Понятие и виды источников права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:18, реферат

Описание работы

Право должно быть реальным и иметь внешнее выражение, т.е. определенную форму или источник, чтобы эффективно выполнять регулятивные, охранительные и другие свои функции.
Источник права можно образно представить как емкость, в которую помещаются нормы права, т.е. источники - это способы закрепления и существования норм. В данном случае имеется ввиду внешняя форма выражения государственной воли.

Содержание работы

Введение……………………………..………………………………….……..3
Глава 1. Понятие и виды источников (форм) права..……………………….4
1.1. Виды источников права..…………………….…….……………………..4
1.2. Правовой обычай как источник права……..……………………………5
1.3. Судебный и административный прецеденты…………………….……..6
1.4. Понятие нормативно-правового договора…………………...………….9
Глава 2. Нормативные акты как источники права……..…….……………10
2.1. Нормативные акты в системе законодательства .......…………………11
2.2. Признаки нормативно-правового акта……………………..…………12
2.3. Законы и подзаконные акты …....……………………………………...13
2.4. Иерархическая система нормативно-правовых актов
Глава 3. Иные источники права………………………………………………
Выводы по теме……………….……………………………………………..18
Решение ситуационной задачи……………………….……………………..21
Выводы по задаче…………………………………………………………...23
Использованная литература………………………………………………..24
Приложения: 1. Схема видов источников права – 01 стр.

Файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 71.72 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………..………………………………….……..3

Глава 1. Понятие и виды источников (форм) права..……………………….4

1.1. Виды источников права..…………………….…….……………………..4

1.2. Правовой обычай как источник права……..……………………………5

1.3. Судебный и административный  прецеденты…………………….……..6

1.4. Понятие нормативно-правового договора…………………...………….9

Глава 2. Нормативные акты как источники права……..…….……………10

2.1. Нормативные акты в системе законодательства .......…………………11

2.2. Признаки  нормативно-правового акта……………………..…………12

2.3. Законы и подзаконные акты …....……………………………………...13

2.4. Иерархическая система нормативно-правовых актов

Глава 3. Иные источники права………………………………………………

Выводы по теме……………….……………………………………………..18

Решение ситуационной задачи……………………….……………………..21

Выводы по задаче…………………………………………………………...23

Использованная литература………………………………………………..24

Приложения: 1. Схема видов  источников права – 01 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Право должно быть реальным и иметь внешнее выражение, т.е. определенную форму или источник, чтобы эффективно выполнять регулятивные, охранительные и другие свои функции.

Источник права можно образно  представить как емкость, в которую  помещаются нормы права, т.е. источники  - это способы закрепления и существования норм. В данном случае имеется ввиду внешняя форма выражения государственной воли.

Понятие источников (форм) права существует уже много веков и за свою историю оно претерпело множество изменений, так как по-разному толковалось и применялось правоведами всех стран.

В нашей стране источники права имеют большое значение для укрепления законности в правовом государстве, что особенно актуально в настоящее время. Совершенство источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества всех видов юридической практики. Юридическая практика в свою очередь руководствуется источниками права при решении юридических дел.

Актуальность данной темы обусловлена  тем, что теория государства и  права в нашей стране находится  на таком этапе своего развития, который требует критического переосмысления ряда ее категорий, выхода на новый  уровень исследований для того, чтобы  соединить достижения правовой науки  и смежных отраслей знания. Одной  из таких категорий, требующих углубленной  разработки относится и категория  «источники права».

Источники права играют огромную роль в правовой системе и требуют  широкого комплексного подхода к  их исследованию, позволяющего раскрыть историческую эволюцию, а также взаимообусловленность источников права и характера правоотношения.

 

 

Глава 1. Понятие и виды источников (форм) права

 

Источники права — это официально закрепленные формы внешнего выражения и закрепления правовых норм, придания им общеобязательного характера. Эти юридические источники именуют формами права. Поэтому весьма распространено использование выражения "источники (формы) права". 

