Понятие и виды источников права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:18, реферат

Описание работы

Право должно быть реальным и иметь внешнее выражение, т.е. определенную форму или источник, чтобы эффективно выполнять регулятивные, охранительные и другие свои функции.
Источник права можно образно представить как емкость, в которую помещаются нормы права, т.е. источники - это способы закрепления и существования норм. В данном случае имеется ввиду внешняя форма выражения государственной воли.

Содержание работы

Введение……………………………..………………………………….……..3
Глава 1. Понятие и виды источников (форм) права..……………………….4
1.1. Виды источников права..…………………….…….……………………..4
1.2. Правовой обычай как источник права……..……………………………5
1.3. Судебный и административный прецеденты…………………….……..6
1.4. Понятие нормативно-правового договора…………………...………….9
Глава 2. Нормативные акты как источники права……..…….……………10
2.1. Нормативные акты в системе законодательства .......…………………11
2.2. Признаки нормативно-правового акта……………………..…………12
2.3. Законы и подзаконные акты …....……………………………………...13
2.4. Иерархическая система нормативно-правовых актов
Глава 3. Иные источники права………………………………………………
Выводы по теме……………….……………………………………………..18
Решение ситуационной задачи……………………….……………………..21
Выводы по задаче…………………………………………………………...23
Использованная литература………………………………………………..24
Приложения: 1. Схема видов источников права – 01 стр.

Файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 71.72 Кб (Скачать файл)

Возможно, с развитием и укреплением судебной системы в России, судебный и административный прецеденты получат новый импульс в своем развитии. Прецедентное право станет признанным источником права, что позволит судебной системе быть более гибкой.

Источником права также может быть административный прецедент, например, в сфере управленческой деятельности государства.

    1. Понятие нормативно - правового договора

Нормативно - правовой договор признается во всех правовых системах как источник норм права. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов.

Нормативно-правовой договор - это соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила, из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права). Как правило, хотя бы одной из сторон в нормативно - правовом договоре выступает государство или его часть.

Наибольшее значение договор, как источник права имеет для международного и конституционного права, с развитием рыночных отношений получает распространение в сфере гражданского и трудового права.

Нормативно - правовой договор считается перспективным источником юридических норм.

Глава 2.  Нормативные акты как источники права

 

Нормативный акт является наиболее распространенным и первостепенным источником права для всех стран, включаемых в систему «писаного  права».

Нормативный акт обозначает любой акт, содержащий нормативные  предписания. Это могут быть как  нормативные предписания правового  характера, так и иные нормативные  предписания, например, уставы политических партий, иных видов общественных объединений - все это виды нормативных актов.

 

2.1. Нормативные акты в системе законодательства

 

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых  преимуществ.

  1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части

изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

В результате они лучше  других источников права соответствуют  потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники. Это качество нормативных актов  называется оперативностью и соответствует  такому свойству права как динамизм.

  1. Нормативные акты определенным образом систематизированы.

Нормативные акты издаются в соответствии с потребностями  той или иной отрасли права, либо же освещают определенный круг однотипных общественных отношений, т.е. соответствуют  в той или иной степени системе  права. Это позволяет беспрепятственно пользоваться нормативным материалом по мере необходимости, облегчает поиск  нужных нормативных предписаний, помогает избегать противоречий, возможных в  отдельных нормативных предписаниях.

Эти качества нормативного акта соответствуют такому свойству права как системность.

 

  1. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание

правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать  произвольного толкования и применения норм.

Благодаря определенным правилам изложения, нормативный акт содержит точные, лаконичные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права как формальная определенность.

4. Нормативные акты поддерживаются  государством, им охраняются. В случае  нарушения положений нормативных  актов нарушители преследуются  и наказываются на основании  закона.

Нормативные акты в совокупности образуют единую систему законодательства. Каждый нормативный акт имеет  свое определенное место в иерархии нормативного материала, связан с иными  актами, рассчитан на комплексное  применение правовых актов.

