Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является – определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско–правовых договоров, применяемых в транспортной сфере, рассмотрение и комплексное исследование основных элементов договора перевозки грузов, их виды, правила заключения и ответственность за нарушения обязательств.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
раскрытие сущности договора перевозки грузов;
рассмотреть виды договоров перевозки в соответствии с видами транспорта;
выявить особенности договора перевозки груза;
определить порядок заключения и исполнения договора перевозки груза.
ВВЕДЕНИЕ
Транспорт образует самостоятельную
сферу экономической
Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Актуальность темы данной курсовой работы выражена тем, что отношения по перевозке возникают как необходимость потребности в территориальном перемещении объектов транспортных средств. В таких правоотношениях принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно – правовых.
Обязательство перевозки
можно назвать ядром
Таким образом, транспортными называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также иные обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, либо направленные на перемещение грузов иным способом. Ученые – правоведы в области гражданского права обоснованно выделяют понятие «транспортные договоры», под которыми понимают гражданско – правовые договоры, применяемые в сфере транспортной деятельности.
Объектом исследования является совокупность правоотношений складывающихся в сфере регулирования перевозки груза.
Предметом исследования данной курсовой работы будет являться договор перевозки и вытекающие из него гражданско–правовые отношения.
Целью курсовой работы является – определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско–правовых договоров, применяемых в транспортной сфере, рассмотрение и комплексное исследование основных элементов договора перевозки грузов, их виды, правила заключения и ответственность за нарушения обязательств.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
При выполнении работы использованы методы: компаративный, анализа и синтеза, индукции и дедукции.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ, РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее ГК), ст. 738, устанавливает, что перевозка грузов, производится по договору перевозки, который таким образом является единственным правовым основанием выполнения перевозки.
При этом договор перевозки может заключаться в чистом виде, а может включать также элементы договора транспортной экспедиции, то есть заключаться в форме смешанного договора.
Как известно, согласно ст. 391 ГК стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержаться в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Таким образом, в смешанном договоре к элементам договора перевозки будут применяться правила транспортного законодательств; к элементам договора транспортной экспедиции правовые нормы, установленные для транспортно-экспедиционной деятельности [2, с. 22].
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Перевозки, а значит и
договоры перевозки можно
В зависимости от вида перевозки к отношениям сторон будут применяться различные правовые нормы.
Разновидностью договора
перевозки является договор об организации
перевозки грузов. По договору об организации
перевозки грузов перевозчик обязуется
в установленные сроки
Договор об организации автомобильной перевозки грузов не исключает необходимости заключения договора автомобильной перевозки груза или договора фрахтования.
Следовательно, договор перевозки груза – это договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Виды перевозки грузов:
– международные перевозки грузов. Характеризуются тем, что пункт отправки груза и пункт назначения находятся в разных государствах. Для того чтобы доставить груз в пункт назначения иногда приходится пересекать несколько границ, а это в свою очередь связано с необходимостью получения соответствующих разрешений и прохождения множества процедур.
– межрегиональные перевозки груза связаны с перемещением товара внутри одного государства из одного региона в другой, создавая выбор для потребителей и делая свою компанию конкурентоспособной. Данный вид перевозки грузов является наиболее распространенным среди коммерческих организаций, однако, несмотря на то, что государственные границы при доставке груза не пересекаются, тем не менее, для транспортировки необходимо получать соответствующие разрешения [7, с. 384].
Также виды перевозки грузов различают по характеру транспортного средства – автомобильные, железнодорожные, авиаперевозки. При доставке грузов чаще всего используются автомобильные грузоперевозки, так как они являются наиболее оптимальными по затрате материальных средств. Однако если пункт назначения находится вдали от федеральных трасс, зачастую используют железнодорожные перевозки грузов. Авиаперевозки используются в случаях жесткого временного лимита, когда из–за потери времени возможны серьезный экономический урон предприятию, или в случае отсутствия кого-либо иного доступа к пункту доставки груза.
Так называемые мульти–модальные перевозки, это транспортировка груза в пункт назначения с применением нескольких транспортных средств: автомобильного транспорта, железнодорожного, морского или авиа перевозок. Данный вид перевозки грузов используется при международных транспортировках и необходимости прохождения нескольких географических препятствий.
