Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа
Цель курсовой работы - комплексное структурно-логическое исследование основных источников конституционного права ПМР как отрасли права.
В связи с поставленной целью определились следующие задачи:
1. Дать понятие конституционного права ПМР и выделить основные виды его источников.
2. Определить место и роль международных правовых актов в системе источников конституционного права ПМР.
· международных договоров Приднестровской Молдавской Республики;
· правоприменительной практики;
· деятельности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления в части, принимаемых ими решений и правовых актов.
Порядок организации и деятельности Конституционного суда ПМР, соблюдаемые им процедуры и иные вопросы регулируются конституционным законом ПМР.
В целях обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Приднестровской Молдавской Республики, защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина на всей территории Приднестровской Молдавской Республики Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики:
а) в части осуществления
1) конституционных законов,
2) международных договоров
3) правоприменительной практики;
4) деятельности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления в части, принимаемых ими решений и правовых актов;
б) в части осуществления
1) о соблюдении установленного
порядка выдвижения обвинения
против лиц, занимающих высшие
государственные должности
2) о конституционности подписанных международных договоров Приднестровской Молдавской Республики до их ратификации или утверждения;
2) о конституционности
3) о противоречии конституционного закона, закона Приднестровской Молдавской Республики общепризнанным принципам и нормам международного права, правилам ратифицированного международного договора Приднестровской Молдавской Республики;
4) в иных случаях, оговоренных Конституцией Приднестровской Молдавской Республики;
в) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, по запросам судов проверяет соответствие закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, Конституции Приднестровской Молдавской Республики, рассматривает жалобы граждан на нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникших в результате применения закона, нормативного акта;
г)по запросам Президента Приднестровской Молдавской Республики, Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, Пленумов Верховного и Арбитражного судов Приднестровской Молдавской Республики, Прокурора Приднестровской Молдавской Республики, Уполномоченного по правам человека в Приднестровской Молдавской Республике разрешает дела о конституционности и осуществляет конституционный контроль в случаях и по вопросам, предусмотренным подпунктами а) и б) части первой настоящей статьи, дает общеобязательное толкование Конституции Приднестровской Молдавской Республики и конституционных законов Приднестровской Молдавской Республики;*
д) выступает с законодательной инициативой по вопросам, относящимся к его ведению.
Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики решает исключительно вопросы права.
Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
К полномочиям Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики не относятся вопросы о законности индивидуальных (ненормативных) актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также иные вопросы, отнесенные к компетенции судов общей юрисдикции.
Основаниями для принятия Конституционным судом Приднестровской Молдавской Республики решения о неконституционности правовых актов полностью либо в их отдельных частях являются:
а) несоответствие Конституции Приднестровской Молдавской Республики;
б) нарушение установленной Конституцией Приднестровской Молдавской Республики процедуры их рассмотрения, принятия или вступления их в силу;
в) превышение конституционных полномочий при их принятии.
Решения Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики обязательны на всей территории Приднестровской Молдавской Республики для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов. Финансирование Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики производится за счет республиканского бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме. В республиканском бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики средства, которыми Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики распоряжается самостоятельно.
Смета расходов Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.
Конституционный суд Приднестровской Молдавской Республики самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
Имущество, необходимое Конституционному суду Приднестровской Молдавской Республики для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является государственной собственностью.
Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного суда Приднестровской Молдавской Республики, установленных настоящим Конституционным законом, не допускается.
2.5. Указы и распоряжения президента как источники конституционного права.
Акты Президента можно отнести к источникам конституционного права в том случае, когда они являются, во-первых, нормативными, во-вторых, регулируют конституционно-правовые отношения1.
К источникам конституционного права относятся и правовые акты Правительства, содержащие конституционно-правовые нормы. Прежде всего, необходимо выделить правительственные постановления по конкретизации правового статуса граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, беженцев, вынужденных переселенцев. Значительную группу образуют постановления Правительства, связанные с регламентацией организационно-правотворческих и процедурных аспектов его деятельности, обеспечением взаимодействия Правительства ПМР с Президентом, другими государственными органами. Многие постановления издаются в целях конкретизации и детализации принятых законов и указов. Однако Правительство ПМР, в рамках своих полномочий может регламентировать общественные отношения, неурегулированные в законодательных актах[18].
