Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 13:18, реферат
Право должно быть реальным и иметь внешнее выражение, т.е. определенную форму или источник, чтобы эффективно выполнять регулятивные, охранительные и другие свои функции.
Источник права можно образно представить как емкость, в которую помещаются нормы права, т.е. источники - это способы закрепления и существования норм. В данном случае имеется ввиду внешняя форма выражения государственной воли.
Введение……………………………..………………………………….……..3
Глава 1. Понятие и виды источников (форм) права..……………………….4
1.1. Виды источников права..…………………….…….……………………..4
1.2. Правовой обычай как источник права……..……………………………5
1.3. Судебный и административный прецеденты…………………….……..6
1.4. Понятие нормативно-правового договора…………………...………….9
Глава 2. Нормативные акты как источники права……..…….……………10
2.1. Нормативные акты в системе законодательства .......…………………11
2.2. Признаки нормативно-правового акта……………………..…………12
2.3. Законы и подзаконные акты …....……………………………………...13
2.4. Иерархическая система нормативно-правовых актов
Глава 3. Иные источники права………………………………………………
Выводы по теме……………….……………………………………………..18
Решение ситуационной задачи……………………….……………………..21
Выводы по задаче…………………………………………………………...23
Использованная литература………………………………………………..24
Приложения: 1. Схема видов источников права – 01 стр.
2.5. Нормативно-правовые акты Президента Российской федерации.
Президент - глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством.
Нормативно-правовые акты Правительства.
Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов резидента РФ.
Нормативно-правовые акты министерств
и иных федеральных органов
Акты этой группы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.
Нормативные акты министерств и
иных федеральных органов
В соответствии с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.
Регистрация в Минюсте РФ необходима для проверки законности нормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности.
На указанные акты нельзя ссылаться судам при разрешении споров. Такое правило является результатом борьбы юристов многих поколений за демократизм принятия и применения ведомственных правовых актов, субъектами исполнения которых являются прежде всего граждане. Более того, согласно Правилам подготовки ведомственных нормативных актов, утвержденным Правительством РФ 23 июля 1993г, на центральные органы федеральной исполнительной власти возложена обязанность доводить принятые ими ведомственные нормативные акты до сведения соответствующих органов государственного управления РФ, предприятий, организаций, учреждений.Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в газете "Российские вести" либо в "Бюллютене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".
Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные нормативные акты. Органы власти и управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу. В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых регионах - правительство) вправе принимать постановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.Общим для всех видов подзаконных актов Российской Федерации является то обстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т. е. граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства. На принимаемые правовые решения ориентируются граждане, должностные лица и организации. Среди подзаконных актов существует своя иерархия, производная от иерархии административной. Так, постановление федерального Правительства имеет большую юридическую силу, чем аналогичное постановление министерства, правительства области, главы администрации города.Существуют также локальные акты государственных и негосударственных учреждений и организаций различных форм собственности. Для законного оформления, юридической институционализации эти организации создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе которых осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов и в большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти. Например, устав общества с ограниченной ответственностью (либо иной аналогичной организации) приобретает юридическую силу только после регистрации в государственных органах власти.Общественные отношения могут быть урегулированы и такими источниками права, как договор и обычай, санкционированный государством. Нормативный договор. Договор - эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение он имеет в отношениях Между государствами. Однако в не меньшей степени договор важен и как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и имущественного оборота.С юридической точки зрения, договор, как правило, представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В условиях становления в Российской Федерации рыночной экономики роль договора как инструмента саморегулирования значительно возрастает. Свобода и равенство сторон предполагают свободное вступление в договорные отношения без какого-либо административного диктата. Содержанием договора поэтому являются взаимоустановленные юридические права и обязанности. Договор заключается на следующих принципах: 1) равенства; 2) автономии (независимости) сторон и их свободного волеизъявления; 3) имущественной ответственности за нарушение обязательства.Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора - чтобы он не противоречил действующему законодательству. Может сложиться впечатление, что правовое регулирование института договора в российском законодательстве отсутствует. Однако это не так. Один из важнейших юридических документов нашего государства - Гражданский кодекс - посвятил договору три главы.Условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим юридическую силу. Вместе с этим законодатель установил юридический приоритет договора над законом, принятым после заключения договора (п. 2 ст. 422 ГК РФ).
В настоящее время в Российском государстве единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет, обычая тоже нет, хотя исключения имеются.
Правовая доктрина.
Это используемые в некоторых странах
при наличии пробела в законодательстве,
отсутствии соответствующего прецедента,
положения из работ известных учёных для
юридического решения возникшего спора,
имеющего правовое значение.
В качестве источника права может выступать юридическая доктрина - правовые теории, учения о праве). Существенное значение она имела для права Древнего Рима. Наиболее известным римским юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные для судов. В настоящее время доктрина признается источником норм в мусульманском праве. В Англии судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды ученых. Во многих странах как континентального, так и общего права, источником норм являются общие принципы права.
