует объективная потребность в их урегулировании.

Под методом  правового регулирования понимается способ воздействия норм права на те или иные общественные отношения, на поведение людей.

Метод правового регулирования  не устанавливается произвольно законодателем или правоприменительными органами — он обусловлен объективными жизненными обстоятельствами и зависит от характера и содержания регулируемых отношений, предмета правового регулирования. Так, в зависимости от особенностей регулируемых отношений правовое регулирование может выражаться, например, в виде прямого предписания определенных действий или, наоборот, воздержания от них. Это могут быть рекомендации или предоставление возможности свободного выбора из различных вариантов поведения и др.

О.П. Масюкевич дает следующее определение: «Метод правового регулирования — это совокупность приемов и способов, посредством которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений» 11.

В отличие от предмета правового регулирования метод правового регулирования отвечает на вопрос, как регулировать. Особенности метода правового регулирования характеризуют:

а) основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск и др.); б) способы   взаимосвязи  прав  и  обязанностей  участников правоотношений; в) характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и др.) 12.

В научной и учебной  юридической литературе обычно выделяются два основных метода правового регулирования. Один из них называется авторитарным методом правового регулирования, а другой — методом автономии.

Авторитарный  метод, или, как его нередко называют, метод властных предписаний (императивный метод), представляет собой такой способ правового регулирования, при котором лицу или лицам — участникам (субъектам) правоотношений предписан лишь один, строго определенный вариант поведения. При этом нормами права определяются порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон — участников общественных отношений, урегулированных с помощью данных норм права.

Метод властных предписаний применяется главным образом в административном, финансовом и ряде других отраслей российского права. Характерная особенность норм этих отраслей состоит в том, что одной из сторон в возникающих на их основе правоотношениях является государственный орган, который обладает определенными правами и не несет при этом никаких обязанностей по отношению к другим участникам данных правоотношений. Таким образом, у одной стороны есть право повелевать, а другая — обязана подчиняться. Так, например, в уголовном, административном праве государственные органы — милиция, прокуратура, суд, различные государственные инспекции обладают по отношению к правонарушителям властными полномочиями. Милиция имеет право задерживать их, суд — приговорить к лишению свободы, госинспекция — наложить штраф. Данный метод может использоваться также при установлении правовых запретов на совершение недозволенных с точки зрения законодателя действий.


Суть метода автономии, или диспозитивного метода, как его иногда называют, заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно определяют варианты своего взаимного поведения, устанавливают свои взаимные права и обязанности. Этот метод применяется главным образом в гражданском, коммерческом и других отраслях российского права, где стороны — участники правоотношений выступают как равноправные субъекты, а принятые ими на себя права и обязанности могут изменяться или прекращаться по взаимному согласию. Например, в договоре купли—продажи стороны самостоятельно определяют партнеров по сделке, добровольно заключают договор и выполняют взятые на себя обязательства.

О.П. Масюкевич помимо императивного и диапозитивного выделяет еще два метода правового регулирования: рекомендательный (предусматривает желательный вариант поведения) и поощрительный (предусматривает меры поощрения за определенную социально полезную модель поведения).13

Выделяют также такие  методы правового регулирования, как метод автономии и равенства сторон, методы убеждения и принуждения.

Следует отметить, что каждая отрасль, подотрасль и  институт имеет свой самостоятельный предмет. Методы правового регулирования могут быть одинаковы у нескольких отраслей, однако один из них будет доминирующим в зависимости от специфики общественных отношений, подлежащих урегулированию.

На практике методы нередко применяются параллельно и взаимосвязано. Так, например, в гражданском праве при заключении сделок стороны автономны и самостоятельны. Но в случае невыполнения одной из сторон условий сделки к нарушителю могут быть применены авторитарные методы воздействия государственными властными органами.

 

 

 

3. Норма права, ее элементы и классификация

 

Первым элементом системы  права определяют норму права, которая  регулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент системы  права.

