Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является – определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско–правовых договоров, применяемых в транспортной сфере, рассмотрение и комплексное исследование основных элементов договора перевозки грузов, их виды, правила заключения и ответственность за нарушения обязательств.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
раскрытие сущности договора перевозки грузов;
рассмотреть виды договоров перевозки в соответствии с видами транспорта;
выявить особенности договора перевозки груза;
определить порядок заключения и исполнения договора перевозки груза.
2. путем обмена документами
посредством почтовой, телеграфной,
телетайпной, электронной или
иной связи, позволяющей
Сложности связаны с тем,
что при использовании данного
способа заключения договора зачастую
довольно сложно доказать, что документ
получен именно от контрагента. Как
правило, при обмене документами
по факсу данные о контрагенте
содержаться в факсовой строчке,
которая автоматически
В тех же случаях, когда подлинность факсовых копий документов не опровергается второй стороной, договор, заключенный по факсу, считается заключенным в надлежащей форме.
Таким образом, всегда довольно
важно получить оригиналы договора
и связанных с договором
Возможный вариант – это получение факсовых копий через факсовое бюро, профессиональной организации, которая занимается приемом и регистрацией факсов и совершением стороной, получившей оферту (подписанный с одной стороны договор или заявку, содержащие все условия, необходимые для исполнения договора) действий, направленных на исполнение договора или заявки.
Договор, заключенный любым из указанных выше способов, будет признан заключенным в простой письменной форме.
ГЛАВА 3
ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА
3.1 Ответственность перевозчика
Доставкой и выдачей груза,
поступившего в адрес грузополучателя,
завершается исполнение перевозочного
обязательства. В зависимости от
того, исполнено обязательство в
точном соответствии с его условиями
или нет, либо оно прекращается (исполнением),
либо изменяется его содержание, возникает
обязанность перевозчика
Ответственность стороны по сделке определяется в пределах тех обязательств, которые она берет на себя в соответствии с заключенным договором. Особенностью этой ответственности является то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок. Зачастую стороны недооценивают важность содержания договора, который они заключают, а также соблюдения порядка его исполнения. Поиск правых и виноватых в случае разногласий заканчивается в суде, причем далеко не всегда в пользу того, кто считает себя категорически правым [9, с. 221].
В целом по республике наблюдается увеличение количества поданных в суд исков по основаниям, возникающим из договора перевозки. Например, Хозяйственным судом Гомельской области за 8 месяцев 2005 года рассмотрено 33 дела по спорам, вытекающим из договора перевозки и транспортной экспедиции. Следует отметить, что за аналогичный период 2004 года таких споров было рассмотрено 21. Таким образом, число рассмотренных дел данной категории существенно увеличилось - на 12 дел или 57%. Существенный рост споров данной категории обусловлен, с одной стороны, многогранностью договорных отношений субъектов хозяйствования и сложностью законодательства, регулирующего правоотношения сторон по перевозке, в особенности норм международного права, с другой стороны - сложным финансовым положением сторон, препятствующим разрешению спорных ситуаций в досудебном порядке. Судебная практика показывает, что основная причина возникновения споров данной категории - низкая платежеспособность субъектов хозяйствования. Как явствует из анализа статистических данных, процент удовлетворяемости исков по данной категории дел высокий и составляет 72,7%. Это свидетельствует о том, что в большинстве случаев субъектами хозяйствования заявляются обоснованные исковые требования, а ответчики неправомерно уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей [15, с. 148].
Согласно п.1 ст. 739 ГК Республики Беларусь по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Исходя из определения договора перевозки груза и содержания ГК в целом, определимся, за что отвечает перевозчик, принявший договор к исполнению:
· ответственность за своевременную подачу транспорта,
· ответственность за своевременную доставку груза,
· ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза.
При разрешении вопроса о принятии искового заявления к рассмотрению хозяйственные суды исходят из требований, содержащихся в пункте 1 статьи 751 ГК, в силу которых до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательством. В претензии должны быть указаны краткое описание претензии, сумма ущерба, почтовый адрес заявителя и его банковские реквизиты, дата составления претензии. Претензия должна быть подписана ее заявителем. К претензии должны быть приложены товарно-транспортная накладная, акт, расчет ущерба и при необходимости – другие документы, необходимые для ее рассмотрения [13, с. 338].
Иск к перевозчику может быть предъявлен заказчиком в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. По всем спорам, возникающим при международной перевозке грузов, истец может обратиться в суд страны, в которой ответчик зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности или в которой груз был принят к перевозке от грузоотправителя. Обращение в другие суды не допускается.
