Понятие и сущность договора перевозки груза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является – определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско–правовых договоров, применяемых в транспортной сфере, рассмотрение и комплексное исследование основных элементов договора перевозки грузов, их виды, правила заключения и ответственность за нарушения обязательств.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
раскрытие сущности договора перевозки грузов;
рассмотреть виды договоров перевозки в соответствии с видами транспорта;
выявить особенности договора перевозки груза;
определить порядок заключения и исполнения договора перевозки груза.

Файлы: 1 файл

osnovnaya_chast.docx

— 63.36 Кб (Скачать файл)

2. путем обмена документами  посредством почтовой, телеграфной,  телетайпной, электронной или  иной связи, позволяющей достоверно  установить, что документ исходит  от стороны по договору.

Сложности связаны с тем, что при использовании данного  способа заключения договора зачастую довольно сложно доказать, что документ получен именно от контрагента. Как  правило, при обмене документами  по факсу данные о контрагенте  содержаться в факсовой строчке, которая автоматически выбивается на каждой полученной странице. Однако проблема состоит в том, что не всегда такая строчка проставляется. Кроме того, при желании ее можно подделать. Поэтому достоверность получения документа от контрагента остается под вопросом и может быть оспорена второй стороной. Однако в настоящее время в суде может быть проведена экспертиза подлинности факсовых копий документов как относительно того, был ли сделан монтаж, так и устанавливается с какого аппарата был отправлен документ [6, с. 57].

В тех же случаях, когда  подлинность факсовых копий документов не опровергается второй стороной, договор, заключенный по факсу, считается  заключенным в надлежащей форме.

Таким образом, всегда довольно важно получить оригиналы договора и связанных с договором документов.

Возможный вариант – это  получение факсовых копий через  факсовое бюро, профессиональной организации, которая занимается приемом и регистрацией факсов и совершением стороной, получившей оферту (подписанный с одной стороны договор или заявку, содержащие все условия, необходимые для исполнения договора) действий, направленных на исполнение договора или заявки.

Договор, заключенный любым  из указанных выше способов, будет  признан заключенным в простой  письменной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

 

 

3.1 Ответственность перевозчика

 

Доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного  обязательства. В зависимости от того, исполнено обязательство в  точном соответствии с его условиями  или нет, либо оно прекращается (исполнением), либо изменяется его содержание, возникает  обязанность перевозчика возместить ущерб. Не случайно порядок выдачи и  принятия груза, поступившего в адрес  грузополучателя, приобретает важное юридическое значение и подробно регламентируется в транспортных уставах, кодексах и правилах перевозки грузов на различных видах транспорта.

Ответственность стороны  по сделке определяется в пределах тех обязательств, которые она  берет на себя в соответствии с  заключенным договором. Особенностью этой ответственности является то, что она может наступать не только за нарушение уже заключенного договора перевозки, но и за несовершение действий, связанных с организацией перевозок. Зачастую стороны недооценивают важность содержания договора, который они заключают, а также соблюдения порядка его исполнения. Поиск правых и виноватых в случае разногласий заканчивается в суде, причем далеко не всегда в пользу того, кто считает себя категорически правым [9, с. 221].

В целом по республике наблюдается  увеличение количества поданных в суд  исков по основаниям, возникающим  из договора перевозки. Например, Хозяйственным  судом Гомельской области за 8 месяцев 2005 года рассмотрено 33 дела по спорам, вытекающим из договора перевозки и  транспортной экспедиции. Следует отметить, что за аналогичный период 2004 года таких споров было рассмотрено 21. Таким образом, число рассмотренных дел данной категории существенно увеличилось - на 12 дел или 57%. Существенный рост споров данной категории обусловлен, с одной стороны, многогранностью договорных отношений субъектов хозяйствования и сложностью законодательства, регулирующего правоотношения сторон по перевозке, в особенности норм международного права, с другой стороны - сложным финансовым положением сторон, препятствующим разрешению спорных ситуаций в досудебном порядке. Судебная практика показывает, что основная причина возникновения споров данной категории - низкая платежеспособность субъектов хозяйствования. Как явствует из анализа статистических данных, процент удовлетворяемости исков по данной категории дел высокий и составляет 72,7%. Это свидетельствует о том, что в большинстве случаев субъектами хозяйствования заявляются обоснованные исковые требования, а ответчики неправомерно уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей [15, с. 148].

