Понятие и виды социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Исходя из этого определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. Целью написания данной работы является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует определение социального обеспечения. При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития.

Файлы: 1 файл

курсовая Павел.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Аналогичная картина  наблюдается и по другим социальным выплатам и льготам. Более 40% суммы пособий по безработице приходится на наиболее обеспеченные семьи, а на безработных из 10% самых бедных семей – лишь 1%. Обеспеченные семьи аккумулируют 72% всей суммы льгот на приобретение лекарств, а наименее обеспеченные – только 28%. Около 65% пособий по временной нетрудоспособности получают в самых обеспеченных семьях и лишь 11% - в самых необеспеченных. В обеспеченные семьи направляется 83% всей суммы пособий по беременности и родам. Подобная ситуация типична и для дотаций на санаторно-курортное обслуживание (10% льгот приходится на наименее обеспеченных, 44% - на наиболее обеспеченных) и на транспорт (92% студенческих транспортных льгот достается студентам из обеспеченных семей, 62%аналогичных льгот пенсионерам также сконцентрировано в семьях с наиболее высокими доходами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Социальные услуги, как вид социального обеспечения

     Наряду с выплатой пенсий и пособий важным элементом федеральной системы социального обеспечения является социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми.

     Круг оказываемых в настоящее время социальных услуг достаточно широк и обусловлен потребностями упомянутых контингентов населения в связи с их болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью.

     Престарелые и инвалиды, включая детей – инвалидов, получают комплекс социальных услуг во время их пребывания в домах – интернатах. Эти медико-социальные учреждения предназначены для постоянного проживания престарелых и инвалидов. Нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В период пребывания в домах – интернатах им предоставляется жилье. Питание, одежда, медицинская и лекарственная помощь, лечение, социально – бытовое обслуживание.

     Другой существенной услугой, оказываемой населению, является бесплатное содержание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в лечебно -  профилактических и учебно – воспитательных учреждениях, а также в детских домах семейного типа.

     Выделяют также и такой вид социальной  услуги, как обеспечение инвалидов транспортными средствами.

     В настоящее время все большее распространение  получает социальная помощь на дому. Такая помощь оказывается престарелым и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи в связи с утратой способности к самообслуживанию.

     Расходы на оказание социальной помощи на 1999г. составили 7,9% общих расходов консолидированного бюджета РФ. В федеральном бюджете доля их составляет 7,2%, а в бюджетах территорий – 8,5%.

     Программно – целевой принцип реализации социальной политики является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети - сироты», «Дети  - инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Социальные  выплаты и льготы и их недостатки

     Социальная льгота – способ повышения уровня жизни субъекта, позволяющий ему полнее удовлетворять свои потребности и выражающийся как в предоставлении ему дополнительных особых преимуществ, так и в освобождении от ряда обязанностей. Таким образом, льготы устанавливаются для тех категорий населения, интересы которых не могут получить денежного обеспечения в рамках общих правил, поскольку эти категории имеют специфические особенности, ставящие их в категорию или социально уязвимых (возраст, состояние здоровья), или имеющих особые заслуги (ветераны войны), или находящихся в особых условиях труда.

     В настоящее время система социальных льгот не достаточно эффективна, т. к. значительная часть социальных трансфертов используется на поддержку тех групп населения, доходы которых превышают прожиточный минимум. По оценкам экспертов Международной организации труда, только 19% всей суммы социальных трансфертов в РФ приходится на долю семей с доходом ниже прожиточного минимума, в результате бюджетные средства перераспределяются не в пользу тех, кто в них действительно нуждается.

     Самыми объемными по затратам льготами в настоящее время являются льготы по оплате проезда на внутригородском и межгородском (включая дальнее сообщение) транспорте, ЖКХ, льготы по налогам с физических лиц, льготы по лекарствам и компенсационные выплаты на питание школьникам и учащимся ПУ.

 

Заключение

      В результате проведенного исследования было определено понятие социального обеспечения, его структура по видам социального обеспечения, выявлены источники их формирования и условия предоставления данных услуг государства по социальной защите населения, а также выявлены некоторые проблемы, существующие на данном этапе в системе социальной поддержки в России  и пути их решения.

     Подводя итог, можно сказать, что под социальным обеспечением  в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на государственное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными.

     Рассматривая  структуру социального обеспечения, можно выделить следующие его виды:

  1. Государственные пенсии (трудовые  и социальные);
  2. Пособия;
  3. Социальные услуги;
  4. Социальные выплаты и пособия.