Для удобства заказчика многие грузоперевозящие компании используют так называемые сборные грузы. В случае если заказчику необходимо доставить небольшой груз и заказывать контейнер экономически невыгодно, предлагается именно этот способ. Товар заказчика привозят на склад консолидации, где накапливают заказы на перевозку груза по тому же или сходному маршруту, груз отправляется по месту назначения. В данном случае заказчик оплачивает конкретное место, занимаемое его грузом, причем груз может состоять из одной коробки.
Научное определение понятия «классификация грузов», представляет из себя распределение перевозимых грузов по разделам, группам и позициям.
Грузы могут различаться
своей принадлежностью к той
или иной отрасли хозяйства. Также
различают грузы по назначению –
сырье, готовая продукция, топливо,
товары бытовой химии, бытовая техника,
скоропортящиеся и опасные
Тем не менее, существует грузы, постоянно относящиеся одному классу. Классификация таких грузов выглядит следующим образом:
Обычные грузы, масса которых не превышает величин, установленных предприятием–изготовителем, для данного транспортного средства, предназначенного для использования на дорогах общего пользования, а габаритные размеры груза и транспортные средства соответствуют правилам дорожного движения.
Опасные грузы. К опасным
грузам относятся предметы или вещества,
транспортировка которых
Скоропортящиеся грузы. К ним относятся грузы, требующие особых условий хранения (уровень влажности, температурный режим) и сроков доставки, иначе при перевозке они придут в негодность или потеряют свои ценные качества. Под классификацию таких грузов попадают, в основном, пищевые продукты.
Негабаритные и сверхтяжелые грузы. Такие грузы обладают нестандартными размерами, весом, объемом и так далее. Их транспортировка связана с большими трудностями, так зачастую такой груз невозможно перевезти стандартными способами. Для таких грузов приходится иногда создавать специальные транспортные средства и придумывать специальные способы, разрабатывать особые маршруты их перевозки. Примером негабаритного и сверхтяжелого груза может служить жилой дом, бурильная установка, тяжелые генераторы и так далее [12, с. 17].
Живые грузы. Под классификацию грузов данного вида попадает рогатый скот, всевозможные виды домашней птицы и другие сельскохозяйственные животные. Кроме того, очень часто, люди, отправляясь в путешествие, берут с собой домашних любимцев – собак, кошек, которые тоже представляют собой, для транспортных компаний, живой груз.
Классификация грузов, перевозку которых осуществляют транспортные компании по тем или иным признакам и показателям, необходима грузоперевозчикам для правильной организации процесса перевозки груза, с целью упорядочивания и оптимизации, как самого процесса перевозки, так и подготовительной работы, необходимой в каждом конкретном случае.
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что данный договор
является многосторонним. Это подтверждается
большим количеством его
1.3 Регулирование договора перевозки груза
В основе правового регулирования транспортных обязательств лежит целый ряд нормативных документов, основывающихся на Конституции Республики Беларусь.
Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств.
Во–первых, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятельности, которая связывает отдельные части страны, требует единообразного регулирования. Соответственно, в частноправовых актах, посвященных транспортным обязательствам, очень высок удельный вес императивных норм. Условия перевозки отдельными видами транспорта и ответственности ее субъектов могут определяться соглашением сторон только в случаях, когда Гражданским кодексом Республики Беларусь, транспортными уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное. Во– вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный характер, имея в виду масштабы государства, протяженность транспортных артерий и сложность управления ими. Комплексность достигается путем соединения в рамках одного правового акта норм частного и публичного права. В результате устанавливаются единая схема управления соответствующим видом транспорта, методы организации перевозок, условия содержания транспортных средств, дорог, путей сообщения и, наконец, взаимоотношения сторон обязательства перевозки. Поэтому в соответствии со ст. 738 Гражданского кодекса Республики Беларусь общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами [14, с. 366].
Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных законов.
Отношения, связанные с
перевозкой грузов, пассажиров и багажа,
автомобильным транспортом
Информация о работе Понятие и сущность договора перевозки груза