Согласно п.1 ст. 739 ГК Республики Беларусь по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Исходя из определения  договора перевозки груза и содержания ГК в целом, определимся, за что отвечает перевозчик, принявший договор к исполнению:

· ответственность за своевременную подачу транспорта,

· ответственность за своевременную доставку груза,

· ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза.

При разрешении вопроса о  принятии искового заявления к рассмотрению хозяйственные суды исходят из требований, содержащихся в пункте 1 статьи 751 ГК, в силу которых до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательством. В претензии должны быть указаны краткое описание претензии, сумма ущерба, почтовый адрес заявителя и его банковские реквизиты, дата составления претензии. Претензия должна быть подписана ее заявителем. К претензии должны быть приложены товарно-транспортная накладная, акт, расчет ущерба и при необходимости – другие документы, необходимые для ее рассмотрения [13, с. 338].

Иск к перевозчику может  быть предъявлен заказчиком в случае полного или частичного отказа перевозчика  удовлетворить претензию либо неполучения  от перевозчика ответа в тридцатидневный срок. По всем спорам, возникающим при международной перевозке грузов, истец может обратиться в суд страны, в которой ответчик зарегистрирован как субъект предпринимательской деятельности или в которой груз был принят к перевозке от грузоотправителя. Обращение в другие суды не допускается.

Поэтому если к материалам искового заявления не приложены  доказательства направления претензии  перевозчику, то исковое заявление  в соответствии со статьей 162 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) оставляется без движения. Конвенцией о договоре международной перевозки грузов (далее – КДПГ) не предусмотрен обязательный порядок предъявления претензии перевозчику. Такие иски принимаются к рассмотрению без соблюдения досудебного претензионного порядка урегулирования спора.

Согласно статье 6 ХПК  право на обращение в хозяйственный  суд в целях защиты государственных  и общественных интересов имеют  прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления и иные органы в случаях, предусмотренных  законодательными актами, без соблюдения досудебного (претензионного) порядка  урегулирования спора.

Следует обратить внимание, что пункт 1 статьи 751 ГК содержит отсылочную норму только к порядку предъявления претензии к перевозчику, предусмотренному законодательством, а не к срокам ее предъявления. Таким образом, предъявление претензии по истечении срока, установленного Уставом или Правилами, не является препятствием к принятию хозяйственным  судом искового заявления к рассмотрению по существу. По договорам международной перевозки грузов порядок предъявления претензий регулируется статьей 30 КДПГ и пунктом 375 Правил автомобильной перевозки грузов, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 01.07.2002 г. № 20 (далее - Правил), в силу которых, если при приемке груза от перевозчика у получателя возникают претензии по поводу явно выраженной порчи, повреждения или недостачи груза, то он должен немедленно сделать об этом соответствующую оговорку в товарно–транспортной накладной. Если недостача, порча или повреждение груза имели незаметные внешне потери или повреждения и были обнаружены грузополучателем после принятия груза от перевозчика, то получатель вправе не позднее 7 дней со дня принятия груза, исключая выходные и праздничные дни, предъявить письменную претензию перевозчику. В таком случае считается, что грузополучатель получил груз не в таком состоянии, в котором он был описан в товарно–транспортной накладной. Относительно же международных перевозок установлено п.376 Правил перевозки грузов, что при просрочке в доставке груза грузополучатель может потребовать уплаты возмещения лишь в том случае, если он направил претензию перевозчику в течение двадцати одного дня со дня получения груза в свое распоряжение [18, с. 29].

При автомобильных перевозках грузов согласно пункту 133 Правил срок исковой давности устанавливается  в один год с момента получения  ответа на предъявленную претензию  либо неполучения от перевозчика  ответа в течение тридцати дней, как это установлено пунктом 132 Правил.