Термин "источник права" очень многозначен. Под термином "источник права"понимаются: 
а) силы, творящие право. Например, источником права считают волю Бога, волю народа, правосознание, идею справедливости, государственную власть; 
б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства. Этот смысл источника права используется тогда, когда констатируют, что римское право послужило источником при подготовке гармоничного гражданского кодекса или, что труды ученого Котье использовались при разработке кодекса Наполеона; 
в) исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права. Например, о правовых памятниках как об источниках говорят, когда проводят исследования Русской правды, Соборного Уложения и т.д.; 
г) средства познания действующего права. Этот смысл источника права используется, когда говорят, что право можно познать из закона. 

Таким образом, источник (форма) права  – это способы придания официальной  юридической силы правилу поведения  и его внешнее официальное  выражение. Форма показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную норму права, в каком виде эта норма доводится до сознания людей.

 

    1. Виды источников права.

 

В правоведении различают следующие  виды источников права:

1.      Источник права  в материальном смысле;

2.      Источник права  в идеальном смысле;

3.      Источник права  в специальном юридическом смысле.

Источник права в материальном смысле – это материальные общественные отношения, обусловливающие содержание норм права, формы собственности  и т.п.. Материальные источники содержатся, прежде всего, в системе объективных потребностей общественного развития, в своеобразии данного способа производства, в базисных отношениях.

Однако общественные потребности  должны быть осознаны и скорректированы  законодателем в соответствии с  уровнем его правосознания и  политической ориентации. На его позицию  могут оказать влияние особенности  международной и внутриполитической обстановки, некоторые иные факторы. Все эти обстоятельства в своей  совокупности составляют источник права  в идеальном смысле. Таким образом, источником права в идеальном  смысле является совокупность юридических  идей, обусловливающих содержание норм права, т.е. правосознание.

Результат идеологического осознания  объективных потребностей общественного  развития посредством ряда правотворческих  процедур получает объективированное  выражение в юридических актах, которые являются юридическим источником права. В данном случае источник права в юридическом смысле и форма права совпадают по своему содержанию, т.е. этот источник – есть собственно форма права.

Названные три источника лишь в  самой общей форме показывают систему правообразующих факторов и механизм их воздействия на формирование права. В реальной же действительности эта система гораздо разнообразней. Она объединяет и экономические, и политические, и социальные, и национальные, и религиозные, и внешнеполитические, и иные обстоятельства.

Одни из них находятся вне  правовой системы, другие – внутри ее, обеспечивая правовой системе  внутреннюю согласованность и структурную упорядоченность. Они могут быть как объективные, не зависящими от воли и желания людей, так и субъективными, проявляющимися, например, в действиях политических партий, давлении определенных слоев населения, законодательной инициативе, лоббизме, участии экспертов и т.п. Причем степень влияния каждого из этих факторов на действующую правовую систему достаточно часто меняется.

 

    1. Правовой обычай как источник права

 

Правовой обычай - это вошедшее в привычку народа правило поведения, которому государство придает общеобязательное значение и гарантирует его соблюдение своей принудительной силой. Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального строя. Ряд юридических источников того времени представлял собой главным образом систематизированные записи наиболее важных правовых обычаев. Примером древних правовых обычаев являются такие источники рабовладельческого права, как Законы XII таблиц  (Древний Рим V в. до н. э.), Законы Драконта (Афины VII в. до н. э.) и др.

"Обычаи и их правовая форма,  которая устанавливается признанием, утверждением государством складывающихся  или сложившихся отношений, которым  следуют участники этих отношений  только потому, что так заведено, что им следуют все, - это мощное  регулятивное средство, которое  сохраняет свое значение и  в современных социальных условиях во многих странах". (1) Венгеров А.Б.  
            Обычаи были исполнены большого гуманистического и практического смысла в тех условиях. Например, был обычай, обязывающий брата поддерживать вдову умершего брата или жениться на ней, или обязанность сестры умершей жены заменить ее. Эти обычаи сохраняли свое значение и после появления государственности, поддерживались судебной системой, становились правовыми.

В этой связи в ряде стран к  двадцатому веку появились двойные юридические системы. С одной стороны действовало статутное право, регулировавшее семейные и брачные отношения, устанавливающее единобрачие, запрещавшее многоженство, а с другой - продолжало существовать и обычное право, имевшее прямо противоположные принципы и начала. И не всегда в таких "юридических сражениях" побеждает статутное право. Распространенной практикой для решения споров является нормативно-правовые акты обычного права.

