Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 21:46, курсовая работа
Актуальность вопросов, посвященных системному построению отрасли конституционного права, обусловлена следующими причинами:
1. Исследование системы российского права в целом, вне связи с исследованием систем отдельных его отраслей (в том числе конституционного права), сопряжено с большими трудностями как теоретического, так и практического характера
Введение............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Основы теории конституционного права................................7
§1. Понятие конституционного права
как отрасли права.............................................................................................7
§2. Место конституционного права в системе отраслей права...................15
ГЛАВА 2. Структурные подразделения системы отрасли конституционного права Российской Федерации ..................................24
§1. Конституционно-правовой институт в системе отрасли
конституционного права.................................................................................24
§2. Источники и система конституционного права......................................31
Заключение.....................................................................................................37
Список источников и литературы..........
Правовой институт нельзя четко определить, поскольку границы между институтами условны и весьма подвижны, одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов. Например, норма статьи 111 Конституции РФ: «Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы» - является обязательной составляющей института президентских прерогатив, института парламентских полномочий и института исполнительной власти. Следовательно, правовой институт в большей мере операционалистское понятие, хотя и основан на объективно существующей внутренней структуре права.
Следует заметить, что конституционно-правовой
институт, нормы которого закрепляют
федеративное устройство государства,
создает предпосылки для
Система отрасли конституционного
права предопределяется объективными
факторами. Однако она выявляется и
формулируется путем
Система отрасли охватывает
всю совокупность конституционно-правовых
норм, а система конституции - лишь
часть этих норм, составляющую основу
всего конституционно-
И система отрасли
В Конституции Российской Федерации 1993 года (статья 2) права и свободы человека и гражданина наделены статусом высшей ценности, а их признание, соблюдение и защита провозглашены обязанностью государства, таким образом, подчеркивается охранительная функция конституционного права, направленная на обеспечение прав и свобод индивида.
Нельзя не учитывать целостный системный характер нашего общества, в силу которого отдельные элементы системы также способны влиять на общество, определяя в той или иной степени его развитие, особенно если этот элемент - государство, появление которого было вызвано именно потребностями эффективного управления обществом, тем более, что в современных условиях России на повестку дня поставлен вопрос не об отмирании государства, а, напротив, об укреплении его роли как управляющей подсистемы. Годы руководства страной М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина наглядно продемонстрировали, что ослабление руководящих государственных начал приводит к хаосу во всех сферах жизни общества и как результат - к незащищенности индивида. Поэтому, о приоритете и высшей ценности прав и свобод человека реально можно говорить лишь при прочих равных условиях, т.е. при обеспечении значимости и роли всех элементов общества как целостной социальной системы, в том числе и государства, призванного в конечном итоге выражать интересы общества в целом и являющегося сегодня одним из основных организационно-политических гарантов гражданского общества.
Приведу подход М.В. Баглая, по мнению которого «конституционное право - совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти»16. Так вот использование категории «права человека», очевидно, имеет целью подчеркнуть связь конституционного и международного права и ценность правового положения в государственных границах не только граждан, но и иностранцев, и лиц без гражданства. Однако не все авторы разделяют такую позицию. Значительное количество исследователей, как в прошлом, так и в настоящее время используют термин «права личности», целесообразность применения которого в данном случае вызывает сомнения. Это термин не юридический, а психологический, означающий не всех людей, а лишь индивидов, осознающих себя в обществе, общество вокруг себя, свои действия, их последствия и ответственность за содеянное. Следовательно, те, кто не обладает этими качествами (а это малолетние и душевнобольные), не вписываются в конституционно-правовое поле и не вправе претендовать на конституционно-правовые гарантии и защиту.
Термин «права человека» в этой связи удачен, но, несмотря на солидарность с законодателем (ст. 2 Конституции), также не выглядит универсальным. Во-первых, он имеет международно-правовое происхождение, где является единственно целесообразным и необходимым. Международно-правовые термины содержатся в международно-правовых актах, к числу которых внутригосударственные источники права не относятся, и подменять их не могут. Во-вторых, понятие «человек», помимо международно-правового, имеет и узкоспециальный, биологический смысл, обозначая млекопитающее существо, способное к высшей нервной деятельности. В подобном значении у человека как у представителя фауны можно отметить лишь право на жизнь, на охрану здоровья и сохранение своей популяции. В то же время государство призвано, прежде всего, охранять права и свободы своих граждан, которые, в свою очередь, обязаны защищать собственное Отечество вплоть до защиты с оружием в руках в условиях войны, рискуя при этом жизнью. Поэтому, определяя предмет государственного (конституционного) права, уместнее было бы вслед за Конституцией говорить о правах человека и гражданина либо о правовом статусе индивида с последующим пояснением содержания данного термина.
Таким образом, система конституционного права - это его устройство, деление на подотрасли, институты и их целостное соединение. В науке нет единого взгляда на указанную систему. Соглашусь с автором одного из наиболее развернутых понятий системы конституционного права О.Е. Кутафиным, который полагает, что «она складывается из институтов основ конституционного строя, гражданства, основ правового статуса человека и гражданина, федеративного устройства, избирательного права, системы государственной власти и системы местного самоуправления»17.
Можно сделать следующий вывод: Конституционное право России — ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное и функциональное единство общества как целостной социальной системы, т.е. основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, отношения между человеком и государством.
Глава 2. Структурные подразделения системы отрасли конституционного права Российской Федерации
§1. Конституционно-правовой институт в системе отрасли
конституционного права
Конституционно-правовые нормы и институты
Источник - наиболее значимые нормы выражены в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей правовой системе - в Конституции РФ (см. приложение 2).
В конституционном праве значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, а не конкретно регулирующего характера. Нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи и т.п. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.).
Нормы имеют учредительный характер содержащихся в них предписаний. Они первично устанавливают обязательный порядок для создания всех правовых норм других отраслей права. Определяют формы правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему органов государственной власти.
Имеют особый характер реализации. Многие нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ).
Характеризуются специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены. Это - народ, государство, нации и народности, высшие государственные органы.
Имеют особенности структуры. Для них не характерна трёхчленная структура, традиционно выделяемая в составе правовой нормы: гипотеза, диспозиция и санкция. Обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.
Конституционно-правовые нормы классифицируются:
На основании критерия содержащегося предписания различают нормы: управомочивающиеся, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий. Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию РФ, её субъектов, предметы ведения всех государственных органов. Нормы-принципы, нормы-цели и нормы-задачи и т.п.
Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить своё поведение, свои действия с установками данных норм, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. Это - конституционные обязанности граждан, а также нормы в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме.
Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определённых действий, в них предусмотренных. Это - «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п.
По степени определённости содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные норма.
Императивные - такие, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. В них однозначно определяется вариант поведения субъекта в соответствующих обстоятельствах.
Диспозитивные - предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учётом указанных в норме условий и обстоятельств.
По назначению
в механизме правового
Определённый правовой
результат достигается обычно действием
не одной правовой нормы, а достаточно
широкой их совокупности. Такие совокупности
родственных норм именуется государственно-
Конституционно-правовы отношения и их субъекты
Как отмечалось выше, назначение конституционно-правовых норм состоит в регулировании общественных отношений, составляющих предмет рассматриваемой отрасли. В результате воздействия правовых норм на общественные отношения возникают конституционно-правовые отношения.
Информация о работе Понятие конституционного права как отрасли права