Понятие и стадии бюджетного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрытие понятия бюджетного процесса и рассмотрения всех его стадий.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены для решения следующие задачи:
Раскрыть основные принципы бюджетного процесса
Выявить и подробно раскрыть стадии бюджетного процесса
Рассмотреть компетенции органов государственной власти РФ в бюджетном процессе

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава I. Общие положения об организации бюджетного процесса в РФ.
Сущность бюджетного процесса…………………………………………5
Участники бюджетного процесса в РФ……………………………….6-9
Компетенция органов государственной власти РФ в бюджетном процессе…………………………………………………………………..10-12
Глава II. Стадии бюджетного процесса
2.1. Составление, рассмотрение и утверждение проектов бюджетов……13-17
2.2. Исполнение бюджета…………………………………………………..18-19
2.3.Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета………20-22
Заключение ………………………………………………………………….23-25
Список используемой литературы………………………………………...26-27

Файлы: 1 файл

бюджетный процесс.docx

— 50.49 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Институт  государственного управления и права

 

Кафедра правого  обеспечения и управления

 

 

 

Специальность: «Юриспруденция» - 030501

Специализация: государственно-правовая

Форма обучения: очная

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Финансовое право»

 

Тема: «Понятие и стадии бюджетного процесса»

 

Исполнитель:

студент III курса группы № 1     ____________               Поздняков А.А.

 

 

Научный руководитель:

к. ю. н., ст. пр.                                 ____________               Берладир Ю.В.

 

 

 

Дата  сдачи работы:

 

Дата  защиты:

 

Оценка:

 

 

 

     Москва- 2010 г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4

Глава I. Общие положения об организации бюджетного процесса в РФ.

    1. Сущность бюджетного процесса…………………………………………5
    2. Участники бюджетного процесса в РФ……………………………….6-9
    3. Компетенция органов государственной власти РФ в бюджетном процессе…………………………………………………………………..10-12

Глава II. Стадии бюджетного процесса

2.1. Составление, рассмотрение и утверждение проектов бюджетов……13-17

2.2. Исполнение  бюджета…………………………………………………..18-19

2.3.Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета………20-22

Заключение  ………………………………………………………………….23-25

Список используемой литературы………………………………………...26-27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вВЕДЕНИЕ

бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст.6, БК РФ)1.

Федеральный бюджет РФ — основной финансовый план государства, утверждаемым Федеральным  Собранием РФ в форме закона. Государственный  бюджет концентрирует основную часть  бюджетных ресурсов страны. Он выражает экономические отношения, опосредующие процесс образования и использования  централизованного фонда денежных средств государства.

Через государственный  бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития Российской Федерации реализации финансово-бюджетной политики страны.2

В Российской Федерации под бюджетом государства  понимается бюджет России (федеральный  бюджет) и бюджеты субъектов РФ. На уровне образований местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные  бюджеты.

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством  Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и  иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности (ст.6, БК РФ)

Предметом моей работы является деятельность органов  власти и иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за исполнением бюджетов.

Цель  данной работы – раскрытие понятия  бюджетного процесса и рассмотрения всех его стадий.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены для решения следующие задачи:

    • Раскрыть основные принципы бюджетного процесса
    • Выявить и подробно раскрыть стадии бюджетного процесса
    • Рассмотреть компетенции органов государственной власти РФ в бюджетном процессе

 

Данная работа,  безусловно, актуальна, т.к. бюджет государства  играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. Он должен обеспечивать необходимым  финансированием социально –  экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.

Для написания  курсовой работы я использовал различные  методы исследования. В особенности, я хочу выделить метод сравнений  и аналогий.

Ведь для  раскрытия темы бюджетный процесс  необходим сравнительный анализ информации, выявление особенностей и принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Общие положения об организации бюджетного процесса.

1.1. Сущность бюджетного процесса.

     Бюджетный процесс — это регламентируемая законодательством деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по следующим этапам:

1) составление,  рассмотрение и утверждение проектов бюджетов;

2) исполнение бюджетов;

3) составление и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.

 

В основе организации бюджетного процесса лежат  определенные принципы, соблюдение которых  дает возможность правильно и  в сроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнить  бюджет. 3

Основными принципами организации бюджетного процесса являются:

  • единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета;
  • реальность планируемых бюджетных доходов;
  • гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов;
  • соблюдение бюджетной классификации (при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы);
  • периодичность бюджетов;
  • отражение в бюджете на очередной финансовый год социально-экономической политики, изложенной в Бюджетном послании Президента РФ.

Бюджетный процесс в Российской Федерации  строится в соответствии с законодательством  Российской Федерации — БК РФ, а  также законами республик в составе  России.

1.2. Участники  бюджетного процесса.

Участниками бюджетного процесса являются (БК РФ, ст.152):

  • Президент Российской Федерации;
  • высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
  • законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
  • исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
  • ЦБ РФ;
  • органы государственного (муниципального) финансового контроля;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • главные распорядители бюджетных средств;
  • главные администраторы доходов бюджета;
  • главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
  • получатели бюджетных средств.

 

В систему  органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля.4

  • Бюджетные полномочия – права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях.
  • Органы законодательной власти рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с БК и иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ (ст.153, БК РФ).
  • Органы исполнительной власти обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные БК (ст.154, БК РФ).
  • ЦБ РФ разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам (ст.155, БК РФ).
  • Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с БК РФ (ст.154 п.3, БК РФ).
  • Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (ст.157,п.2.1, БК РФ).
  • Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.
  • Главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по получателям и распорядителям; утверждает сметы доходов и расходов; составляет; контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат; представляет сводный отчет об исполнении бюджета; выступает в суде от имени казны РФ. Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.
  • Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных средств.
  • Главный администратор доходов бюджета представляет сведения, необходимые для: 1)составления проекта бюджета; 2) составления и ведения кассового плана, а также формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета.
  • Администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по этим платежам; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, и процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, а также о зачете платежей в бюджеты РФ и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
  • Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (ифдб) осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по ифдб, обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения ифдб,а также распределяет эти ассигнования по подведомственным администраторам ифдб.
  • Администратор источников финансирования дефицита бюджета осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет ифдб; обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по ифдб; формирует и представляет бюджетную отчетность; осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного администратора ифдб, в ведении которого находится.
  •  
    1. Компетенция органов государственной власти РФ в бюджетном процессе.

БК РФ разграничивает компетенцию органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в области  управления государственными и муниципальными финансами. К компетенции органов  государственной власти субъектов  РФ относятся (ст. 8, БК РФ):

  • составление и рассмотрение проектов бюджета, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за исполнением бюджета, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета;
  • установление и исполнение расходных обязательств;
  • установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных или региональных налогов и сборов;
  • установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета;
  • осуществление государственных заимствований и управление государственным долгом;
  • детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации;
  • временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления.

В субъектах  Федерации и муниципальных образованиях принимаются собственные законы (решения) о бюджетном процессе. В  этих нормативных актах утверждаются полномочия представительных и исполнительных органов в бюджетном процессе. К компетенции местных органов  власти относятся (ст. 9, БК РФ):

  • установление порядка составления и рассмотрения проекта бюджета, утверждения и исполнения бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета;
  • установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
  • определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
  • осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом;
  • детализация объектов бюджетной классификации в части соответствия к местному бюджету;
  • установление нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов;
  • составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Органы  местного самоуправления поселений  осуществляют также бюджетные полномочия по определению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов  и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

Информация о работе Понятие и стадии бюджетного процесса