Министерство
образования и науки РФ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального
образования
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Институт
государственного управления и права
Кафедра правого
обеспечения и управления
Специальность:
«Юриспруденция» - 030501
Специализация:
государственно-правовая
Форма обучения:
очная
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Финансовое право»
Тема: «Понятие
и стадии бюджетного процесса»
Исполнитель:
студент III курса
группы № 1 ____________
Поздняков А.А.
Научный
руководитель:
к. ю. н., ст. пр.
____________
Берладир Ю.В.
Дата
сдачи работы:
Дата
защиты:
Оценка:
Москва- 2010 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава I. Общие
положения об организации бюджетного
процесса в РФ.
- Сущность бюджетного процесса…………………………………………5
- Участники бюджетного процесса в РФ……………………………….6-9
- Компетенция органов государственной власти РФ в бюджетном процессе…………………………………………………………………..10-12
Глава II. Стадии
бюджетного процесса
2.1. Составление,
рассмотрение и утверждение проектов
бюджетов……13-17
2.2. Исполнение
бюджета…………………………………………………..18-19
2.3.Составление
и утверждение отчета об исполнении бюджета………20-22
Заключение
………………………………………………………………….23-25
Список используемой
литературы………………………………………...26-27
вВЕДЕНИЕ
бюджет – форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления
(ст.6, БК РФ)1.
Федеральный
бюджет РФ — основной финансовый план
государства, утверждаемым Федеральным
Собранием РФ в форме закона. Государственный
бюджет концентрирует основную часть
бюджетных ресурсов страны. Он выражает
экономические отношения, опосредующие
процесс образования и использования
централизованного фонда денежных
средств государства.
Через государственный
бюджет мобилизуются финансовые ресурсы,
которые в дальнейшем перераспределяются
и используются для целей государственного
регулирования социально-экономического
развития Российской Федерации реализации
финансово-бюджетной политики страны.2
В Российской
Федерации под бюджетом государства
понимается бюджет России (федеральный
бюджет) и бюджеты субъектов РФ.
На уровне образований местного самоуправления
(районов, городов, районов в городах,
сел, поселков) создаются местные
бюджеты.
Бюджетный
процесс - регламентируемая законодательством
Российской Федерации деятельность
органов государственной власти,
органов местного самоуправления и
иных участников бюджетного процесса
по составлению и рассмотрению проектов
бюджетов, утверждению и исполнению
бюджетов, контролю за их исполнением,
осуществлению бюджетного учета, составлению,
внешней проверке, рассмотрению и утверждению
бюджетной отчетности (ст.6, БК РФ)
Предметом
моей работы является деятельность органов
власти и иных участников бюджетного
процесса по составлению, рассмотрению,
утверждению и исполнению бюджетов, а
также по контролю за исполнением бюджетов.
Цель
данной работы – раскрытие понятия
бюджетного процесса и рассмотрения
всех его стадий.
В рамках
достижения поставленной цели были поставлены
для решения следующие задачи:
- Раскрыть основные принципы бюджетного процесса
- Выявить и подробно раскрыть стадии бюджетного процесса
- Рассмотреть компетенции органов государственной власти РФ в бюджетном процессе
Данная работа,
безусловно, актуальна, т.к. бюджет государства
играет значительную роль в политической
и хозяйственной жизни страны.
Он должен обеспечивать необходимым
финансированием социально –
экономическое развитие страны, ее
обороноспособность и другие потребности.
Для написания
курсовой работы я использовал различные
методы исследования. В особенности,
я хочу выделить метод сравнений
и аналогий.
Ведь для
раскрытия темы бюджетный процесс
необходим сравнительный анализ информации,
выявление особенностей и принципов.
Глава I.
Общие положения об организации бюджетного
процесса.
1.1. Сущность бюджетного процесса.
Бюджетный процесс — это регламентируемая
законодательством деятельность органов
государственной власти, органов местного
самоуправления и участников бюджетного
процесса по следующим этапам:
1) составление,
рассмотрение и утверждение проектов
бюджетов;
2) исполнение
бюджетов;
3) составление
и утверждение отчетов об исполнении бюджетов.
