Понятие и виды источников конституционного права ПМР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - комплексное структурно-логическое исследование основных источников конституционного права ПМР как отрасли права.
В связи с поставленной целью определились следующие задачи:
1. Дать понятие конституционного права ПМР и выделить основные виды его источников.
2. Определить место и роль международных правовых актов в системе источников конституционного права ПМР.

Файлы: 1 файл

Курсовая КП.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

  Один из важнейших  постулатов современной цивилизации  гласит: государство существует  для человека, чтобы охранять  его свободу и содействовать  благополучию. Но как обеспечить  баланс свободы и власти? Ведь  если свобода оказывается вне  прочной государственности, она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что современное  конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

В основу исследования положены такие методы, как общенаучный, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный  и другие.

Объектом исследования являются общественные отношения складывающиеся в сфере регулирования конституционного права как отрасли права ПМР.

Предмет исследования нормативные  правовые акты, регулирующие отношения  конституционного характера.

Цель курсовой работы - комплексное структурно-логическое исследование основных источников конституционного права ПМР как отрасли права.

В связи с поставленной целью определились следующие задачи:

1. Дать понятие конституционного  права ПМР и выделить основные  виды его источников.

2. Определить место и роль международных правовых актов в системе источников конституционного права ПМР.

3. Проанализировать роль  закона как основного источника  конституционного права ПМР.

4. Проанализировать роль  нормативно правовых актов местных  органов самоуправления как источников конституционного права ПМР.

Степень изученности работы.

Теоретическую основу работы составили  монографии и учебные курсы следующих  авторов: Ж.И. Овсепян, М.Н. Марченко, О.Е. Кутафин, М.В. Баглай, М.П. Авдеенко, Ю.А. Дмитриев и др.

Структура работы: работа состоит из введения, заключения, основной части – 2-х глав и библиографического списка. В работе использованы: Конституция Приднестровской Молдавской Республики, действующее законодательство Приднестровской Молдавской Республики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Обзор основных источников конституционного права ПМР

  Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).

  Поскольку ПМР принадлежит  к числу государств континентальной (европейской, романо-германской) правовой системы, основным источником права (в том числе и конституционного) в нашей стране является результат нор-мотворческой деятельности различных властных институтов – нормативный правовой акт. В свою очередь группа нормативных правовых актов – это очень объемная совокупность источников, поэтому она может быть подвержена внутренней классификации. При этом система нормативных правовых актов отличается четкой иерархией, соотношением по юридической силе.

  Исходя из вышесказанного, к источникам конституционного права можно отнести ту «часть источников  права, в которых содержатся конституционно-правовые нормы». Всем источникам права присущи признаки, характерные для всех источников права, такие как, например, определенность, общеобязательность, общеизвестность. Между тем, ряд исследователей выделяет признаки, присущие только источникам конституционного права. Общим требованием содержательного характера для всех источников конституционного права является их непосредственная связь с организацией и функционированием государственной власти, от которой исходят все нормативные акты. «Такое соотношение власти и юридических норм в конституционном праве предъявляет к его юридическим источникам особые требования: они должны не просто регламентировать деятельность государственных органов, предоставлять право на власть от имени и по поручению…народа, но служить гарантиями…народовластия»1. В этом качестве «…источники конституционного права фактически определяют правотворческую деятельность тех государственных органов, которые компетентны, создавать нормы права. Они, прежде всего, формируют основные начала для всех других отраслей права и определяют систему нормотворческих актов1».

  Отдельные исследователи  выделяют среди источников конституционного права - естественное право. Так, авторы учебного курса А.Е. Козлов и М.В. Баглай полагают, что источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное право и позитивное право. «Право, по мнению М.В. Баглая, нельзя сводить только к писаной его части, к позитивному праву. Это тем более верно в отношении конституционного права, которое призвано охранять свободу человека». Тем самым ученый считает, что основные права и свободы человека, естественные права, - являются источником конституционного права.

Для источников конституционного права существует особый порядок  не только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться  источником действующего конституционного права. Достаточно широко известно, что Конституция ПМР, принятая всенародным голосованием 24 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1995 г., представляет собой основной источник, можно сказать - сердцевину, конституционного права и вообще всего права ПМР.

  Обратимся к видам  (перечню) источников конституционного  права. Забегая вперед, заметим,  что данный вопрос, применительно  к рассматриваемой теме, является  одним из самых дискуссионных.

В юридической литературе выделяются следующие виды источников конституционного права: Конституция ПМР, конституционные законы, постановления конституционного суда, указы и распоряжения президента, договоры, соглашения и декларации . Также выделяются такие источник как естественное право.

Подчеркнем, что различные нормативные правовые акты являются источниками конституционного права ПМР не в одинаковой степени. Некоторые из них являются такими источниками в полном объеме (например, Конституция ПМР, Конституционный закон «О выборах » и т.д.), тогда как другие акты содержат лишь отдельные нормы, устанавливающие дополнительные гарантии реализации конституционных принципов и других основополагающих положений конституционного права. Поэтому только указанные нормы, а не акты в целом могут быть отнесены к числу источников конституционного права. Однако это не должно служить препятствием для включения отдельных норм, содержащихся в нормативных правовых актах и являющихся в полной мере источниками конституционного права, в состав источников других отраслей национального права. Например, упомянутый Закон ПМР о выборах содержит норму об уголовной, административной или иной ответственности, которая в соответствии с законодательством предусмотрена в отношении лиц, препятствующих путем насилия, обмана, угроз, подкупа или иным способом свободному осуществлению гражданином Республики ПМР своего избирательного права.

