Понятие конституционного права как отрасли права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Актуальность вопросов, посвященных системному построению отрасли конституционного права, обусловлена следующими причинами:
1. Исследование системы российского права в целом, вне связи с исследованием систем отдельных его отраслей (в том числе конституционного права), сопряжено с большими трудностями как теоретического, так и практического характера

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Основы теории конституционного права................................7
§1. Понятие конституционного права
как отрасли права.............................................................................................7
§2. Место конституционного права в системе отраслей права...................15
ГЛАВА 2. Структурные подразделения системы отрасли конституционного права Российской Федерации ..................................24
§1. Конституционно-правовой институт в системе отрасли
конституционного права.................................................................................24
§2. Источники и система конституционного права......................................31
Заключение.....................................................................................................37
Список источников и литературы..........

Файлы: 1 файл

КР понятие конституционного права как отрасли права.doc

— 391.00 Кб (Скачать файл)

Правовой институт нельзя четко определить, поскольку границы между институтами условны и весьма подвижны, одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов. Например, норма статьи 111 Конституции РФ: «Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы» - является обязательной составляющей института президентских прерогатив, института парламентских полномочий и института исполнительной власти. Следовательно, правовой институт в большей мере операционалистское понятие, хотя и основан на объективно существующей внутренней структуре права.

Следует заметить, что конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создает предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в России национально-государственные и государственно-территориальные образования. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления. Вопрос о соотношении конституционного права с системой конституции, являющейся основным источником отрасли - часть более общей проблемы - о соотношении системы права и системы законодательства. Они связаны между собой, но полностью не совпадают.

Система отрасли конституционного права предопределяется объективными факторами. Однако она выявляется и  формулируется путем теоретических  исследований, а потому субъективный фактор играет главенствующую роль при характеристике ее составных элементов. Система конституции - категория субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем. Однако, последний, осуществляет ее не произвольно, а с учетом и на основе воспринятых им объективных связей, существующих в сфере регулируемых конституционно-правовыми нормами общественных отношений, их системности. Исходя из этого, сама группировка норм в институты, содержащаяся в конституции, имеет нормативное значение, и ее нельзя произвольно сбрасывать при определении системы отрасли, хотя и не каждый элемент системы конституции выступает как самостоятельный элемент системы отрасли. Принятая в конституции группировка норм не может полностью совпадать со структурой отрасли, хотя основы систем общие, но закономерности их формирования имеют особенности.

Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система конституции - лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно-правового  регулирования. Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции отправным, исходным началом является группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а, следовательно, и своеобразного круга субъектов. Однако соотношение этих начал систематизации в конституции и в отрасли полностью не совпадает. Для системы отрасли характерен более высокий, чем для системы конституции, уровень обобщения норм по их содержанию. Так, элемент системы отрасли составляет вся совокупность конституционно-правовых норм, определяющих систему органов государственной власти, принципы их организации, основы их взаимоотношения и компетенции. В системе конституции эти нормы рассредоточены по конституциям, как по Российской Федерации, так и республик в ее составе, по уставам других субъектов Федерации.

И система отрасли конституционного права, и система конституции  не есть нечто застывшее, раз и  навсегда данное. Они развиваются, отражая  уровень правового воздействия  на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности. На каком-то этапе конституция и отрасль конституционного права могут отставать от объективно меняющихся потребностей. При создании необходимых условий происходит существенная перестройка систем отрасли и конституции. Это находит свое отражение в принятии новой конституции, изменении ее системы. Претерпевает изменения и система отрасли. Такой процесс произошел на данном этапе развития конституционного права России с принятием Конституции 1993 года. Она определила новые концепции общественного развития, заложила новые принципы констититуционно-правового регулирования, ввела иные правовые институты. Это, естественно, отразилось и на системе конституционного права как отрасли в целом и, особенно на внутреннем строении каждого из ее правовых институтов. Поскольку система органов местного самоуправления в настоящее время в целом регулируется и закрепляется муниципальным правом, то аналогичным образом правовой статус индивида во всех аспектах явно выходит за рамки конституционного регулирования. В предмет этой отрасли права целесообразно включить лишь основы правового статуса, или конституционно-правовой статус индивида в нашем государстве.

В Конституции Российской Федерации 1993 года (статья 2) права и свободы человека и гражданина наделены статусом высшей ценности, а их признание, соблюдение и защита провозглашены обязанностью государства, таким образом, подчеркивается охранительная функция конституционного права, направленная на обеспечение прав и свобод индивида.

Нельзя не учитывать целостный  системный характер нашего общества, в силу которого отдельные элементы системы также способны влиять на общество, определяя в той или  иной степени его развитие, особенно если этот элемент - государство, появление которого было вызвано именно потребностями эффективного управления обществом, тем более, что в современных условиях России на повестку дня поставлен вопрос не об отмирании государства, а, напротив, об укреплении его роли как управляющей подсистемы. Годы руководства страной М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина наглядно продемонстрировали, что ослабление руководящих государственных начал приводит к хаосу во всех сферах жизни общества и как результат - к незащищенности индивида. Поэтому, о приоритете и высшей ценности прав и свобод человека реально можно говорить лишь при прочих равных условиях, т.е. при обеспечении значимости и роли всех элементов общества как целостной социальной системы, в том числе и государства, призванного в конечном итоге выражать интересы общества в целом и являющегося сегодня одним из основных организационно-политических гарантов гражданского общества.

