Понятие юридического лица и его эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

В целях регулирования участия коллективных образований в имущественных и связанных с ними неимущественных отношениях гражданское законодательство применяет особую правовую конструкцию - юридическое лицо, которое участвует в гражданском обороте и является субъектом гражданских прав и обязанностей.

Содержание работы

Введение…….3стр.
Глава 1. Понятие юридического лица и его эволюция
Юридическое лицо как субъект гражданского права…….5 стр.
Теории юридического лица…….11 стр.
Место юридических лиц в гражданском обороте…….14 стр.
Глава 2. Сущность юридического лица
2.1. Признаки юридического лица…….18 стр.
2.2. Правоспособность и дееспособность юридического лица…….21 стр.
2.3. Индивидуализация юридического лица…….26 стр.
Заключение…….28 стр.
Список литературы…….29 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая по гражданскому праву.docx

— 60.26 Кб (Скачать файл)

Ограничения в правах возможны в связи с  реорганизацией юридического лица. Так, договорами о слиянии или присоединении, решением о реорганизации в форме разделения, выделения, преобразования может быть предусмотрен запрет на совершение акционерным обществом отдельных сделок и (или) видов сделок с момента принятия решения о реорганизации и до момента ее завершения (абз. 1 п. 7 ст. 15  Закона  об  АО). Серьезные ограничения в правах юридическое лицо претерпевает в период ликвидации: в этот период не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Закона о регистрации).

Итак, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (абз. 1 п. 1 ст. 53 ГК). Органы формируют волю юридического лица и обеспечивают его волеизъявление, а вместе с этим реализуют его правоспособность.

2.3. Индивидуализация юридического  лица

Индивидуализация  юридического лица, т.е. его выделение  из массы всех других организаций, осуществляется путем определения его местонахождения  и присвоения ему наименования.

Местонахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению  его постоянно действующего исполнительного  органа, а в случае отсутствия постоянно  действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих  право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Конкретный адрес юридического лица указывается в уставе или учредительном  договоре и, как правило, привязан к  местонахождению его постоянно  действующего органа.

Наименование  юридического лица обязательно должно включать в себя указание на его  организационно-правовую форму. Все  некоммерческие, а также некоторые  коммерческие организации (например, унитарные  предприятия, инвестиционные и чековые  инвестиционные фонды) должны включать в свое название также указание на характер деятельности.

Фирменное наименование - это название коммерческой организации. С 1 января 2008 г. фирменные  наименования юридических лиц регулируются п. 1 гл. 76 ГК РФ. Право на использование фирменного наименования в гражданском обороте является личным неимущественным правом коммерческой организации и носит абсолютный характер. Оно является неотчуждаемым.

Исключительное  право на использование фирменного наименования возникает с момента  государственной регистрации юридического лица и включения фирменного наименования в Единый государственный реестр юридических лиц.

В гражданском  обороте необходимо индивидуализировать  не только юридическое лицо, но и  его продукцию (товары, работы, услуги). Ведь одни и те же виды товаров могут выпускаться многими организациями. Для того чтобы их различать, используются производственные марки, товарные знаки и наименования мест происхождения товаров.

Производственная  марка - это словесный (описательный) способ индивидуализации товара, она  в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке и обычно включает в себя фирменное  наименование предприятия-изготовителя и его адрес, название товара, ссылку на стандарты, которым должен соответствовать  товар, перечень его основных потребительских  свойств и ряд других данных. Производственная марка может применяться юридическим  лицом без какой-либо специальной  регистрации и сама по себе не пользуется правовой защитой.

Товарный  знак представляет собой словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или  группы товаров), используемое для его  отличия от однородных товаров других изготовителей. Исключительное право  на использование товарного знака  возникает после регистрации  товарного знака в Патентном  ведомстве. В отличие от производственной марки товарный знак, как правило, не содержит информации о виде, качестве, свойствах самого товара, а если она и присутствует в знаке, то не пользуется правовой охраной.

В большинстве  случаев товарный знак регистрируется за одним юридическим лицом, которое  имеет исключительное право его  использования и может передать это право по лицензионному договору другой организации. Также возможна регистрация коллективных товарных знаков, которые закрепляются за ассоциациями или союзами предприятий и  могут использоваться всеми участниками  таких объединений.

Таким образом, сейчас права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий урегулированы Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", а с 1 января 2008 г. эти отношения регулируют главой 76 ГК РФ (ст. 1473 - 1541).

Заключение

Таким образом, появление и развитие института  юридического лица было обусловлено  потребностями развивающегося экономического оборота, предопределившего появление  в качестве самостоятельного участника  общественного производства особого  феномена - некого олицетворенного  имущества. Возникнув в недрах экономических  общественных отношений, этот социальный феномен неизбежно должен был найти себе юридическое признание.

Юридическое лицо предстает в качестве субъекта как публичного, так и частного права, вступающего в правовые отношения от своего имени и отвечающего в рамках этих отношений своим имуществом.

Использование юридическим лицом собственного наименования позволяет отличить его от всех иных организаций и поэтому является необходимой предпосылкой гражданской правосубъектности юридического лица.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (абз. 1 п. 1 ст. 53 ГК). Органы формируют волю юридического лица и обеспечивают его волеизъявление, а вместе с этим реализуют его правоспособность.

Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий урегулированы Законом РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", а с 1 января 2008 г. эти отношения регулируют главой 76 ГК РФ (ст. 1473 - 1541).

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Гатин А.М. Гражданское право. Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2009. - 384 стр.
  2. Гражданское право: учебник / Под ред. С.С. Алексеева. - М: Проспект, 2009. - 528 стр.
  3. Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая / Под редакцией О. Н. Садикова. - М., 1996.
  4. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1. Учебник / Под редакцией Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. - М., 1995.
  5. Гражданское и торговое право капиталистических государств. Учебник - М., 1993. с.
  6. Гражданское и торговое право капиталистических государств. Под. ред. Е. А. Васильева. - М., 1993. с.
  7. Гильфердинг Р. Финансовый капитал. М., 1959. с. 154.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья и четвертая. – М.: Издательство «Омега - Л», 2011. – 478с. – (Кодексы Российской Федерации).
  9. Егоров Н.Д. Гражданское право: в 3 т.: учебник для вузов / Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – Т. 1.
  10. Мейер Д.И. Русское гражданское право / Д.И. Мейер. – М.: Статут, 2003. – 831 с.
  11. Гражданское право. В 2-х частях. Ч. 1 / Отв ред. Мозолин В.П.. - М.: Юристъ, 2005. - 719 стр.
  12. Победоносцев, К.П. Курс гражданского права: в 3 т. / К.П. Победоносцев. – М.: Cтатут, 2003.
  13. Гражданское право. В 3-х томах. Том I / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005. - 765 стр.
  14. Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть: Учебник 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Е.А.Суханова. - М. Волтерс Клувер, 2008.
  15. Сумской Д.А. Статус юридических лиц: учеб. пособие для вузов. - М.: Юстицинформ, 2006. - 328 стр.
  16. Чаусская О.А. Гражданское право. - Дашков и К, 2007. - 183 стр.
  17. Шевчук Д.А. Гражданское право. - М.: Эксмо, 2009.
  18. Г. Ф. Шершеневич. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907г.). М., 1995.
  19. Г. Ф. Шершеневич. Учебник русского гражданского права (по изданию 1914г.). М., 1994.

 

 

 

 


Информация о работе Понятие юридического лица и его эволюция