В российском праве обычай выступает источником права лишь в случаях, допускаемых законом. Например, из обычая возникла норма конституционного права: начиная с 1936 года Сессии Верховного Совета открывались старейшим по возрасту депутатом. Эта обычная норма не была нигде записана очень долго, пока не вошла в регламент Верховного Совета, а далее – в Конституцию РФ 1993 года.

В современной России пример правового  обычая можно найти в ст. 5 ГК РФ, которая признает в качестве источника  гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области  предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное  законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Для определения обычая делового оборота  необходимо наличие названных в  ст.5 признаков:

а) сложившегося, т.е. устойчивого и достаточно определенного в своем содержании,

б) широко применяемого,

в) не предусмотренного законодательством  правила поведения,

г) в какой-либо области предпринимательства.

Названные признаки, в особенности  критерий широкого применения, могут  вызывать при разрешении практических вопросов неясности, которые в случае спора должны разрешаться судом. Областью предпринимательства может быть и отрасль экономики, и отдельная ее подотрасль, или межотраслевые обычаи делового оборота.

Для локальных обычаев делового оборота, действующих в крупных территориальных регионах, характерно развитие и распространение предпринимательской деятельности определенного вида (текстильной, угледобывающей и т.д.).

Например, компания ОАО «Ростелеком» применяет локальные обычаи делового оборота во всех своих подразделениях на территории России.

Обычай, который получает молчаливое или специальное признание в  международных, межгосударственных отношениях, также играет большую регулятивную роль. Например, дипломатический этикет, а также Кодекс торгового мореплавания, который обязывает капитанов судов подчиняться обычаям портов стоянки (ст.134 КТМ РФ устанавливает: «Срок, в   течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется   соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту погрузки»). 

Правовой обычай отличается определённостью  правила поведения, непрерывным  и единообразным характером его  соблюдения.

Обычаи, противоречащие государственно-властвующей  политике, общечеловеческой морали запрещаются  законом. Государство соглашается признавать и защищать только те обычаи, которые считает полезным для себя.

    1. Судебный и административный прецеденты.

Судебный прецедент – это  правовой акт, представляющий собой  судебное или административное решение  по конкретному делу, являющееся обязательным для судов при решении аналогичных  дел.

Судебные прецеденты устраняют  пробелы действующего законодательства и определяют практику его применения.

Родиной судебного прецедента считается Англия, но он появился гораздо раньше. Судебный прецедент признавался источником права еще в Древнем Риме. Первоначально прецедент был обязательным для магистрата, вынесшего такое решение, на время пока он занимал данную должность. Постепенно правила, сформулированные преторами, сложились в систему обязательных правил - преторское право. Многие институты римского права сложились на базе судебных решений.

Судебный прецедент постепенно теряет свое значение, играя главную роль только в Англии, США и других странах, где получило распространение англосаксонское общее право (англо-саксонская правовая семья).

Критики признания судебного прецедента источником права ссылаются на то, что решений судей по конкретным делам накапливается с течением времени такое количество, что  неспециалист не в состоянии ориентироваться  в море этих юридических документов, что здесь возможен произвол и  злоупотребление должностных лиц.

Сторонники прецедентного права критикуют нормативные системы за консерватизм, неспособность адекватно и вместе с тем оперативно реагировать на события, происходящие в жизни общества.

Отечественная юридическая наука, в частности С.С.Алексеев, считает, что судебный прецедент не может  быть полноценным источником права. Он не должен устанавливать первоначальные нормы, вносить дополнения и исправления  в общие нормативные предписания. Его роль чисто служебная, вспомогательная  – конкретизировать в процессе толкования юридические нормы с учетом данной обстановки в рамках применения права.

В российской правовой системе элементы прецедентного права имеют место, когда руководящие разъяснения Конституционного, Верховного и Арбитражного судов являются основой решений конкретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами.

Информация о работе Понятие и виды источников права