 

3.1 Понятие нормы права и ее признаки

В современной  юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников 14.

Юридическая норма — первичная клеточка права, исходный элемент его системы. Поэтому естественно, что данной норме свойственны основные черты права как особого социального явления.

К признакам  нормы права относятся:

  1. общеобязательный характер — она воплощается в безличностное, неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам — физическим и юридическим лицам;
  2. формальная определенность — выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;
  3. связь с государством — устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия — принуждением, наказанием, стимулированием;
  4. предоставительно-обязывающий характер — представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;
  5. микросистемность — правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.

Также можно выделить: 15

6) нормативность – в нормах права содержатся образцы поведения людей в обществе;

7) стабильность - необходимость поддержания в  обществе устойчивого правопорядка.

Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента кон кретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой). Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений 16.


Благодаря своему универсальному, сквозному значению норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

 

3.2 Логическая структура нормы права

Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру — логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Структура нормы  права — это идеальная логическая конструкция, призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные «инструменты» познания и освоения правовой действительности.

Н.И. Матузов и А.В. Малько под структурой правовой нормы понимают ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой составных частей. Структура юридической нормы — это упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность. Данная структура показывает, из каких частей состоит норма и как они взаимодополняют друг друга. Взятые в системе, эти части характеризуют юридическую норму как автономное, в определенной мере самодостаточное правовое явление 17.

В научной и учебной  юридической литературе структуру нормы права иногда называют микроструктурой, сравнивая ее со структурой всей системы права, которую определяют как макроструктуру.

Нет единого мнения о структуре нормы права и составляющих ее структурных элементов. В дореволюционный и послереволюционный период в отечественной литературе высказывалось, например, мнение о том, что структура нормы права складывается из гипотезы («предположения») и диспозиции («распоряжения»).

В настоящее  время доминирует идея трехзвенной структуры правовой нормы, т. е. состоящей из гипотезы, диспозиции и санкции, которые закрепляются в правиле: «Если Вы являетесь субъектом права, то должны выполнять его требования, иначе власть правомочна применить к нарушителю ее законов установленные принудительные меры воздействия».18

1. Гипотеза (условие) — элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).

М.Н. Марченко считает, что гипотеза представляет собой элемент правовой нормы, содержащий указание на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма вступает в действие, реализуется. Гипотеза может выражаться, в частности, в указании на сроки вступления в действие правовой нормы, на достижение определенного возраста гражданина — субъекта права, на время и место совершения того или иного события, на «принадлежность» гражданина к тому или иному государству 19.

2. Диспозиция (правило) — элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов. Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы, ее ядром (например, в гражданском праве и ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения, фиксирующих соответствующие права и обязанности сторон — покупателя и продавца, наследника и наследодателя, кредитора и должника; в уголовном праве и других охранительных отраслях большинство диспозиций содержит признаки запрещенных деяний — нельзя убивать, красть, грабить, хулиганить и т.п.).

 3. Санкция — элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания (лишение свободы, штраф, неустойка и т.д.), так и позитивными — меры поощрения (премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей работником, государственная награда, условно-досрочное освобождение из мест лишения свободы и т.п.) 20. Именно санкция придает юридическим нормам, всему праву общеобязательный характер.

По мнению В.Д. Перевалова, санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до 10 лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф) 21.

Для примера  возьмем какую-либо простейшую норму  права и проанализируем ее элементы. Так, в соответствии с российским избирательным законодательством граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать; лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Гипотезой здесь  является часть фразы: «граждане  Российской Федерации, достигшие 18 лет» — вот два условия, при наличии которых гражданин имеет право избирать в орган власти. Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения — участие в выборах, в голосовании. Наконец, последняя часть нормы — санкция (в данном случае неблагоприятная, ибо связана с правонарушением) — предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке, т.е. право, предусмотренное диспозицией.

Информация о работе Понятие и содержание отрасли права. Общая характеристика основных отраслей права