Понятие и виды источников конституционного права ПМР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - комплексное структурно-логическое исследование основных источников конституционного права ПМР как отрасли права.
В связи с поставленной целью определились следующие задачи:
1. Дать понятие конституционного права ПМР и выделить основные виды его источников.
2. Определить место и роль международных правовых актов в системе источников конституционного права ПМР.

Файлы: 1 файл

Курсовая КП.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо проводить различие между законами и постановлениями  парламента.

   Возможна классификация законов по различным основаниям. По мнению некоторых авторов, законы можно подразделять на органические, планово-бюджетные и обыкновенные законы. Безусловно, на классификацию оказывает влияние существующая в государстве правовая система.

По Конституции ПМР к таковым  следует относить законы об основных направлениях внутренней и внешней  политики; закон о бюджете.

 

  Закон – нормативный акт,  принятый высшим представительным  органом государства. Регулирует  наиболее важные общественные  отношения и обладает высшей юридической силой 1.

Конституция закрепляет принцип верховенства закона в системе источников права . Это означает, что закон не может  противоречить Конституции, но все  остальные нормативные акты (указы  Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств, решения судов) должны приниматься на основе и во исполнение законов. Никто не вправе отменить, изменить или приостановить закон, кроме самого органа, который его принял.

На конституционном уровне закрепляется всеобщая обязанность соблюдения законов, которая распространяется как на государственные органы, должностных лиц, так и граждан.

Исключительным правом принимать  законы и осуществлять контроль за их исполнением наделяется Верховный  Совет ПМР.

Для обеспечения высокого уровня законодательства предусмотрен специальный порядок подготовки и принятия законов.

Среди законов особое значение имеют  кодексы – уголовный, гражданский, трудовой, семейный, процессуальные и  др. Они представляют собой кодифицированные законы и охватывают целые отрасли права.

 

 

 

 

 

 

2.3.Конституционные законы как источники конституционного права

  Следующим источником конституционного  права ПМР  конституционные  законы. Они регулируют важнейшие  отношения в сфере организации  и осуществления государственной власти и взаимоотношений государства и гражданина. Все конституционные законы перечислены в самой Конституции. Их тшесть. К сожалению, в связи с нечеткостью конституционных формулировок имеются разночтения даже в количестве таких законов. Идея конституционных законов преследовала цель уменьшить объем самой Конституции .

По  своей юридической силе конституционные  законы занимают промежуточное место  между Конституцией и обычными законами, принимаются по более сложной  процедуре, чем последние, требуя более  высокой степени общественного согласия. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции, конституционных законов преобладает1.

 В Приднестровской Молдавской Республике также действуют 6 конституционных законов: Конституционный закон ПМР « О конституционном референдуме ПМР»; Конституционный Закон Приднестровской Молдавской Республики «О статусе депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики»; Конституционный Закон Приднестровской Молдавской Республики «О гражданстве»; Конституционный Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об Уполномоченном по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике»; Конституционный Закон Приднестровской Молдавской Республики «О Прокуратуре Приднестровской Молдавской Республики»; Конституционный Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об особых правовых режимах».

Источниками конституционного права  являются обычные законы, если они  регулируют конституционно-правовые отношения, то есть отношения по поводу установления системы органов государственной власти и местного самоуправления, их формирования и принципов деятельности, распределения полномочий по осуществлению властных функций, а также закрепляют различные формы правовой связи человека с государством (гражданство, состояние в гражданстве другого государства, состояние без гражданства, статус беженца и вынужденного переселенца), предусматривают правовой механизм реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, гарантируют со стороны государства обеспечение, охрану и защиту таких прав.

Конституционный закон ПМР « О конституционном референдуме ПМР»

 устанавливает:

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и  свободные выборы.

В настоящем Конституционном законе конституционный референдум понимается как способ принятия гражданами Приднестровской Молдавской Республики референдумом конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики о принятии новой Конституции Приднестровской Молдавской Республики, о внесении изменений и дополнений в разделы I, II и IV Конституции Приднестровской Молдавской Республики (далее - конституционный референдум).

Решения, принятые конституционным референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются  и обязательны для применения на всей территории Приднестровской Молдавской Республики.

Законодательство  о конституционном референдуме  состоит из Конституции Приднестровской  Молдавской Республики, настоящего Конституционного закона, Избирательного кодекса Приднестровской  Молдавской Республики и иных законодательных  актов Приднестровской Молдавской Республики.

К отношениям по подготовке, реализации инициативы и проведению конституционного референдума  в части, не урегулированной настоящим  Конституционным законом, применяются  нормы Избирательного кодекса Приднестровской Молдавской Республики.

Конституционный референдум Приднестровской Молдавской Республики проводится на основе следующих  принципов:

а) участие  в конституционном референдуме  является свободным;

б) голосование  осуществляется тайно на основе всеобщего, равного и прямого права на участие в референдуме;

в) граждане Приднестровской Молдавской Республики участвуют в голосовании непосредственно  и лично по месту своего проживания;

г) каждый участник конституционного референдума  обладает одним голосом. При проведении конституционного референдума обеспечивается гласность (в том числе при подсчете голосов), участие общественности. Конституционный референдум Приднестровской Молдавской Республики проводится на всей территории Приднестровской Молдавской Республики.