При исчислении срока исковой  давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозки, на которые  распространяется действие КДПГ, хозяйственные  суды должны руководствоваться пунктом 1 статьи 32 КДПГ, которым установлен годичный срок исковой давности. Однако в случае умышленных неправомерных  действий или такого ненадлежащего  исполнения обязательств, которое согласно закону, применяемому хозяйственным  судом, рассматривающим дело, приравнивается к умышленным неправомерным действиям, – устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается:

  1. в случае частичной утраты груза, повреждения его или просрочки в доставке - со дня сдачи груза;
  2. в случае утраты всего груза - с тридцатого дня по истечении согласованного срока доставки или, если таковой не был согласован, с шестидесятого дня после принятия груза перевозчиком к перевозке;
  3. во всех прочих случаях - по истечении трехмесячного срока со дня заключения договора перевозки [1, с. 51].

Наличие или отсутствие умышленных неправомерных действий в таких  случаях устанавливается хозяйственным  судом, рассматривающим конкретное дело.

Обстоятельства, которые  могут служить основанием для  имущественной ответственности  при автомобильных перевозках грузов, устанавливаются записями в товарно-транспортных накладных, а при возникновении  разногласий между сторонами договора – актами установленной формы согласно Правилам. Как правило, бланки актов должны быть у водителя. Однако если водитель отказывается выдать заказчику чистый бланк акта, то это не лишает его права составить акт произвольной формы, но с указанием необходимых данных, предусмотренных в утвержденной форме бланка акта.

 

 

3.2 Обстоятельства, освобождающие перевозчика и  грузоотправителя от ответственности

 

Обстоятельства, освобождающие  перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) на перевозку  грузов могут быть разделены на три  группы:

1) действие непреодолимой  силы и военные действия;

2) прекращение или ограничение  перевозки грузов в определенных  направлениях, установленные в порядке,  предусмотренном соответствующим  транспортным уставом или кодексом;

3) иные случаи, предусмотренные  транспортными уставами и кодексами.

Наличие обстоятельств, названных  в первой группе, свидетельствует  о том, что нарушение выполнения заявки (заказа) на перевозку имело  место при таких условиях, которые  исключают ответственность перевозчика либо грузоотправителя [4, с. 54].

Обстоятельства второй группы возникают в связи с распоряжением  компетентных органов, обязывающих  или управомочивающих перевозчика не подавать под перевозку в соответствии с заявкой (заказом) перевозочные средства, а грузоотправителя не производить погрузку груза в связи с запрещением или ограничением погрузки грузов в определенных направлениях. При подобных обстоятельствах имеет место не нарушение обязательства перевозчиком или грузоотправителем, а освобождение их от обязанности его исполнения.

Обстоятельства третьей  группы возникают в случаях, предусмотренных  конкретно в каждом уставе, кодексе

Рассмотрим названные  группы.

К обстоятельствам первой группы, освобождающим перевозчика  и грузоотправителя от ответственности  за невыполнение принятой заявки на перевозку  грузов на всех видах транспорта, относятся прежде всего непреодолимая сила и военные действия.

Непреодолимая сила является чрезвычайным и непредотвратимым в  конкретных условиях событием. На практике характер непреодолимой силы чаще всего  носят стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, пожары). Стихийные явления освобождают перевозчика и грузоотправителя от ответственности и могут быть отнесены к категории непреодолимой силы, когда они являются чрезвычайными и непредотвратимыми именно в данной ситуации.

Однако самого факта наличия  непреодолимой силы еще недостаточно для того, чтобы перевозчик и грузоотправитель могли быть освобождены от ответственности. Они должны доказать не только наличие  непосредственной причинной связи  между событием и утратой или  повреждением груза, но и то, что  ими и их работниками были приняты  все разумные меры к обеспечению сохранной перевозки [11, с. 63].

Под военными действиями понимаются действия, осуществляемые государством, находящимся в состоянии войны. Военные действия освобождают перевозчика  и грузоотправителя от ответственности  за невыполнение принятых к исполнению заявок (заказов) лишь при наличии  причинной связи между ними и  невозможности выполнить заявку (заказ).

К обстоятельствам второй группы, освобождающим перевозчика  и грузоотправителя от ответственности, относится прекращение или ограничение  перевозки грузов в определенных направлениях. Прекращение или ограничение  перевозки грузов может производиться  только в исключительных случаях  и ограниченным кругом лиц. Как правило, прекращение или ограничение  перевозок грузов бывает связано  с непреодолимой силой, военными действиями, блокадой, эпидемией или  иными обстоятельствами, которые  препятствуют осуществлению перевозок  грузов.

Информация о работе Понятие и сущность договора перевозки груза