ВЫВОДЫ
В свете вышеизложенного
можно сделать вывод, что источники
права имеют исключительно
В современной России формируются правовое государство и новое политическое мышление. Право рассматривается как общечеловеческая ценность. Но все же Российская система источников права далека от совершенства. Так, не всегда обеспечивается принцип верховенства закона, возникают случаи противоречия норм содержащихся
В современных же
условиях, когда в России формируются
правовое государство и новое
политическое мышление, право начинает
рассматриваться как
В настоящее время, когда Россия стоит на пути построения правового государства необходима критическая переоценка системы источников права в нашей стране. От качества этой системы источников права в нашей стране. От качества этой системы права зависит точность законности в государстве.
Изучив современную литературу по теории государства и права и нормативный материал можно сделать вывод, что сейчас преодолеваются прежние односторонние подходы к изучению проблемы источников права, существовавшие в советский период.
В современных условиях в качестве источников, имеющих реальное значение в разных странах, стали признаваться: судебный прецедент, правовой обычай, юридическая наука и принципы права.
Но все же остаются и спорные вопросы, например, вопрос о признании в качестве источника права в Российской Федерации судебного прецедента и постановлений Конституционного суда РФ. По моему мнению Россия еще к этому не готова, так как в этой области не достаточно юридического опыта и не сформированы юридические традиции. Но самое главное для того, чтобы признать к России в качестве источника права судебную практику нужно первоначально сформировать соответствующее правосознание у граждан и в частности у судей. К тому же необходимо создать в России действительно независимые суды, и только тогда возможно будет говорить о придании прецеденту в нашей стране такой же юридической силы как и закону.
К тому же чтобы стать источником права в РФ судебная практика должна быть признана в качестве такового со стороны государства, но до сих пор этого не произошло.
Но для того, чтобы система источников права в нашей стране стала более динамичной и развитой необходимо признание в качестве источников принципов права, правовых обычаев, юридической науки и возможно в будущем и судебного прецедента.
Увы, уровень цивилизованности системы источников в России остается низким. С целью повышения данного уровня нужно:
обеспечит реальное верховенство закона (так как именно он в России является наиболее важным источником и обладает высшей юридической силой);
избавиться от негативных особенностей командно-административной системы, которая существовала при советской власти;
обеспечить оптимальное соотношение законодательства РФ и ее субъектов.
Юридическая наука должна своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовывать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права.
Каковы же пути усовершенствования непосредственно источников права в современном правовом государстве? На наш взгляд, для усовершенствования источников необходимо полнее учесть юридические традиции, осветить юридический опыт стран, имеющих многовековой опыт исторического развития, а также учесть условия реальной жизни на данном этапе развития государства и права.
Для того, чтобы реально влиять на формирование и поддержание законности в государстве источники права должны выражать нормативно закрепленную волю граждан; закреплять и обеспечивать политическую власть народа и служить его интересам: утверждать приоритетное значение наиболее демократических форм.
Новейшей тенденцией в развитии источников права свидетельствует об активной интеграции в национальные правовые системы и системы источников права норм международного права. Это является положительным моментом, так как нормы международного права содержат наиболее демократические положения, что особенно актуально в нашей стране.
Источники права содержат нормы, регулирующие разные общественные отношения и поэтому они должны стать более доступными широким слоям населения, так как именно из первоисточника граждане узнают о своих правах и свободах, а также о тех требованиях, которые предъявляет к ним общество и государство.
Итак, в можно
сказать, что сейчас все демократические
государства оказывают
Схема видов нормативно правовых- актов
Список использованной литературы
1. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - М.,2001
2. Теория государства и права: учебник / Л.А. Морозова.- Изд. 3-е, перераб. и доп. - М., 2008
3. Нарсесянц В.С.Общая теория права и государства: учебник для ВУЗов.- М., 2001
4. Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. - М., 2003
5. Теория государства и права: учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М., 2002
6. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - М., 2004
Поляков А. В. Введение в общую теорию
права и государства. Курс лекций. Лекция15.- С.364.
2. Алексеев С.С. Общая теория права. – М., 1981 Т. II
Литература
к темам 15, 16, 17
Верховенство
права. - М., 1992.
Зивс С.Л. Источники
права. - М., 1991.
Керимов Д.А.
Культура и техника законодательства.
- М., 1991.
Конституция,
закон, подзаконный акт. - М., 1994.
Нерсесянц B.C.
Право и закон. - М., 1983.
Проблемы законотворчества
Российской Федерации. - М., 1993.
Поленина С.В.,
Сильченко Н.В. Научные основы типологии
нормативно-правовых актов в СССР. - М.,
1987.
Тихомиров Ю.А.
Теория закона. - М., 1982.
Тихомиров Ю.А.
Действие закона. - М., 1992.
Приложение 1