 Приведу подход М.В. Баглая, по мнению которого «конституционное право - совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти»16. Так вот использование категории «права человека», очевидно, имеет целью подчеркнуть связь конституционного и международного права и ценность правового положения в государственных границах не только граждан, но и иностранцев, и лиц без гражданства. Однако не все авторы разделяют такую позицию. Значительное количество исследователей, как в прошлом, так и в настоящее время используют термин «права личности», целесообразность применения которого в данном случае вызывает сомнения. Это термин не юридический, а психологический, означающий не всех людей, а лишь индивидов, осознающих себя в обществе, общество вокруг себя, свои действия, их последствия и ответственность за содеянное. Следовательно, те, кто не обладает этими качествами (а это малолетние и душевнобольные), не вписываются в конституционно-правовое поле и не вправе претендовать на конституционно-правовые гарантии и защиту.

Термин «права человека» в этой связи удачен, но, несмотря на солидарность с законодателем (ст. 2 Конституции), также не выглядит универсальным. Во-первых, он имеет международно-правовое происхождение, где является единственно целесообразным и необходимым. Международно-правовые термины содержатся в международно-правовых актах, к числу которых внутригосударственные источники права не относятся, и подменять их не могут. Во-вторых, понятие «человек», помимо международно-правового, имеет и узкоспециальный, биологический смысл, обозначая млекопитающее существо, способное к высшей нервной деятельности. В подобном значении у человека как у представителя фауны можно отметить лишь право на жизнь, на охрану здоровья и сохранение своей популяции. В то же время государство призвано, прежде всего, охранять права и свободы своих граждан, которые, в свою очередь, обязаны защищать собственное Отечество вплоть до защиты с оружием в руках в условиях войны, рискуя при этом жизнью. Поэтому, определяя предмет государственного (конституционного) права, уместнее было бы вслед за Конституцией говорить о правах человека и гражданина либо о правовом статусе индивида с последующим пояснением содержания данного термина.

Таким образом, система конституционного права - это  его устройство, деление на подотрасли, институты и их целостное соединение. В науке нет единого взгляда на указанную систему. Соглашусь с автором одного из наиболее развернутых понятий системы конституционного права О.Е. Кутафиным, который полагает, что «она складывается из институтов основ конституционного строя, гражданства, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, избирательного права, системы государственной власти и системы местного самоуправления»17.

 Можно сделать следующий вывод: Конституционное право России — ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отношения между человеком и государством.

Глава 2. Структурные подразделения системы отрасли конституционного права Российской Федерации

§1. Конституционно-правовой институт в системе отрасли

конституционного  права

Конституционно-правовые нормы и институты

Источник - наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе - в Конституции РФ (см. приложение 2).

В конституционном праве  значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, а не конкретно регулирующего характера. Нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи и т.п. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.).

Нормы имеют  учредительный характер содержащихся в них предписаний. Они первично устанавливают обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей права. Определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.

Имеют особый характер реализации. Многие нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ).

Характеризуются специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Это - народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.

Имеют особенности  структуры. Для них не характерна трёхчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.

Конституционно-правовые нормы  классифицируются:

  • По содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны со сферой общественных отношений, в которых выражается основы конституционного строя, другие с закреплением основ правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвёртые - с системой органов государства.
  • По юридической силе. Этот фактор находится в прямой зависимости от того, в каком правовом акте выражена та или иная норма, места правовых актов данного вида в общей системе права, разграничения предметов ведения между РФ и её субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню необходимого правового регулирования нормы выражены в конституционных актах, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить конституции. Среди других правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные законы. На основе Конституции и федеральных законов издаются все другие правовые акты.
  • По территории действия. Различают нормы действующие на всей территории Федерации или в отдельных республиках, областях и других субъектах федерации, а также в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление.
  • По характеру содержащегося предписания. Этот признак раскрывает механизм регулирующего воздействия нормы. Предписания, содержащиеся в норме, могут носить различный характер, определять в своеобразной форме права и обязанности субъектов, возникающие на основе правовых отношений.

На основании  критерия содержащегося предписания  различают нормы: управомочивающиеся, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие  нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию РФ, её субъектов, предметы ведения всех государственных органов. Нормы-принципы, нормы-цели и нормы-задачи и т.п.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить своё поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. Это - конституционные обязанности граждан, а также нормы в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определённых действий, в них предусмотренных. Это - «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п.

 По степени определённости содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные норма.

Императивные - такие, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные - предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учётом указанных в норме условий и обстоятельств.

По назначению в механизме правового регулирования. Принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм.

Определённый правовой результат достигается обычно действием  не одной правовой нормы, а достаточно широкой их совокупности. Такие совокупности родственных норм именуется государственно-правовыми  институтами. Главным критерием объединения норм в правовой институт выступает признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений, что влечёт за собой и необходимое правовое единство соответствующих норм, объединённых в институт, общую для них правовую специфику. В правовой институт могут входить и нормы Конституции РФ, и нормы текущего законодательства, т.е. обладающие различной юридической силой.

Конституционно-правовы отношения и их субъекты

Как отмечалось выше, назначение конституционно-правовых норм состоит  в регулировании общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли. В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.

Информация о работе Понятие конституционного права как отрасли права