Понятие и виды социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. Целью написания данной работы является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует определение социального обеспечения. При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития.

Файлы: 1 файл

курсовая Павел.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

     Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения.

     В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие. Преодолеть их самостоятельно во многих случаях невозможно, поскольку они предопределены объективными социально-экономическими условиями, тесно связаны с производственной деятельностью, практически не зависят от воли отдельного человека. Но они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему социальной защиты, предоставляет государственные пенсии, социальные пособия и услуги.

     В каждом обществе имеются категории граждан, которые нуждаются в социальной защите, и современное демократическое государство должно иметь развитую систему социальной защиты нуждающихся в этом граждан. Данная система функционирует на основании системы нормативных актов, относящихся к отрасли права социального обеспечения.

     Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным:

     Первый критерий – источники финансирования.

     В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: фонда социального страхования, федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственного фонда занятости населения Российской Федерации, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

     Второй критерий – круг лиц, подлежащих обеспечению.                                

     С юридической позиции установлено, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан. А лишь для определенных их категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от радиации; лица награжденные и т. д.

     Третий критерий – условия предоставления обеспечения.

     Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.)

     Четвертый критерий – цель предоставления обеспечения.

     Следует полагать, что основной целью каждого вида обеспечения является выравнивание социального положения отдельных категорий граждан с остальными членами общества.

     Таким образом, под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

     Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

     Целью написания данной работы  является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует  определение социального обеспечения.

При формировании понятия  социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития.

      С учетом изложенного социальное обеспечение принято определять как 
форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно 
необходимых личных потребностей (физических, социальных, 
интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, 
потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны 
здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных 
фондов, создаваемых в обществе на страховой основе или за счет 
ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в 
законе. 
Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Если в советский период система социального обеспечения была органическим составным элементом перераспределительной системы  в обществе государственного социализма, позволяя государству частично сокращать несоответствие заработной платы и условий труда, смягчать недостатки системы пенсионного обеспечения, улучшать условия жизни уязвимых слоев населения, привлекать население для работы в особо тяжелых климатических условиях, перераспределять прибыль, полученную от использования государственной собственности, среди верхушки работников госаппарата, то теперь,  в условиях перехода к рыночной экономике она должна претерпеть кардинальные изменения.     Начало 21 века ознаменовалось укреплением российской государственности, в том числе и укреплении экономического базиса российского общества. Сейчас на повестке дня в нашей стране стоит вопрос реализации социальных программ.

Статья 7 Конституции  РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство. В современном понятии строй правового государства является строем социального правового государства.

При этом Конституция  РФ провозгласила человека, его права  и свободы высшей ценностью.

Рассмотрение проблемы реформирования  видов социального обеспечения  также является целью написания данной работы.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить понятие социального обеспечения и выделить конкретные его виды;
  2. Определить их источники, условия предоставления и способы начисления;
  3. Выявить проблемы, существующие в современном социальном  обеспечении и предложить пути их решения.

    

 

1. Социальное обеспечение:  понятие, виды, принципы, источники

Статья 39 Конституции  РФ гласит:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии  и социальные пособия устанавливаются законом. 
3.Поощряются добровольное социальное страхование, создание 
дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. 
     Как экономическая категория, социальное обеспечение – это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода, созданного трудоспособными гражданами и прошедшего затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды, образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных и престарелых  граждан, а также для оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и др.).

Виды социального обеспечения  делятся на две группы:

  1. Социально-обеспечительная помощь. Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели этого вида предоставления: 1. имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности; 2. помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить элементарное существование; 3.помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях.
  2. Социально-обеспечительное содержание. Преследует цель предоставить человеку а) необходимые и б) достаточные для жизнесуществования средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно. Социально-обеспечительное содержание предоставляется тем, кто, еще не в состоянии приобрести самостоятельный источник средств к самообеспечению, либо уже не в состоянии самостоятельно себя обеспечить.

Отличие социально-обеспечительной  помощи от социально-обеспечительного содержания состоит в том, что  она не предоставляется на постоянной основе, а если это и имеет место быть, то соответствующие средства или мероприятия предоставляются или осуществляются наряду, а не вместо утраченного или еще не приобретенного самостоятельного источника средств к существованию. Главное отличие этих видов социального обеспечения состоит в том, что помощь, по общему правилу, имеет: а) временный характер; б) не является основным или ведущим источником средств к существованию.

К социально-обеспечительной  помощи относятся: 1) пособия; 2) компенсации; 3) льготы; 4) некоторые виды социальных и медицинских услуг за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования; 5) предоставление предметов первой необходимости (одежда обувь, продукты питания) малоимущим гражданам и семьям.

Социально-обеспечительное  содержание сводится к двум видам: 1) пенсии; 2) часть социальных услуг, оказываемых стационарными учреждениями социального обслуживания населения. Основанием деления видов социального обеспечения является их форма: денежная: 1) все виды и разновидности пенсий; 2) пособия во всех их разновидностях; и натуральная: 1) содержание граждан пожилого возраста и инвалидов в домах (интернатах, пансионатах) для престарелых и инвалидов; 2) санаторно-курортное лечение, иные виды медицинских услуг; 3) предметы первой необходимости; 4) компенсации, например, в виде предоставления жилья, утраченного в связи со стихийными бедствиями, радиационными катастрофами и т.д.; 5) льготы, в частности, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, внеочередное бытовое обслуживание и т.д.

     Основными видами расходов по социальному обеспечению являются выплаты денежных пенсий и пособий.

     Пенсии – это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и в связи со смертью кормильца.

     Основные виды пенсий:

  1. По старости;
  2. По инвалидности;
  3. За выслугу лет;
  4. По случаю потери кормильца.

Некоторым категориям граждан  выплачиваются так называемые социальные пенсии.

Основные виды пособий:

  1. По беременности и родам;
  2. При рождении ребенка;
  3. На детей военнослужащих срочной службы;
  4. По безработице;
  5. Ритуальные.

Наряду с этим существуют другие формы обеспечения: 

  1. Профессионально - техническое обучение;
  2. Переобучение безработных;
  3. Переобучение и трудоустройство инвалидов;
  4. Бесплатное содержание нетрудоспособных в домах – интернатах для престарелых и инвалидов;
  5. Протезирование и снабжение инвалидов мото- и вело - колясками, автомобилями;
  6. Организация многих видов помощи на дому и т. д.

Важной особенностью социального обеспечения являются принципы его построения.

1. Всеобщность – распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жены (мужья), отец, дед, бабушка и некоторые другие.

2. Общедоступность – условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, право на пенсию по старости у мужчин возникает в возрасте 60 лет, а у женщин в возрасте 55 лет. А для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50-55 лет, а для женщин до 45-50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пенсии, установлен для мужчин 25 лет, а для женщин –20 лет, а занятых на тяжелых работах – еще ниже.

3. Установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы и других факторов. Этот принцип находит свое отражение опосредованно через заработную плату.

4. Большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома – интернаты для  инвалидов и престарелых и т. д.

5. Демократический характер  организации и управления проявляется  в решении всех вопросов социального обеспечения. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов. Их представители участвуют в работе комиссий по назначению пенсий, они принимают непосредственное участие совместно с администрацией, в оформлении документов уходящих на пенсию работников.

Социальное обеспечение  способствует постоянному обновлению кадров, росту производительности труда. Пенсии по случаю потери кормильца создают детям возможность учиться и приобрести необходимую профессию.

Информация о работе Понятие и виды социального обеспечения