Таким образом, справедливым будет вывод о том, что все  составные элементы системы источников конституционного права ПМР органически  связаны между собой и служат обеспечению комплексного правового опосредования общественных отношений, входящих в предмет регулирования конституционного права.

 

 

II. Характеристика источников конституционного права ПМР:

 

2.1. Конституция ПМР как основной источник конституционного права

  Базисным источником современного конституционного права – выступает Конституция. В Конституции нашли свое урегулирование наиболее важные для общества, государства и отдельного человека общественные отношения1.

Конституция закрепляет не только основы конституционного права, но и регламентирует основы иных отраслей права. При этом конституция не только сама по себе является законом, но и устанавливает виды иных правовых актов, принимаемых в данном государстве, порядок их принятия и их юридическую силу.

В юридической литературе выделяются основные черты Конституции и ее свойства.

К основным чертам Конституции относят:

- особый субъект, который устанавливает  конституцию или от имени которого  она принимается;

- учредительный, первичный характер  конституционных установлений;

- всеохватывающий характер конституционной регламентации, регламентация основополагающих общественных отношений во всех сферах жизни общества;

- политическая направленность  и большой идеологический потенциал.

К особым свойствам Конституции, то есть «качественным характеристикам, которые отличают данный правовой акт от актов текущего законодательства», относят:

- верховенство;

- высшую юридическую силу;

- прямое действие Конституции;

- действие Конституции на всей  территории страны;

- Конституция выступает в качестве базы, основы правовой системы России;

- особую охрану Конституции;

- особый порядок принятия и  пересмотра конституции, внесения  в нее поправок1.

Каждая конституция — это  «визитная карточка» государства  и общества. В ней отражаются основные интеллектуальные, ценностные потенциалы, притом в концентрированно-нормативной форме. Конституция служит не только фиксированным «моментом покоя», высшей, формой гражданского согласия, достигаемого путем борьбы, компромиссов, завоеваний власти, противоборства программы с концепцией. Ею задается курс дальнейшего развития, и сверка с конституционным компасом служит мерилом оценки деятельности государственных институтов, партий, общественных движений, лидеров и, конечно, граждан. Конституция это основной закон, обладающий высшей юридической силой и закрепляющий основы общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства.

Конституция  ПМР была принята  всенародным голосованием.

Юридические признаки Конституции:

1. Высшая юридическая сила: все  нормативные правовые акты на территории государства не должны противоречить Конституции. При этом действие Конституции распространяется на всю территорию страны, безотносительно к тому, сколько избирателей проголосовало "за" и "против" Конституции на территории того или иного ее субъекта.

2. Особый порядок принятия и  изменения. Конституция принимается  либо посредством референдума,  либо Конституционным собранием,  специально образуемым для решения  вопроса о принятии новой Конституции.

3. Конституция является нормотворческой базой текущего законодательства. Это значит, что с принятием Конституции все действующие акты должны быть приведены в соответствие с ней (либо отменены те из них, которые полностью ей противоречат). В то же время Конституция требует издания большого числа новых норативно-правовых актов.

4. Прямое действие норм Конституции.  Многие ее нормы не нуждаются  в опосредовании актами текущего  законодательства, а если и нуждаются,  то, тем не менее, до издания  таковых действуют непосредственно.  Если же акт текущего законодательства противоречит Конституции, то до его отмены также действует соответствующая норма Конституции1.

 

По своей форме и сущности Конституция  ПМР это писаная  Конституция демократического, правового, социального, светского государства  с республиканской формой правления. В то же время это и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.

Правовая охрана Конституции это  совокупность юридических средств, обеспечивающих соблюдение режима конституционной законности.

 

 

 

 

2.2 .Законы как источник конституционного права

  Наиболее значительной и  менее устойчивой группой законодательных  актов являются обыкновенные  законы. Они чаще всего регулируют  отдельные виды общественных отношений, реже носят комплексный характер, вбирая в себя нормы, относящиеся к различным сферам общественной жизни. Обычные законы принимаются парламентом простым большинством голосов избранных депутатов.

  В юридической  литературе дают различные определения закона. Например, он определяется как нормативный акт, содержащий в юридической форме характеристику закономерностей общественного развития и регулирующий важнейшие общественные отношения, принимаемый в установленном порядке высшим органам государственной власти или путем референдума и обладающий высшей юридической силой. Другими авторами закон в материальном смысле рассматривается как акт государственный власти, содержащий правовые нормы общего характера, а закон в формальном смысле охватывает любые акты, изданные законодательным органом безотносительно к характеру содержащихся в них норм. Иногда закон определяют более упрощенно, как то, что проголосовано парламентом.

Информация о работе Понятие и виды источников конституционного права ПМР