Понятие и виды пособий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Социальная сфера охватывает многие стороны челове¬ческого бытия. Ключевым моментом его развития являет¬ся повышение жизненного уровня людей. Понятие «уро¬вень жизни» имеет широкое и узкое толкование. В широ-ком смысле уровень жизни - это комплексная характери¬стика внимания общества к человеку.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Правовые основы социального обеспечения в РФ 6
Глава II. Понятие и виды пособий по праву социального обеспечения 11
§ 1. Понятие пособий по праву социального обеспечения 11
§ 2. Виды пособий по праву социального обеспечения 14
Заключение 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

Файлы: 1 файл

понятие и выды пособий по псо.docx

— 89.22 Кб (Скачать файл)

За последние 20 лет система пособий по социальному  обеспечению в силу различных  социально-экономических причин подвергалась изменениям, которые учтены в формулировании понятия пособия современными российскими  учеными-юристами. Так, М.Л. Захаров  и Э.Г. Тучкова понимают под социальными  пособиями выплаты, производимые гражданам  в установленных законом случаях  ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью  либо частично временно утраченного  заработка или оказания материальной поддержки12.

Другие исследователи (М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева) под пособиями понимают денежные выплаты, назначаемые гражданам  ежемесячно, периодически либо единовременно  в установленных законодательством  случаях с целью возмещения утраченного  заработка либо оказания дополнительной материальной помощи13.

В.Н. Толкунова  предложила определение пособия  как ежемесячной, периодической  или разовой выплаты, заменяющей потерянный гражданином заработок  или дополняющей его при повышенных расходах, производимой из государственных  и муниципальных средств, фондов государственного социального страхования  и других источников в размере  и порядке, которые установлены  законодательством14.

По мнению Е.Е. Мачульской, социально-страховые  пособия - это краткосрочная или  единовременная возмездно-неэквивалентная  выплата, назначаемая в целях  возмещения утраченного заработка  или трудового дохода либо частичной  компенсации расходов лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию за счет средств внебюджетных фондов15.

В.П. Галаганов  определяет социальные пособия как  гарантированные денежные выплаты, предоставляемые гражданам за счет государственных средств в целях  их материального обеспечения в  связи с утратой заработка (или  иного дохода) по причине временной  нетрудоспособности, беременности и  родов, отсутствием заработка (или  иного дохода) вследствие безработицы; оказания единовременной помощи при  определенных обстоятельствах; материальной поддержки гражданам, имеющим детей, и в других случаях, указанных  в законодательстве16.

Н.Л. Смирнова предлагает понимать под пособиями  денежные выплаты, отличные от пенсий, компенсаций и субсидий, сохраняющие  в определенных случаях (для пособий  за счет госбюджета) алиментарный характер, ограниченные временными рамками (единовременные, ежемесячные, периодичные), выплачиваемые  в установленных случаях с  целью поддержания прежнего материального  положения лица (возмещение утраченного  заработка, дополнительных расходов), назначаемые с учетом участия  в той или иной форме занятости  за счет средств внебюджетных фондов, госбюджета, муниципальных средств  и средств работодателя в размерах, соотносимых с заработком или  в твердо установленных суммах17.

Сравнение определений  пособий советского и нынешнего  периодов позволяет сделать вывод  о том, что в настоящее время  не выделяются следующие признаки пособий: 1) алиментарный характер; 2) предоставление за счет общественных фондов потребления (фондов социального обеспечения); 3) обусловленность пособий наличием связи с общественно полезной деятельностью; 4) соизмеримость размера  пособия с размером заработка либо установление его в твердой денежной сумме. В то же время некоторым современным пособиям присущи те признаки, которые были характерны и для советских пособий: 1) продолжительность выплаты; 2) целевая направленность; 3) законодательная закрепленность.