Финансируются данные виды социального обеспечения  из государственного бюджета (бюджетные ассигнования) и из государственных внебюджетных фондов, а именно: из Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости, Фонда обязательного медицинского страхования.

Все виды социального  обеспечения направлены на оказание помощи населению при ограничении либо потере трудоспособности, при прекращении трудовой деятельности, в ситуациях требующих внешней помощи, а также по оказанию услуг, смягчающих диспропорции в условиях жизни населения.

На  современном этапе экономических реформ государство в России оказалось неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности. Это обуславливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот населению в объеме, предусмотренном федеральным законодательством, делает актуальным   поиск путей реформирования существующей системы социальной защиты. Недостаточное ее финансирование сопряжено с «непрозрачностью» схемы прямых и обратных денежных потоков на уровне «бюджет региона – бюджет Российской Федерации», что приводит к дефициту информации о бюджетных возможностях системы социальной защиты и затрудняет ее планирование и развитие.  Кроме этого нельзя забывать об отсутствии четких социальных приоритетов в рассматриваемой сфере.

В настоящее время  в России уже  действует новое  пенсионное законодательство, в соответствии с которым будущий размер пенсии будет зависеть от величины заработка и накопительных взносов каждого конкретного гражданина Российской Федерации.

Дальнейшее  реформирование системы социальной поддержки  в  России необходимо связывать:

  1. С укреплением адресности социальных  выплат;
  2. Более эффективным управлением  системой социального обеспечения;
  3. Совершенствованием  системы минимальных социальных  стандартов в целях более рационального распределения бюджетных средств в пользу действительно нуждающихся;
  4. Совместными усилиями органов  государственного управления всех  уровней, обеспечивающих доступность  социальных услуг населению.

Кроме того, реформирование системы социальной защиты населения  должно вестись, прежде всего, в направлении  более эффективного использования уже имеющихся средств, что предполагает:

  1. Совершенствование системы межбюджетных  трансфертов;
  2. Правительственные гарантии фиксированной  доли федеральных доходов, остающейся в распоряжении муниципалитетов в течение определенного периода времени;
  3. Сокращение масштабов дублирования  и нерационального использования  социальных средств путем рационализации  способов предоставления конкретных видов услуг;
  4. Освобождение от неиспользуемых  и непригодных к использованию  социальных объектов;  
  5. Гарантированное финансирование  содержания объектов социальной  сферы по завершению  процесса  их передачи в муниципальную  собственность.

Также реформа системы  социальных пособий должна осуществляться в рамках национальной программы, подготовленной при широком участии представителей всех социальных групп и слоев  общества, регионов страны, всенародно обсужденной и получившей поддержку общественности. Целью разработки и реализации программы должно стать создание системы, обеспечивающей:

  1. Соответствие предоставляемых социальных  пособий перечню, характеру и уровню защищаемых ими социальных рисков;
  2. Минимальную достаточность социальных  пособий при возмещении ущерба, возникающему вследствие действия различных социальных рисков;
  3. Своевременность предоставления  и получения социальных пособий,
  4. Доступность социальных пособий,  сохранение законных прав на  их получение независимо от места жительства людей;
  5. Недискриминационность, социальная справедливость предоставления социальных пособий, независимо от принадлежности реципиентов к определенным демографическим, этническим, социальным, профессиональным и иным группам  населения; социальная эффективность социальных выплат, обеспечивающая достойный уровень жизни защищаемого населения и, в то же время, предотвращающая возникновение социального иждивенчества  трудоспособного населения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.
    2. Указ Президента от 7 августа 1992 г.
    3. Закон РСФСР от 19 апреля 1993 г.
    4. Гусов К. Н.  Право социального обеспечения. – 2001г.
    5. Мисихина С. Социальные выплаты и льготы в Российской Федерации: распределение по группам с  различным уровнем дохода. //Вопросы экономики. 1999г. №2
    6. Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечения России: Краткие учебные курсы юридических наук. – М.: Норма, 2008.
    7. Галаганов, В.П. Право социального обеспечения :  учеб. пособие / В.П. Галаганов, С.В. Харитонова. М.: Академия, 2009. 416 с.
    8. Голенко, Е.Н. Право социального обеспечения : учеб. пособие / Е.Н. Голенко, В.И.Ковалев. М.: Юриспруденция, 2007. 224 с.
    9. www.stud24.ru
    10. www.bibliotekar.ru

 


Информация о работе Понятие и виды социального обеспечения