Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:40, курсовая работа
Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. Целью написания данной работы является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует определение социального обеспечения. При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития.
Пенсионное законодательство, создавая преимущества для граждан, работающих в более тяжелых условиях труда, способствует закреплению кадров в ведущих отраслях народного хозяйства.
Осуществлять государству социальную политику позволяют денежные средства, мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды.
Средства государственных целевых внебюджетных фондов, созданных в соответствии с законом, являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. был создан Пенсионный фонд РФ, цель которого – государственное управление пенсионным обеспечением граждан.
Концентрируемые в Пенсионном фонде средства используются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от 1,5 – 6 лет, компенсаций пенсионерам и др.
Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд Социального страхования РФ, образованный в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. Цель его – финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха.
В соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. создан Государственный фонд занятости населения РФ. За счет средств этого фонда решаются задачи по профессиональной переподготовке населения, трудоустройству и др.
Значительные ассигнования на социальное обеспечение направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской армии, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и их семьи.
Бюджетные средства ассигнуются также на обучение и трудовое устройство инвалидов, содержание домов – интернатов для престарелых инвалидов, на протезирование и приобретение транспортных средств для инвалидов, оказания им санаторно-курортной помощи, выплату пособий на детей. За счет бюджетных средств содержатся врачебно – трудовые экспертные комиссии и органы социальной защиты населения.
Осуществление социального обеспечения возложено на Министерство труда и социальной защиты населения РФ, республик в составе РФ и их местные органы. В составе этого Министерства создан Департамент пенсионного обеспечения, осуществляющий разработку предложений по формированию государственной федеральной политики пенсионного обеспечения и ее реализации во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации; организацию и методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовку предложений по его совершенствованию, и другие задачи.
Назначение пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, военнослужащим сверхсрочной службы Российской армии, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и их семьям производится соответствующими ведомствами.
Таким образом, социальная политика государства направлена на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
2. Сущность видов социального обеспечения
2.1 Государственные пенсии
Государственные пенсии занимают важнейшее место в составе мер по социальной защите населения. На сегодняшний день в России насчитывается около 40 млн. пенсионеров. В 2011 году численность пенсионеров увеличилась на 2млн. человек.
Пенсионное обеспечение является одним из видов обязательного социального страхования. Обязательный характер данного вида страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых платежей; во-вторых, в государственном контроле за правильностью и своевременностью поступления платежей; в-третьих, в обеспечении трудящихся, определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным федеральным законодательством.
Действующим законодательством установлены два основных вида назначаемых пенсий – трудовые и социальные.
Начиная с 2010 года, базовая часть трудовой пенсии по старости в Российской Федерации перешла в страховую часть трудовой пенсии по старости в виде фиксированного базового размера.
Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
Если раньше базовая и страховая части трудовой пенсии индексировались отдельно и по разным правилам, то теперь страховая часть трудовой пенсии индексируется в соответствии с ростом средней заработной платы, но не выше роста доходов Пенсионного Фонда России в расчете на одного пенсионера.
Такой подход делает процесс индексации трудовой пенсии более простым и понятным для пенсионеров.
Фиксированный базовый размер соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии, установленным после прошедшей 1 декабря 2009 года индексации, и зависит от категории пенсионера и вида пенсии.
У граждан 1967 года рождения и моложе, а также у всех участников программы государственного софинансирования трудовой пенсии, независимо от возраста, помимо страховой части трудовой пенсии формируется также накопительная часть трудовой пенсии.
Средства накопительной части трудовой пенсии учитываются отдельно от страховой части трудовой пенсии.
По решению гражданина средства накопительной части трудовой пенсии передаются в доверительное управление управляющей компании или в негосударственный пенсионный фонд и инвестируются в предусмотренные законом финансовые инструменты, обеспечивающие их сохранность и увеличение в долгосрочной перспективе.
Трудовая пенсия (до 2002 года называлась государственной пенсией) назначается и выплачивается в соответствии с Федеральным законом от 17декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Виды трудовых пенсий:
Право на трудовую пенсию по старости возникает при достижении определенного возраста и при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Общеустановленный пенсионный возраст – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Для определенных категорий граждан пенсионный возраст снижается. Это такие категории, как:
Право на трудовую пенсию по инвалидности возникает в случае установления инвалидности I, II или III группы и при наличии хотя бы одного дня страхового стажа. Если установлена инвалидность без ограничения способности к трудовой деятельности, права на трудовую пенсию по инвалидности не возникает. Если стажа нет совсем (например, ребенок-инвалид), права на трудовую пенсию нет, в этом случае назначается государственная социальная пенсия.
Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
Источники финансирования трудовых пенсий определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Трудовая пенсия по старости состоит из двух частей – страховой и накопительной.
Трудовая пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца – из страховой части.
В состав страховой части трудовой пенсии с 01.01.2010 входит фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, ранее называвшийся базовой частью трудовой пенсии.
Принцип установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии – такой же, как и базовой части трудовой пенсии. Он устанавливается в определенном, общем для всех, размере, и увеличивается при достижении возраста 80 лет, установлении I группы инвалидности, наличии иждивенцев или при наличии определенного стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. В настоящее время (с 01.04.2010) фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии равен 2723,41 рублям.
Доля страховой части трудовой пенсии, превышающая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, зависит от суммы страховых взносов, уплаченных на финансирование этой части трудовой пенсии.
За работающих граждан взносы на страховую часть трудовой пенсии уплачивает их работодатель. Самозанятые граждане (предприниматели, адвокаты, нотариусы и т.д.) уплачивают взносы самостоятельно.
Уплачиваемые взносы отражаются на лицевом счете гражданина в Пенсионном фонде РФ. Когда ему назначается трудовая пенсия, то страховая часть трудовой пенсии рассчитывается на основании данных его лицевого счета.
Тарифы страховых взносов для лиц 1967 года и моложе распределяются следующим образом: 16% - на страховую часть трудовой пенсии, 6% - на накопительную часть трудовой пенсии. Для лиц 1966 года рождения и старше уплаченные работодателями страховые взносы в полном объеме поступают на страховую часть трудовой пенсии. На каждое застрахованное лицо в Пенсионном фонде открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем.
Правила те же, что и для банковских вкладов. Только эти деньги нельзя снять со счета, и вместо начисления процентов по вкладу пенсионный капитал ежегодно индексируется. К пенсионным накоплениям ежегодно добавляется инвестиционный доход, полученный от управления средствами накопительной части пенсии управляющими компаниями. Государство гарантирует, что каждый учтенный на счете рубль уплаченных взносов и полученного инвестиционного дохода, зафиксированного на дату назначения пенсии будет возвращен застрахованному лицу в виде пенсии.
Таким образом, размер пенсии напрямую зависит от суммы на лицевом счете, сформированной за всю трудовую деятельность.
При назначении трудовой пенсии сумма расчетного пенсионного капитала делится на ожидаемый период выплаты трудовой пенсии и таким образом определяется страховая часть трудовой пенсии (методика приведена только для трудовой пенсии по старости, для трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца она несколько отличается).
Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии в 2002 году был установлен в размере 12 лет (144 месяца). После этого ожидаемый период выплаты трудовой пенсии ежегодно увеличивается (например, в 2010 году он составляет 16 лет или 192 месяца) до 2013 года. В 2013 году ожидаемый период выплаты трудовой пенсии достигнет 19 лет (228 месяцев) и больше увеличиваться не будет.
Страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный Фонд России в рамках действующей системы пенсионного обеспечения стали уплачиваться с 2002 года.
Приобретенные до этого времени пенсионные права на трудовую пенсию конвертируются (преобразуются) в расчетный пенсионный капитал по формуле, учитывающей заработок гражданина и его трудовой стаж.
В настоящее время практически у всех, кому назначается трудовая пенсия по старости, страховая часть трудовой пенсии состоит не только из уплаченных взносов, но и из преобразованных пенсионных прав, приобретенных до 2002 года.
Назначенная страховая часть трудовой пенсии периодически индексируется с коэффициентами, утверждаемыми Постановлениями Правительства России.
Накопительная часть трудовой пенсии финансируется из страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, которые гражданин накопил в течение своей трудовой деятельности.
Размер накопительной части трудовой пенсии (НЧТП) зависит от суммы страховых взносов, уплаченных в Пенсионный Фонд России на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Эти взносы отражаются в специальной части лицевого счета гражданина и инвестируются в порядке, установленном законодательством.