И.В. Гущин  определил пособие по праву социального  обеспечения как «ежемесячную или  единовременную денежную выплату алиментарного характера из общественных фондов потребления, предусмотренных для нетрудоспособных в качестве помощи государства с целью:

•   восполнить утраченный ими заработок в связи  с временным освобождением от выполнения трудовой функции по причине болезни, беременности и родов, необходимости переквалификации;

•   покрыть, восполнить дополнительные расходы  граждан, вызванные такими событиями  и обстоятельствами, как рождение ребенка, смерть работника или члена его семьи, многодетность, рождение ребенка одинокой матерью и его воспитание;

•   предоставить гражданам средства к жизни в  связи с утратой ими источников средств существования18.

Данное определение, на наш взгляд, более точное, так  как охватывает все аспекты понятия  пособий по праву социального обеспечения и круг лиц, имеющих право на пособия.

Действительно, по своему целевому назначению пособия по социальному обеспечению являются помощью в предусмотренных законодательством случаях. При этом помощь в одних случаях восполняет заработок, утраченный лицом по причине, признанной обществом уважительной, в других случаях пособие имеет цель покрыть, восполнить дополнительные расходы, возникающие у семьи в связи с наступлением таких событий и обстоятельств, к которым государство не может оставаться равнодушным. В-третьих случаях пособия выплачиваются гражданам с целью предоставить им средства к жизни в связи с утратой ими источников средств существования.

Принимая  во внимание указанные выше признаки, можно предложить следующее определение  понятия пособия как вида социального обеспечения.

Пособия - это ежемесячные, периодические  или единовременные денежные выплаты (как правило, алиментарного характера), производимые как отдельным гражданам, так и семьям в целях частичного либо полного возмещения потерянного  заработка, а также оказания материальной поддержки в связи с обстоятельствами, признаваемыми обществом социально - значимыми, на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Юридическое  значение пособий

Пособия выплачиваются  за счет средств государственного социального страхования из Фонда социальной защиты населения, Государственного фонда содействия занятости, за счет средств государственного и местного бюджета, а отдельные виды пособий — за счет собственных средств хозяйствующих субъектов.

Для пособий  характерна своя специфика юридических  фактов, при наступлении которых  возможно обеспечение граждан пособиями. В качестве юридических фактов выступают такие события, как рождение ребенка, смерть самого работника или члена его семьи, инвалидность, многодетность, рождение ребенка у одинокой матери, призыв на срочную службу в состав Вооруженных Сил лиц, у которых есть несовершеннолетние дети, временная нетрудоспособность, беременность и роды и другие.

Социальная  природа возместительных пособий  заключается в возмещении утраченного заработка за определенный отрезок времени (это пособия по беременности и родам, по временной нетрудоспособности и др.). Ко второй группе относятся пособия, представляющие собой либо компенсацию повышенных расходов (в связи с рождением ребенка), либо компенсирующие полное отсутствие источников дохода, оказываемые в порядке социальной помощи (детям военнослужащих срочной службы, детям-инвалидам).

Кроме того, необходимым  критерием для характеристики пособий как вида социального обеспечения являются финансовые источники их выплаты.

Источниками, гарантирующими выплату различных видов пособий, являются:

  • Фонд социальной защиты населения;
  • Государственный фонд содействия занятости;
  • республиканский и местные бюджеты.

Различия  в правовых статусах самих источников связаны как с особенностями формирования средств того или иного из них, так и с субъектным составом, обеспечиваемым за счет средств конкретного источника.

Анализируя  природу пособий как вида социального  обеспечения, необходимо также учитывать  и их нормативную базу.

Развивающиеся рыночные отношения привнесли в  нашу жизнь такие новые явления, как, например, благотворительность, помощь различных фондов, организаций, в том числе международных. Зачастую они ставят перед собой задачи помощи в денежной форме и реализуют их как на разовой, так и на периодической основе. Вместе с тем, данные выплаты не могут быть отнесены к какому-либо из видов социального обеспечения, поскольку отсутствие нормативной базы и соответственно обязанного субъекта не позволяют гражданину требовать предоставления этой помощи.