В юридической литературе сходятся во мнении, что не являются источниками конституционного права ведомственные акты и акты органов местного самоуправления.
Указы и распоряжения Президента, с одной стороны, не должны противоречить Конституции (то есть они являются подзаконными актами), с другой стороны, они являются обязательными для исполнения на всей территории ПМР. По сложившейся конституционной практике Президент издаёт указы не только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Конституцией и федеральными законами, но и в случае обнаружения пробелов в законодательстве. По юридической силе акты Президента занимают промежуточное положение между законами и актами Правительства.
Президент обладает широкими полномочиями по отношению к исполнительной власти. Он играет решающую роль при формировании Правительства, назначает Председателя Правительства, по представлению Председателя Правительства назначает его заместителей и освобождает их от должности, утверждает структуру органов исполнительной власти. Президент может председательствовать на заседаниях Правительства, объявлять об отставке Правительства отменять постановления и распоряжения Правительства, приостанавливать действие актов органов исполнительной власти. Нормативные указы Президента обязательны для Правительства и других органов исполнительной власти. Это даёт основания рассматривать Президента "как верховного руководителя исполнительной власти, даже как её фактического главу"[19], многие исследователи последовательно придерживаются такого подхода и относят главу государства к исполнительной власти практически при любой форме правления.
Однако Президент обладает широкими полномочиями не только по отношению к исполнительной власти, но и в сфере законотворчества, по отношению к законодательной власти, а также некоторыми полномочиями в сфере непосредственной демократии, но последние носят преимущественно императивный характер. Он подписывает и обнародует законы (а также конституционные законы и конституционные поправки), принятые Собранием. При этом он обладает эффективным правом отлагательного вето в отношении законов (в отношении конституционных законов и конституционных поправок у него такого права нет). Президент обладает некоторыми квазисудебными полномочиями - проводит согласительные процедуры, осуществляет помилование.
2.6. Договоры, соглашения и декларации
Следует различать международные
договоры и соглашения, заключаемые
с другими суверенными
В ПМР в качестве источника права используются так же нормативные договоры, отличающиеся от обычных договоров, заключаемых в различных сферах деятельности (торговли, обмена и др.) тем, что в их состав входят правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех. То есть в отличие от договоров сделок, нормативный договор не носит персонифицированного характера.
Любой договор
с нормативным содержанием
-содержит норму общего характера;
- добровольность заключения;
-общность интересов;
-равенство сторон;
-согласие участников по всем существенным аспектам договора;
-эквивалентность и, как правило, возмездность;
-взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее
-выполнение принятых обязательств;
-правовое обеспечение.
Одним из видов договоров с нормативным
содержанием является международный
договор, который "представляет собой
выраженное соглашение между различными
субъектами международного права и, в
первую очередь, между государствами,
призванное регулировать возникшие между
ними отношения путем установления, прекращения
или изменения их взаимных прав и обязанно-стей.
Итак, сейчас большую роль в качестве источника права играют нормативные договоры, которые обладают различной юридической силой, при этом все нормативные договоры имеют большое значение, так как содержат норму права, регулирующие различные общественные отношения. Конечно же, высшей юридической силой обладают международные договоры, так как в них содержатся основополагающие нормы права.
Заключение.
По моему мнению, поставленные цели перед курсовой работой были достигнуты в полном объеме. В результате проведенной работы мы дали полную характеристику понятию, видам и правовым основам источников конституционного права ПМР. А также заострили внимание на Конституции ПМР как на одном из основных источников приднестровского конституционного права.
В процессе написания работы были решены следующие задачи: раскрыто общее понятие источника конституционного права как отрасли права; проанализированы общие виды источников конституционного права в ПМР; проанализирована роль закона как основного источника конституционного права ПМР.
Рассмотренные
положения в заключении
Источники конституционного
права – это факторы, на
основе которых формируется
Информация о работе Понятие и виды источников конституционного права ПМР