Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является – определение понятия договора перевозки как одного из элементов общей системы гражданско–правовых договоров, применяемых в транспортной сфере, рассмотрение и комплексное исследование основных элементов договора перевозки грузов, их виды, правила заключения и ответственность за нарушения обязательств.
Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
раскрытие сущности договора перевозки грузов;
рассмотреть виды договоров перевозки в соответствии с видами транспорта;
выявить особенности договора перевозки груза;
определить порядок заключения и исполнения договора перевозки груза.
Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об основах транспортной деятельности», определяет основы транспортной деятельности и принципы ее осуществления, устанавливает основные права, обязанности и ответственность субъектов транспортной деятельности независимо от их организационно– правовых форм и форм собственности.
Наиболее важные текущие проблемы транспортных обязательств воплощаются в актах Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, в частности, в Постановлении «Об утверждении правил автомобильных перевозок грузов», Постановлении «Об утверждении положения о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь» и другие.
Кроме кодексов, уставов
и иных названных актов для
правового регулирования
Отношения, связанные с перевозкой пассажиров и багажа, регулируются также Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей».
С учетом активного вовлечения Республики Беларусь в мировое экономическое сообщество все более часто применяются международные транспортные соглашения и конвенции. Они используются при осуществлении международных перевозок, а также служат образцом для унификации белорусского транспортного права [16, с. 114].
Условия договора международной автомобильной перевозки грузов между европейскими странами определяются Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19 мая 1956 г. В конвенции участвует большинство европейских государств. СССР присоединился к ней в 1983 году, и с 1 августа 1986 г. перевозки грузов советским автомобильным транспортом регулируются этой конвенцией. Конвенция определяет основные права и обязанности грузовладельца и перевозчика при автомобильной перевозке, порядок приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назначения.
Конвенция Организации Объединенных Наций (далее ООН) о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее КДПГ) от 19 мая 1956г. устанавливает единообразную ответственность перевозчиков при выполнении международной перевозки грузов. Правовые нормы КДПГ возлагают на отправителя ответственность за все издержки перевозки и убытки, причиненные ему вследствие неточности или недостаточности при указании им сведений в международной товарно-транспортной накладной.
КДПГ объединяет сложившиеся
в мировой практике правила и
обычаи, касающиеся заключения и исполнения
договора перевозки, а также содержит
нормы, устанавливающие
В настоящее время существуют два международных договора, связанных с организацией смешанных перевозок. Основным является Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г., в которой определены правовой статус операторов смешанных перевозок (им может быть любое юридическое лицо, принимающее на себя обязательства по доставке товара на условиях, определенных по договору с клиентом–грузовладельцем), понятие «презумпция вины оператора» (с грузовладельцем оператор заключает договор доставки товара, оформляемый специальным соглашением, и принимает на себя все риски по ее осуществлению, включая и действия привлекаемых им третьих лиц; в случае если с грузом что–либо произойдет, перед грузовладельцем всегда есть виноватая сторона – оператор, который и обязан компенсировать ущерб) и некоторые другие понятия. Вторым договором, хотя непосредственно и не регулирующим смешанные перевозки, но тесно с ними связанным, является Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле 1991 г.
Необходимо отметить, что
обе вышеназванные конвенции
не набрали достаточного числа ратификаций
и, следовательно, не вступили в силу
как международные договоры. В
связи с этим большое значение
в качестве источника правового
регулирования имеет
На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что договор перевозки груза регулируется рядом важнейших, для данного вида договоров, нормативных правовых актов, что в очередной раз подтверждает значимость данного договора в наше время.
ГЛАВА 2
ПРИЗНАКИ И СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Сторонами договора перевозки являются перевозчик и грузоотправитель.
Перевозчик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие перевозку груза на основании договора. Автомобильный перевозчик (перевозчик) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие на основании договора или на иных законных основаниях автомобильные перевозки грузов [19, с. 77].
