Понятие Конституционного строя РФ и его основ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.1

Файлы: 1 файл

глава 1.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст.15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты не должны ей противоречить.

Приоритет международного права. Этот признак правового государства как бы дает пропуск в цивилизованный мир. В Конституции РФ (ч.4 ст.15) принцип приоритета международного права разбит на две части. Во-первых, безусловно признается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. А во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора. Заключение РФ договоров с другими государствами регулируется Федеральным законом «О международных договорах РФ» Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство включает ещё очень много аспектов.

г)Республиканская форма РФ.

В статье 1 Конституции РФ установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость  главы  государства.  Этим  республиканская  форма правления отличается от монархии, характеризующейся обычно наследственным статусом главы государства.

Устанавливая республиканскую форму правления, Конституция РФ закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо  независимого  и  длительного  обладания  государственной властью, основанного на индивидуальном праве; создание государственных  органов  на  основе согласования  интересов  управления  государством  с гражданскими  свободами; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

В настоящее время Российская Федерация имеет «полупрезидентскую»  республиканскую  форму  правления:  во-первых, Президент  избирается  всеобщим  голосованием,  во-вторых,  он располагает  собственными  полномочиями,  позволяющими  ему действовать  независимо  от  Правительства;  в-третьих,  наряду  с Президентом  действуют  председатель  правительства  и министры,  в  определенной  мере  ответственные  перед  парламентом;  в этом ее отличие от президентской формы.8

д) РФ – социальное государство.

В Конституции РФ социальное государство характеризуется как государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. Это, конечно, слишком общая цель, ключевым и самым сложным понятием которой является «достойная жизнь». Однако ч.2 ст.7 дает некоторую расшифровку обязанностей государства:

- Охрана труда и здоровья людей;

- Установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

- Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

- Развитие системы социальных служб;

- Установление государственных пенсий, пособий;

- Иные гарантии социальной защиты.

Такой перечень социальных обязанностей государства явно отстает от общепризнанных в конституционной теории и практике развитых стран. Однако введенный в Конституцию термин «социальная защита», хотя не обязательно связанный с государственными мерами, предполагает возможность расширения этих обязанностей в будущем законодательстве.

е) РФ – светское государство.

Российская  Федерация  является  светским  государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 17 Конституции Российской Федерации).

Религиозные  объединения  Российской  Федерации  действуют на основании Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изменениями от 28 февраля 2008 г. и 23 июля 2008 г).

Согласно этому закону религиозным объединением в Российской  Федерации  признается  добровольное  объединение  граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужения, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.9 Религиозные объединения могут создаваться в форме групп и религиозных организаций.

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских  частях,  государственных  и  муниципальных  организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

2.3. Организации публичной власти РФ.

а) Народ РФ – носитель суверенитета  и единственный источник власти.

 Носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ - ее многонациональный народ

В словаре русского языка суверенитету давалась такая интерпретация: это полная независимость государства в его внутренних делах и в ведении внешней политики. Отождествление  всякой  независимости  с  суверенитетом – явный  признак  того,  как  термин  утратил  однозначность  своего смысла.  Примером  этому  могут  служить  несообразные  выражения: «суверенитет личности», «суверенитет города», «экономический суверенитет», «политический суверенитет». Всякий суверенитет – это независимость, но не всякая независимость – суверенитет. В учебнике «Конституционное право России» под редакцией Е.И. Козловой и О.Е. Кутафина дается такое определение: суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за ее пределами, в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости.

Закон установил, что Российская Федерация не несет обязательств по общесоюзным кредитам, соглашениям и сделкам в отношении  указанных  в  нем  ресурсов  и  фондов,  заключенным без согласования с соответствующими органами Федерации. Защита  государственного  суверенитета  осуществляется  в различных  формах:  военной – Вооруженными  силами  РФ;  дипломатической – Президентом и Правительством России. Важная роль в охране государственного суверенитета возложена на правоохранительные органы.

б) Форма осуществления власти.

Формы осуществления государственной власти - это практическое выражение государственной деятельности по осуществлению функций государства. Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства-правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.10

Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна. Например, как осуществлять социальную функцию без кодифицированного социального законодательства, социального права?

От Правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями.

Правоохранительная деятельность - властная оперативная и Правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан, включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности.11

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.

 Такая деятельность является  и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия.

в) Единство и разделение государственной власти.

Теория единства государственной власти и разделения властей предполагает, что государственная власть едина в том смысле, что она осуществляется государственным аппаратом в целом и что не существует нескольких конкурирующих “государственных властей”. Но, во-первых, единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы, во - вторых, по мере исторического развития государственности и права формируется определенный принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, который называется разделением властей.

Единую государственную власть осуществляет государственный аппарат, который представляет собой систему государственных органов. В рамках этой системы различаются три подсистемы (относительно самостоятельные и взаимодействующие), образующие законодательную, исполнительную и судебные ветви аппарата государственной власти как целого. В основе такого разделения труда лежит функциональная дифференцированность государственной власти. Обычно эту функциональную дифференцированность объясняют как разделение труда по государственному управлению. Имеется в виду, что государственная власть функционально предназначена для законотворчества, исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и правосудия. Рациональная организация и разделение труда по государственному управлению порождают государственные органы, обладающие разной компетенцией: есть органы, которые устанавливают общеобязательные нормы, органы, которые управляют в соответствии с этими нормами, и органы, которые в соответствии с этими нормами решают споры о праве.12

г)Местное самоуправление как самостоятельный уровень публичной власти.

Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст.3), признает и гарантирует его (ст.12). включение этих статей в число основ конституционного строя - свидетельство принципиального изменения отношения государства к местным органам власти, несомненный признак правового государства.

Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция устанавливает, что оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Установление пределов полномочий едва ли не самое сложное и деликатное дело, здесь возможна чрезмерная пестрота и разнообразие, поскольку установление общих принципов местного самоуправления согласно Конституции входит в совместное ведение Федерации и ее субъектов. Одно несомненно, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения. Вмешательство в эти вопросы органов государственной власти субъектов Федерации или самой Федерации недопустимо.

Местное самоуправление действует в соответствии с конституциями и законами, следовательно, оно производно от государства. Статьей 12 Конституция как бы позволяет гражданскому обществу на местном уровне решать свои проблемы без вмешательства органов государственной власти, а только через собственные органы, но тоже наделенными властными полномочиями. Это не суверенная власть, и она не может выходить за свои пределы - в противном случае правомерно вмешательство органов государственной власти. Каждый гражданин участвует в создании органов местного самоуправления, но этот же гражданин является субъектом своего российского конституционного права, он участвует в общенародном волеизъявлении при создании органов государственной власти Федерации и ее субъектов. В своей основной части это институт конституционного права, поскольку его основными источниками являются Конституция РФ, уставы субъектов Федерации, законы Российской Федерации и ее субъектов, указы Президента России и др. Но в то же время источниками выступают акты самих органов местного самоуправления, вследствие чего муниципальное право предстает как комплексная отрасль. Эта отрасль имеет свою систему, принципы, гарантии и формы ответственности.

2.4 Социально-экономические и политические основы Конституционного строя РФ.

а) Единство экономического пространства.

Единство экономического пространства — принцип экономической основы конституционного строя, предполагающий, что РФ представляет собой состоящее из территорий ее субъектов пространство, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении согласованных (гармонизированных) правовых норм, а также существует единая инфраструктура и проводится единая (национальная) согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. 13Единство экономического пространства РФ предполагает обеспечение единого правового регулирования хозяйственных и финансовых отношений на всей территории России. В политическом плане создание в РФ единого экономического пространства направлено на утверждение государственного суверенитета, а в экономическом преследует такие цели, как обеспечение эффективного функционирования внутреннего рынка товаров, услуг, капитала и труда; создание условий структурной перестройки и стабильного развития российской экономики в интересах повышения жизненного уровня населения; проведение единой налоговой, денежно-кредитной, торговой, таможенной и тарифной политики; развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем; создание общей (национальной) системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

Информация о работе Понятие Конституционного строя РФ и его основ