   Конституционный Закон ПМР « О статусе Верховного Совета ПМР» определяет права, обязанности и ответственность депутата Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, а также предусматривает основные правовые, политические и социально-экономические гарантии при осуществлении им депутатской деятельности.

Депутатом Верховного Совета может быть гражданин  Приднестровской Молдавской Республики, состоящий в гражданстве Приднестровской  Молдавской Республики не менее 5 (пяти) лет ко дню выборов и постоянно  проживающий на территории Приднестровской Молдавской Республики последние 5 (пять) лет ко дню выборов, обладающий активным избирательным правом, достигший ко дню выборов возраста 25 (двадцати пяти) лет. Не допускается установление иных требований, помимо указанных в настоящей статье, иначе, чем в Конституции Приднестровской Молдавской Республики и настоящем Конституционном законе.

Депутатом Верховного Совета является гражданин  Приднестровской Молдавской Республики, избранный на основе всеобщего равного  и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами Приднестровской Молдавской Республики, уполномоченный осуществлять законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, настоящим Конституционным законом и иными нормативными правовыми актами Приднестровской Молдавской Республики.

Депутат Верховного Совета Приднестровской  Молдавской Республики не может быть одновременно Президентом Приднестровской  Молдавской Республики, Вице-президентом  Приднестровской Молдавской Республики, судьей, прокурором, состоять на государственной службе, службе в органах местного самоуправления, быть депутатом иных представительных и выборных органов государственной власти и местного самоуправления.

Депутат Верховного Совета, работающий в Верховном Совете Приднестровской Молдавской Республики и его рабочих органах на постоянной профессиональной основе, не вправе занимать иные оплачиваемые должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Депутатом Верховного Совета не может быть гражданин, признанный в законном порядке судом виновным в совершении умышленного преступления, а также лицо, признанное в установленном законом порядке недееспособным.

    Конституционый закон ПМР «  О гражданстве» определяет:

Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Гражданство Приднестровской Молдавской Республики - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета Приднестровской Молдавской Республики, определяющий принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность прав и обязанностей и их защиту со стороны Приднестровской Молдавской Республики. Настоящий Конституционный закон призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции Приднестровской Молдавской Республики.

Гражданами  Приднестровской Молдавской Республики являются:

а) граждане бывшего СССР, которые на день образования  Приднестровской Молдавской Республики (2 сентября 1990 года) имели постоянное место жительства на ее территории;

б) дети, родившиеся на территории Приднестровской  Молдавской Республики, независимо от гражданства родителей;

в) лица, состоявшие в гражданстве Приднестровской  Молдавской Республики на дату вступления в силу настоящей редакции Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О гражданстве Приднестровской Молдавской Республики» или приобретшие гражданство в соответствии с ним.

   Конституционный Закон ПМР «  Об Уполномоченном по правам человека в ПМР» устанавливает правовые, организационные основы деятельности Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике, реализующего контрольные функции Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики в сфере соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Государственный контроль за соблюдением  конституционных прав и свобод человека и гражданина и защиту прав каждого  на территории Приднестровской Молдавской Республики на постоянной основе осуществляет Уполномоченный по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике (далее – Уполномоченный), который в своей деятельности руководствуется Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, настоящим Конституционным законом, иными законами Приднестровской Молдавской Республики, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Приднестровской Молдавской Республики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Постановления конституционного суда как источники конституционного права. 

 

Возникает вопрос о том, являются ли постановления Конституционного Суда источником конституционного права. Это очень непростой вопрос. При  этом ответ на него не должен подменяться  проблемой значимости и обязательности решений Конституционного Суда. Такие значимость и обязательность – бесспорные качества рассматриваемых актов, что не устраняет сомнений в нормативности постановлений органа конституционного контроля. Ведь романо-германская правовая система, к которой относится  ПМР, не допускает правотворческих функций судебных органов. Конституционный же Суд и по названию, и по месту в системе государственной власти относится к судебной ветви власти. Не вдаваясь в детали этого сугубо теоретического спора, следует заметить, что хотя творить право Суд не может, он оказывает существенное влияние на это право, выводя из правовой системы нормы, которые признаны неконституционными, а также толкуя нормы, прежде всего конституционные.

Конституционный суд  — орган конституционного контроля непризнанной ПМР. Образован 12 июня 2002 года на основании изменений, внесённых в Конституцию Приднестровья в 2000 году. До этого времени функцию органа конституционного контроля исполнял Верховный суд.

Конституционный суд  состоит из шести судей, назначаемых по два судьи Президентом, Верховным советом и съездом судей ПМР на 7 лет. Судьи при назначении должны быть в возрасте от 40 до 58 лет, иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности либо деятельности в области права не менее 10 лет. Председателя Конституционного суда из числа его судей назначает Верховный Совет.

Конституционный суд  гарантирует верховенство Конституции  Приднестровской Молдавской Республики, обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.

Конституционный суд  в части осуществления конституционного контроля разрешает дела о конституционности:

·                     законов Приднестровской Молдавской Республики (в том числе конституционных), а также правовых актов, принимаемых Верховным Советом;

·                     правовых актов Президента Приднестровской Молдавской Республики, министерств, ведомств и иных органов государственной власти, местного самоуправления в Приднестровской Молдавской Республике, в том числе в части необходимости разрешения споров о компетенции между органами различных ветвей государственной власти;

Информация о работе Понятие и виды источников конституционного права ПМР