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003г. N17 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке грузов в Республике Беларусь подлежит лицензированию, поэтому перевозчики–резиденты Республики Беларусь имеют право выполнять перевозки грузов только получения лицензии в установленном порядке. Порядок лицензирования определен Положением о лицензировании перевозок пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом, утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003г. N 1388.
Заключение договора с
перевозчиком, у которого нет действующей
лицензии на право выполнения перевозок,
противоречит законодательству. А значит
такой договор на основании ст.
ГК будет признан
Особый статус как перевозчик имеет Белорусская железная дорога, которая является естественной монополией и находится в исключительной собственности государства [23, с. 178].
Второй стороной договора
перевозки является грузоотправитель.
Грузоотправителем может быть как
юридическое, так и физическое лицо.
При этом следует отметить, что
если грузоотправителем выступает
физическое лицо, которое сдает груз
к перевозке не в рамках осуществления
предпринимательской
Грузоотправителем может быть как грузовладелец, так и третье лицо, которое сдает груз к перевозке по поручению грузовладельца, но от своего имени, например, экспедитор.
Особым участником правоотношений из договора перевозки является грузополучатель. Он не является стороной договора перевозки, однако у него возникают права и обязанности, связанные с договором. Например, грузополучатель обязан принять груз от перевозчика, он вправе предъявить претензию перевозчику в случае задержки в доставке груза, и так далее.
Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными условиями являются:
Законодательством другие существенные условия договора перевозки не установлены [25, с. 485].
Что касается условий, которые
сами стороны определяют как существенные,
то если договор перевозки заключается
на основании договора об организации
перевозки, зачастую в основном договоре
стороны предусматривают
Например:
1) маршрут и условия перевозки;
2) требуемый тип подвижного
состава (тип полуприцепа,
3) подробный адрес места погрузки/ разгрузки/ таможни назначения;
4) дата и время подачи автомобилей под погрузку;
5) вид тары и упаковки; необходимые приспособления для крепления груза.
Такие условия также будут являться существенными условиями каждого конкретного договора перевозки. Практическое значение этой нормы в том, что в случае, если заказчик направит перевозчику заявку, в которой не указаны все требуемые условия, перевозчик вправе не приступать к выполнению перевозки.
Что касается договоров организации
перевозки, то из предмета договора следует,
что существенными будут
А поскольку такие договоры являются разновидностью договора перевозки, существенными для них будут также условия, существенные для договора перевозки, то есть наименование и характеристики груза, место назначения и размер платы за перевозку.
Кроме того, гражданский кодекс напрямую предусматривает, что такие договоры должны содержать условия:
Что касается условий об объемах и сроках предъявления и приема грузов к перевозке, требуемых гражданским кодексом, то не всегда возможно указать эти условия для долгосрочного договора. Однако, поскольку гражданское законодательство исходит из принципа стабильности гражданско–правовых отношений, представляется, что установление сторонами в таком случае механизма определения содержания таких условий, будет достаточным для признания условия согласованным сторонами, а договора заключенным. Чаще всего это условие согласовывается таким образом, что перевозчик обязуется выполнять перевозку грузов в сроки и в объемах по заявкам заказчика [17, с. 120].
Согласно ст.62 Закона об автомобильном транспорте, в договоре об организации автомобильных перевозок грузов определяются:
Такая формулировка нормы не позволяет однозначно установить, намеревался ли законодатель таким образом определить существенные условия договора организации перевозки. Ответ на этот вопрос представляется важным, поскольку при несогласовании сторонами всех существенных условий договор будет считаться незаключенным.
Проанализировав нормы законодательства
можно сделать следующие
Кроме того, договоры с нерезидентами
дополнительно должны содержать
все существенные условия, установленные
для внешнеэкономических
Форма договора перевозки.
Договор перевозки должен
заключаться в простой
Договор в письменной форме может быть заключен:
1. путем составления одного
документа, подписанного
Информация о работе Понятие и сущность договора перевозки груза