Понятие и содержание отрасли права. Общая характеристика основных отраслей права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Развитая отраслевая структура права проникает во все сферы общественной жизни, изменяя и стабилизируя политические и социально-экономические процессы. Нормативность правовой системы обусловлена деятельностной сущностью права, поскольку юридическая норма есть и начало, и результат правовой деятельности. В нормативности права выражена настоятельная потребность социума в надлежащем обеспечении упорядоченных общественных отношений, должного статуса отдельных индивидуумов, социальных групп, учреждений, организаций, объединений, их прав и свобод. Право, состоящее из унифицированных средств и стандартизированного механизма регулирования общественных отношений, нацелено на активную организацию жизнедеятельности людей для достижения единой упорядоченности и необходимой нормативности их поведения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...………3
1.Система права..……………………………….…………........................................4
1.1 Понятие системы права…………….………………………………………..4
1.2 Характерные черты системы права…………………………………………6
2. Структура системы права………………………………………………………...7
2.1 Основные элементы системы права………………………………………...7
2.2 Критерии деления права на структурные элементы. Предмет и методы правового регулирования………………………………………………..…...9
3. Норма права, ее элементы и классификация…………………………………..13
3.1 Понятие нормы права и ее признаки………………………………………13
3.2 Логическая структура нормы права…………………………………………14
3.3 Виды правовых норм………………………………………………………....20
4. Понятие и виды правового института………………………………………….25
5. Понятие и содержание отрасли права. Общая характеристика основных отраслей права……………………………………..……………………………29
6. Отраслевые семьи………………………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………………………………...38

Файлы: 1 файл

курсовик система права.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

Каждый из названных элементов имеет в  структуре правовой нормы свое место и играет особую роль, вследствие чего, по справедливому суждению, сложившемуся в юридической науке, без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

В зависимости  от способа изложения нормы права  в нормативном правовом акте сложились  как:

- прямой способ  изложения – размещение всех  трех элементов правовой нормы  в одной статье нормативного акта в полном объеме (в статьях гражданско-правовых актов);

- отсылочный  способ изложения – «компенсация»  недостающих элементов нормы  за счет конкретной отсылки  к недостающим ее частям, которые  содержатся в иных статьях  того же нормативного правового  акта;

- бланкетный  способ изложения – необходимость  обращения при установлении юридической ответственности за правонарушение к положениям, содержащимся в ином нормативном акте, где перечисляются правила, которые следует соблюдать. Считается, что неконкретизированность диспозиции нормы или ее отсутствие обусловливается желанием законодателя не загромождать текст акта и обоснованным предположением о наличии у правоприменителя достаточной правовой информации о действующем законодательстве. 22

О.В. Берг представляет норму права, состоящей из пяти основных элементов: 1) гипотеза; 2) субъект - категория граждан, организаций и других субъектов права, в отношении которых применяется норма права; 3) характер - вид правомочий, которыми наделяется субъект нормы права; 4) содержание - деяние, по отношению к которому применяются указанные в норме права правомочия субъекта нормы; 5) санкция - юридическая ответственность, которую несет субъект нормы при ее невыполнении. 23

Соотношение предложенной и традиционной структуры  нормы права заключаемся в  том, что диспозиция нормы права как ее составная часть в традиционной классификации включает в себя такие элементы из предложенной классификации, как субъект, характер и содержание нормы.

Субъектами  нормы права могут являться физические и юридические лица, государственные (РФ и ее субъекты) и муниципальные образования в частноправовых отношениях; граждане РФ, граждане других государств, лица без гражданства, организации независимо от наличия у них статуса юридического лица, государственные и муниципальные образования, государственные органы и органы местного самоуправления в публично-правовых отношениях.

Общепризнано, что характер регулятивной нормы задается дискретно и подтверждается полнотой классификации поведения субъекта права в условиях свободы его действий по двум альтернативным признакам классификации (принимающим по два значения) - наличию или отсутствию права действовать или не действовать. Эта классификация дает четыре значения степени свободы действия (бездействия) субъекта права: 1) может действовать, может бездействовать; 2) может действовать, не может бездействовать; 3) не может действовать, может бездействовать; 4) не может действовать, не может бездействовать 24.