Поэтому если к материалам
искового заявления не приложены
доказательства направления претензии
перевозчику, то исковое заявление
в соответствии со статьей 162 Хозяйственного
процессуального кодекса
Согласно статье 6 ХПК право на обращение в хозяйственный суд в целях защиты государственных и общественных интересов имеют прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы в случаях, предусмотренных законодательными актами, без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора.
Следует обратить внимание, что пункт 1 статьи 751 ГК содержит отсылочную норму только к порядку предъявления претензии к перевозчику, предусмотренному законодательством, а не к срокам ее предъявления. Таким образом, предъявление претензии по истечении срока, установленного Уставом или Правилами, не является препятствием к принятию хозяйственным судом искового заявления к рассмотрению по существу. По договорам международной перевозки грузов порядок предъявления претензий регулируется статьей 30 КДПГ и пунктом 375 Правил автомобильной перевозки грузов, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 01.07.2002 г. № 20 (далее - Правил), в силу которых, если при приемке груза от перевозчика у получателя возникают претензии по поводу явно выраженной порчи, повреждения или недостачи груза, то он должен немедленно сделать об этом соответствующую оговорку в товарно–транспортной накладной. Если недостача, порча или повреждение груза имели незаметные внешне потери или повреждения и были обнаружены грузополучателем после принятия груза от перевозчика, то получатель вправе не позднее 7 дней со дня принятия груза, исключая выходные и праздничные дни, предъявить письменную претензию перевозчику. В таком случае считается, что грузополучатель получил груз не в таком состоянии, в котором он был описан в товарно–транспортной накладной. Относительно же международных перевозок установлено п.376 Правил перевозки грузов, что при просрочке в доставке груза грузополучатель может потребовать уплаты возмещения лишь в том случае, если он направил претензию перевозчику в течение двадцати одного дня со дня получения груза в свое распоряжение [18, с. 29].
При автомобильных перевозках грузов согласно пункту 133 Правил срок исковой давности устанавливается в один год с момента получения ответа на предъявленную претензию либо неполучения от перевозчика ответа в течение тридцати дней, как это установлено пунктом 132 Правил.
При исчислении срока исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозки, на которые распространяется действие КДПГ, хозяйственные суды должны руководствоваться пунктом 1 статьи 32 КДПГ, которым установлен годичный срок исковой давности. Однако в случае умышленных неправомерных действий или такого ненадлежащего исполнения обязательств, которое согласно закону, применяемому хозяйственным судом, рассматривающим дело, приравнивается к умышленным неправомерным действиям, – устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается:
Наличие или отсутствие умышленных
неправомерных действий в таких
случаях устанавливается
Обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности при автомобильных перевозках грузов, устанавливаются записями в товарно-транспортных накладных, а при возникновении разногласий между сторонами договора – актами установленной формы согласно Правилам. Как правило, бланки актов должны быть у водителя. Однако если водитель отказывается выдать заказчику чистый бланк акта, то это не лишает его права составить акт произвольной формы, но с указанием необходимых данных, предусмотренных в утвержденной форме бланка акта.
3.2 Обстоятельства,
освобождающие перевозчика и
грузоотправителя от
Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) на перевозку грузов могут быть разделены на три группы:
1) действие непреодолимой силы и военные действия;
2) прекращение или ограничение
перевозки грузов в
3) иные случаи, предусмотренные
транспортными уставами и
Наличие обстоятельств, названных
в первой группе, свидетельствует
о том, что нарушение выполнения
заявки (заказа) на перевозку имело
место при таких условиях, которые
исключают ответственность
Обстоятельства второй группы
возникают в связи с
Обстоятельства третьей группы возникают в случаях, предусмотренных конкретно в каждом уставе, кодексе
Рассмотрим названные группы.
К обстоятельствам первой группы, освобождающим перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов на всех видах транспорта, относятся прежде всего непреодолимая сила и военные действия.
Непреодолимая сила является
чрезвычайным и непредотвратимым в
конкретных условиях событием. На практике
характер непреодолимой силы чаще всего
носят стихийные явления
Однако самого факта наличия непреодолимой силы еще недостаточно для того, чтобы перевозчик и грузоотправитель могли быть освобождены от ответственности. Они должны доказать не только наличие непосредственной причинной связи между событием и утратой или повреждением груза, но и то, что ими и их работниками были приняты все разумные меры к обеспечению сохранной перевозки [11, с. 63].
Под военными действиями понимаются действия, осуществляемые государством, находящимся в состоянии войны. Военные действия освобождают перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение принятых к исполнению заявок (заказов) лишь при наличии причинной связи между ними и невозможности выполнить заявку (заказ).
К обстоятельствам второй
группы, освобождающим перевозчика
и грузоотправителя от ответственности,
относится прекращение или
Информация о работе Понятие и сущность договора перевозки груза