В основе
организации бюджетного процесса лежат
определенные принципы, соблюдение которых
дает возможность правильно и
в сроки, установленные законодательством,
составить, утвердить и исполнить
бюджет. 3
Основными
принципами организации бюджетного
процесса являются:
- единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета;
- реальность планируемых бюджетных доходов;
- гласность и публичность разработки проектов и утверждения бюджетов;
- соблюдение бюджетной классификации (при организации бюджетного процесса следует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровнях бюджетной системы);
- периодичность бюджетов;
- отражение в бюджете на очередной финансовый год социально-экономической политики, изложенной в Бюджетном послании Президента РФ.
Бюджетный
процесс в Российской Федерации
строится в соответствии с законодательством
Российской Федерации — БК РФ, а
также законами республик в составе
России.
1.2. Участники
бюджетного процесса.
Участниками
бюджетного процесса являются (БК РФ, ст.152):
- Президент Российской Федерации;
- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
- ЦБ РФ;
- органы государственного (муниципального) финансового контроля;
- органы управления государственными внебюджетными фондами;
- главные распорядители бюджетных средств;
- главные администраторы доходов бюджета;
- главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета;
- получатели бюджетных средств.
В систему
органов, обладающих бюджетными полномочиями,
входят финансовые органы, органы денежно-кредитного
регулирования, органы государственного
и муниципального финансового контроля.4
- Бюджетные полномочия – права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а также осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях.
- Органы законодательной власти рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующих бюджетов, осуществляют другие полномочия в соответствии с БК и иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ (ст.153, БК РФ).
- Органы исполнительной власти обеспечивают составление проекта бюджета, вносят его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательных (представительных) органов, разрабатывают и утверждают методики распределения и (или) порядки предоставления межбюджетных трансфертов, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, обеспечивают управление государственным (муниципальным) долгом, осуществляют иные полномочия, определенные БК (ст.154, БК РФ).
- ЦБ РФ разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам (ст.155, БК РФ).
- Федеральное казначейство осуществляет бюджетные полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с БК РФ (ст.154 п.3, БК РФ).
- Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (ст.157,п.2.1, БК РФ).
- Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.
- Главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по получателям и распорядителям; утверждает сметы доходов и расходов; составляет; контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат; представляет сводный отчет об исполнении бюджета; выступает в суде от имени казны РФ. Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств.
- Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных средств.
- Главный администратор доходов бюджета представляет сведения, необходимые для: 1)составления проекта бюджета; 2) составления и ведения кассового плана, а также формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета.
- Администратор доходов бюджета осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по этим платежам; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, и процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, а также о зачете платежей в бюджеты РФ и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
- Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (ифдб) осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по ифдб, обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения ифдб,а также распределяет эти ассигнования по подведомственным администраторам ифдб.
- Администратор источников финансирования дефицита бюджета осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет ифдб; обеспечивает поступления в бюджет и выплаты из бюджета по ифдб; формирует и представляет бюджетную отчетность; осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного администратора ифдб, в ведении которого находится.
- Компетенция органов государственной власти РФ в бюджетном процессе.
БК РФ
разграничивает компетенцию органов
государственной власти и органов
местного самоуправления в области
управления государственными и муниципальными
финансами. К компетенции органов
государственной власти субъектов
РФ относятся (ст. 8, БК РФ):
- составление и рассмотрение проектов бюджета, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за исполнением бюджета, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета;
- установление и исполнение расходных обязательств;
- установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных или региональных налогов и сборов;
- установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета;
- осуществление государственных заимствований и управление государственным долгом;
- детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации;
- временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления.
В субъектах
Федерации и муниципальных образованиях
принимаются собственные законы
(решения) о бюджетном процессе. В
этих нормативных актах утверждаются
полномочия представительных и исполнительных
органов в бюджетном процессе.
К компетенции местных органов
власти относятся (ст. 9, БК РФ):
- установление порядка составления и рассмотрения проекта бюджета, утверждения и исполнения бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета;
- установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;
- определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;
- осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом;
- детализация объектов бюджетной классификации в части соответствия к местному бюджету;
- установление нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов;
- составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.
Органы
местного самоуправления поселений
осуществляют также бюджетные полномочия
по определению порядка составления,
утверждения и исполнения смет доходов
и расходов отдельных населенных
пунктов, других территорий, не являющихся
муниципальными образованиями, входящих
в состав территории поселения.