Нетрудно  увидеть, что первые три элемента классификации поведения субъекта права в условиях свободы его действия или бездействия определяют соответственно управомочивающую, обязывающую и запрещающую нормы права, а четвертый содержит логическое противоречие и поэтому не соответствует характеру какой-либо нормы.

В.Д. Перевалов в своей работе отмечает, что структура юридической нормы есть объективированный результат отражения в норме определенного общественного отношения 25.

Структуру правовой нормы можно представить как систему диалектически взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют в ее рамках. Указанные элементы могут взаимозаменяться, превращаться друг в друга, объединяться и выступать в единстве. Характер, виды взаимодействия определяются сложившимися общественными отношениями, а также специфическими особенностями самих элементов. При этом, конечно, следует учитывать и волевое воздействие законодателя, который формирует направленность структурных элементов, связывает их действие с какими-либо юридическими фактами.

3.3 Виды правовых норм

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты норм, обозначить их место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Например, В.Д. Перевалов приводит следующую классификацию 26:

1. По субъектам правотворчества:

  • нормы, исходящие от государства (нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент));
  • нормы, исходящие непосредственно от гражданского общества (принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.)
  1. По социальному назначению и роли в правовой системе:
    • учредительные (нормы-принципы) отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
    • регулятивные (нормы — правила поведения) непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей.

В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязываюший характер.


    • охранительные (нормы — стражи порядка) фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.
    • обеспечительные (нормы-гарантии) содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правовою регулирования. Так, широкий спектр государственных гарантий благотворительной деятельности содержит ст. 18 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
    • декларативные (нормы-объявления) обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».
    • дефинитивные (нормы-определения) формулируют определения тех или иных правовых явлений - категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).
    • коллизионные (нормы-арбитры) призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».
    • оперативные (нормы-инструменты) устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, финансового, семейного, земельного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

  1. По методу правового регулирования:
    • Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.
    • Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.
    • Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому  же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

  1. По сфере действия: а) Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства; б) Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов государственной власти краев, областей и др.; в) Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Дополним  вышеприведенную классификацию:

6) в зависимости от функциональной роли нормы права подразделяются на: 27

а) исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий);

б) общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

в) специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т. д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия реализации правовых норм, способы правового воздействия на поведение личности);

7) в зависимости от функций — на регулятивные и охранительные;

8) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм: а) общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ); б) специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории — пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.); в) исключительные (изымают из сферы действия нормативных актов или их частей определенные категории населения;

9) в зависимости от  времени действия 28: а) постоянные и временные, действие которых ограничивается либо самим нормативным актом непосредственно, либо событием, в связи с которым они принимались;б) вступающие в силу по общим правилам или по специально установленным положениям; в) немедленного действия и обладающие обратной силой (ретроспективного действия);

10) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные (точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный и исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительно определенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например, санкции статей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределы уголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможных вариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств; например, установление нормами УКРФ различных видов наказания — лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

11) в зависимости от юридической силы — на правовые нормы законов и подзаконных актов.

Таким образом, мы видим, как многочисленны и разноплановы нормы права, что обусловлено многообразием общественных отношений, которые данные нормы призваны регулировать.

4. Понятие и виды правового института

 

Структурным элементом отрасли является правовой институт (институт права), который объединяет родственные правовые нормы.

Институты права представляют собой относительно обособленные группы взаимосвязанных между собой юридических норм, регулирующих определенные разновидности общественных отношений. По сравнению с нормами институты являются более емкими по своему характеру и содержанию составными частями системы права, вторичными структурными элементами 29.

Институт  права рассматривают как:

а) определенную совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, связанные между собой как качественно самостоятельная обособленная группа;

Информация о работе Понятие и содержание отрасли права. Общая характеристика основных отраслей права