Все источники права могут  быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием  разграничения юридических актов  и означает лишь то, что юридические  документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные  государством.

Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку  механизм государства имеет разветвленную  структуру органов с определенными  правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются  с помощью издания юридических  актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых  содержатся в источниках,

Как видно из изложенного, в любом современном государстве  источники права (и прежде всего  законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и  прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических  актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

Итак, нормативный акт  — это официальный документ, созданный  компетентными органами государства  и содержащий общеобязательные юридические  нормы (правила поведения).

 

    1. Понятие и признаки нормативно-правового акта

Разновидностью нормативных актов  является нормативно-правовой акт, он включает в себя только нормативные  предписания правового характера.

Основным критерием классификации  нормативно-правовых актов является юридическая сила нормативного акта.

Юридическая сила нормативно-правового  акта - это технико-юридическая характеристика, выражающая степень его подчиненности  иным нормативным актам, его место  в иерархии нормативных актов, которая  зависит от места государственного органа, принявшего этот акт, в системе  органов государства.

Нормативно-правовой акт государственных  органов - это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.

Он специально создан для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права. По сравнению с другими источниками права нормативно - правовой акт имеет ряд преимуществ.

Нормативно-правовые акты обладают как  общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов.

Общие признаки нормативно-правовых актов как разновидности правовых актов:

- имеют государственно-властную природу,

- исходят от компетентных органов государства,

- существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами,

- обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения.

Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение  или отмену норм права - в этом их специфический признак.

Также нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости.

 

2.3. Законы и подзаконные акты

 

В зависимости от юридической силы все нормативно - правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Все эти акты образуют иерархическую систему, во главе которой стоит Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Юридическая сила акта зависит от места издавшего его органа в системе органов государства.

На сегодняшний день закон является ведущим источником права в РФ.

Высшая юридическая сила закона определяет его характеристики как  источника права. Это означает, что нормы права, содержащиеся в иных правовых источниках, могут действовать и применяться только в том случае, если:

- данное отношение не урегулировано  законом;

- иные источники права не  противоречат закону;

- ссылка на любые другие источники  права в данном случае допускается  законом. 

При наличии всех перечисленных  условий для разрешения конкретного  юридического дела привлекаются нормы  права, содержащиеся в иных официальных  источниках. Соотношение закона и  иных источников права выражается в  том, что использование любых  источников права, помимо закона, возможно лишь в том случае, если это разрешается  законом. В противном случае используемые нормы не будут считаться правовыми, а, следовательно, и не будут иметь  юридического значения.

 

2.4. Иерархическая система нормативно-правовых актов

 

В общем виде иерархическую систему  нормативно-правовых актов России можно  представить следующим образом:

- 1) Конституция (Основной закон);

- 2) федеральные законы;

- 3) указы Президента;

- 4) постановления Правительства;

- 5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

- а) международные договоры России;

-б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Рассмотрим эти виды нормативно-правовых актов подробнее.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего  законодательства России. Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права.

Верховенство ее в системе нормативных  актов Российского государства  определяется следующим:

1) Конституция принята на референдуме  в результате свободного волеизъявления  всего народа;

2) Конституция устанавливает основные  начала, принципы, нормы общественного  и государственного строя; 

3) Конституция содержит перечень  основных прав человека и фиксирует  структуру и компетенцию высших  органов государственной власти  и управления;

4) Конституция принимается, изменяется  в результате соблюдения усложненной  процедуры правотворчества.

Федеральные законы принимаются в  Российской Федерации Государственной  Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной  инициативы) заключается в его  подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.Особая группа федеральных законов - конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы.

В отличие от этого, например, такой  важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом  РФ.

Для всех видов законов официальной  является публикация полного их текста в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации".

Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в  силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении  десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.

В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов.

Такие законы не могут противоречить  федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.

Правовое регулирование в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т. е. подзаконными актами.

Информация о работе Понятие и виды источников права