Говоря о  пособиях как о самостоятельном  виде социального обеспечения, мы должны прежде всего выделить такой их признак, как гарантированность со стороны  государства, не исключая возможности  получения пособий в рамках социального  партнерства.

 

 

Глава II. Виды пособий в системе права социального обеспечения

§ 1. Классификация пособий

Многочисленные виды пособий классифицируются по разным основаниям:

1. по целевому назначению – выделяются пособия, цель которых компенсировать полностью или хотя бы частично временно утраченный заработок, и пособия, цель которых – оказать помощь в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств (пособие по беременности и родам, пособие по безработице);

2. по продолжительности выплаты – ежемесячные, периодические и единовременные (пособие на ребёнка, пособие по временной нетрудоспособности, пособие при рождении ребёнка);

3. по источнику выплаты – из внебюджетных целевых фондов и из государственного бюджета;

4. по правовому регулированию – пособия, предусмотренные федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами;

5.по  субъектам –в зависимости от категорий граждан, которым предоставляются пособия по социальному обеспечению19.

Для студентов и слушателей курсов по праву социального обеспечения  – социальные пособия классифицируются по смешанному критерию: по видам пособий, целевому назначению и по значимости:

1. по временной нетрудоспособности;

2. гражданам, имеющим детей;

3. пособие по безработице;

4. иные пособия20.

Полной классификации социальных пособий в правовой литературе нет.

Гражданам не могут назначаться  одновременно два вида компенсирующих заработок пособия (пособие по временной  нетрудоспособности и пособие по безработице), и в то же время граждане могут одновременно получать два  и более пособий. Имеющих разное целевое назначение (пособие по временной  нетрудоспособности и пособие на ребёнка в возрасте до 16 лет). В  законе не устанавливаются чёткие критерии, определяющие право на один вид пособия  или на возможность получения  одновременно двух и более пособий. В нормах, определяющих назначение того или иного вида пособия, прямо  оговариваются эти обстоятельства (безработному приостанавливается выплата  пособия по безработице на период получения пособия по временной  нетрудоспособности; пособия на содержание детей в возрасте до 16 лет выплачиваются  независимо от иных социальных выплат).

Как правило, правом на получение пособий  при наступлении соответствующих  обстоятельств пользуются все граждане Российской Федерации, иностранные  граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, проживающие  на территории России21.

Законом установлены некоторые общие  правила, касающиеся всех видов пособий, которые предоставляются гражданам, имеющих детей:

Первое правило – касается сроков назначения пособий. Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребёнка, а так же ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребёнком до достижении им возраста полутора лет назначаются, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев соответственно со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня рождения ребёнка, со дня достижения ребёнком возраста полутора лет.

Второе правило – предусматривает обязанность получателей государственных пособий своевременно извещать органы, назначающие пособия, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение их выплат.

Третье правило – устанавливает ответственность получателей пособий: излишне выплаченные суммы государственных пособий удерживаются с них с лишь в том случае, если переплата произошла по их вине. Удержание производится в размере не выше 20 % либо суммы пособия, причитающейся получателю при каждой последующей его выплате, либо суммы заработной платы получателя в соответствии с законодательством о труде. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные по вине органа, назначившего государственное пособие, удержанию не подлежит, за исключением случая счётной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством.

Четвёртое правило – устанавливает, что размеры государственных пособий в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработной платы.

Размеры пособий могут устанавливаться  в процентном отношении к средней  заработной плате работника до наступления  обстоятельств; в процентном отношении  к прожиточному минимуму субъекта Российской Федерации или в твёрдой денежной сумме.

В районах и местностях, где установлены  районные коэффициенты к заработной плате, размеры всех государственных  пособий определяются с применением  этих коэффициентов, если они не учтены в составе заработанной платы, из которой исчисляется размер пособия.

Информация о работе Понятие и виды пособий