Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:18, реферат
Право должно быть реальным и иметь внешнее выражение, т.е. определенную форму или источник, чтобы эффективно выполнять регулятивные, охранительные и другие свои функции.
Источник права можно образно представить как емкость, в которую помещаются нормы права, т.е. источники - это способы закрепления и существования норм. В данном случае имеется ввиду внешняя форма выражения государственной воли.
Введение……………………………..………………………………….……..3
Глава 1. Понятие и виды источников (форм) права..……………………….4
1.1. Виды источников права..…………………….…….……………………..4
1.2. Правовой обычай как источник права……..……………………………5
1.3. Судебный и административный прецеденты…………………….……..6
1.4. Понятие нормативно-правового договора…………………...………….9
Глава 2. Нормативные акты как источники права……..…….……………10
2.1. Нормативные акты в системе законодательства .......…………………11
2.2. Признаки нормативно-правового акта……………………..…………12
2.3. Законы и подзаконные акты …....……………………………………...13
2.4. Иерархическая система нормативно-правовых актов
Глава 3. Иные источники права………………………………………………
Выводы по теме……………….……………………………………………..18
Решение ситуационной задачи……………………….……………………..21
Выводы по задаче…………………………………………………………...23
Использованная литература………………………………………………..24
Приложения: 1. Схема видов источников права – 01 стр.
Возможно, с развитием и укреплением судебной системы в России, судебный и административный прецеденты получат новый импульс в своем развитии. Прецедентное право станет признанным источником права, что позволит судебной системе быть более гибкой.
Источником права также может быть административный прецедент, например, в сфере управленческой деятельности государства.
Нормативно - правовой договор признается во всех правовых системах как источник норм права. Однако нужно отличать договор как источник права (нормативный договор) от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи в гражданском праве), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов.
Нормативно-правовой договор - это соглашение субъектов права, которое содержит новые юридические правила, из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права). Как правило, хотя бы одной из сторон в нормативно - правовом договоре выступает государство или его часть.
Наибольшее значение договор, как источник права имеет для международного и конституционного права, с развитием рыночных отношений получает распространение в сфере гражданского и трудового права.
Нормативно - правовой договор считается перспективным источником юридических норм.
Глава 2. Нормативные акты как источники права
Нормативный акт является наиболее распространенным и первостепенным источником права для всех стран, включаемых в систему «писаного права».
Нормативный акт обозначает
любой акт, содержащий нормативные
предписания. Это могут быть как
нормативные предписания
2.1. Нормативные акты в системе законодательства
Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.
изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.
В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники. Это качество нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права как динамизм.
Нормативные акты издаются
в соответствии с потребностями
той или иной отрасли права, либо
же освещают определенный круг однотипных
общественных отношений, т.е. соответствуют
в той или иной степени системе
права. Это позволяет беспрепятственно
пользоваться нормативным материалом
по мере необходимости, облегчает поиск
нужных нормативных предписаний, помогает
избегать противоречий, возможных в
отдельных нормативных
Эти качества нормативного акта соответствуют такому свойству права как системность.
правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.
Благодаря определенным правилам изложения, нормативный акт содержит точные, лаконичные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права как формальная определенность.
4. Нормативные акты
Нормативные акты в совокупности образуют единую систему законодательства. Каждый нормативный акт имеет свое определенное место в иерархии нормативного материала, связан с иными актами, рассчитан на комплексное применение правовых актов.
Все источники права могут
быть классифицированы на две группы:
нормативно-правовые акты (законы, указы,
постановления, инструкции, договоры)
и иные источники права ненормативного
характера (правовые обычаи, судебные
прецеденты и решения). В данном случае
нормативность выступает
Нормативно-правовые акты:
а) дифференцированы, поскольку
механизм государства имеет
б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;
в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках,
Как видно из изложенного,
в любом современном
Итак, нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).
Разновидностью нормативных
Основным критерием
Юридическая сила нормативно-правового
акта - это технико-юридическая
Нормативно-правовой акт государственных органов - это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и направленный на возникновение, изменение или отмену норм права.
Он специально создан для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права. По сравнению с другими источниками права нормативно - правовой акт имеет ряд преимуществ.
Нормативно-правовые акты обладают как общими признаками, характеризующими все правовые акты, так и специфичными, отличающими их от иных видов правовых актов.
Общие признаки нормативно-правовых актов как разновидности правовых актов:
- имеют государственно-властную природу,
- исходят от компетентных органов государства,
- существуют в форме официальных документов со всеми необходимыми атрибутами,
- обязательны для исполнения и поддерживаются силой государственного принуждения в случае их нарушения.
Кроме этого, нормативно-правовые акты направлены на возникновение, изменение или отмену норм права - в этом их специфический признак.
Также нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости.
2.3. Законы и подзаконные акты
В зависимости от юридической силы все нормативно - правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Все эти акты образуют иерархическую систему, во главе которой стоит Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Юридическая сила акта зависит от места издавшего его органа в системе органов государства.
На сегодняшний день закон является ведущим источником права в РФ.
Высшая юридическая сила закона определяет его характеристики как источника права. Это означает, что нормы права, содержащиеся в иных правовых источниках, могут действовать и применяться только в том случае, если:
- данное отношение не
- иные источники права не противоречат закону;
- ссылка на любые другие
При наличии всех перечисленных условий для разрешения конкретного юридического дела привлекаются нормы права, содержащиеся в иных официальных источниках. Соотношение закона и иных источников права выражается в том, что использование любых источников права, помимо закона, возможно лишь в том случае, если это разрешается законом. В противном случае используемые нормы не будут считаться правовыми, а, следовательно, и не будут иметь юридического значения.
2.4. Иерархическая система нормативно-правовых актов
В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:
- 1) Конституция (Основной закон);
- 2) федеральные законы;
- 3) указы Президента;
- 4) постановления Правительства;
- 5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют:
- а) международные договоры России;
-б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.
Рассмотрим эти виды нормативно-правовых актов подробнее.
Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права.
Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим:
1) Конституция принята на
2) Конституция устанавливает
3) Конституция содержит перечень
основных прав человека и
4) Конституция принимается,
Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.Особая группа федеральных законов - конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы.
В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.
Для всех видов законов официальной является публикация полного их текста в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации".
Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.
В соответствии с Конституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов.
Такие законы не могут противоречить федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.
Правовое регулирование в