Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 20:20, курсовая работа
Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность таких черт позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства, или о государственном строе. Этот строй, закрепленный конституцией государства, становится его конституционным строем. Таким образом, конституционный строй – это определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции.1
Гарантиями Единство экономического пространства РФ согласно Конституции являются, в частности, отнесение к исключительным предметам ведения РФ таких вопросов, как установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, стандарты, эталоны, официальный статистический и бухгалтерский учет закрепление прерогативы денежной эмиссии исключительно за Центральным банком России.
б) Свобода экономической деятельности и поддержка конкуренции.
Поддержка конкуренции осуществляется всей экономической политикой государства. Это прежде всего ликвидация государственного монополизма, разгосударствление, приватизация и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. Такой политикой обеспечивается улучшение качества и разнообразие товаров, предотвращение дороговизны, а следовательно, повышение жизненного уровня населения и качества жизни. Конкуренция делает то, что никогда не в состоянии сделать централизованное планирование и командные методы управления. Конституционный строй, обязывающий поддерживать ее, – наилучший союзник экономического прогресса.
Свобода экономической деятельности – другой основополагающий принцип рыночной экономики. В сочетании с правом частной собственности это главный антипод тоталитарной государственной экономики с ее плановой и административно-командной системами. Свобода экономической деятельности означает, что люди могут беспрепятственно создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться с продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли14. Они в праве свободно вести торговлю, открывать банки и биржи, создавать хозяйственные объединения. Индивидуальное обогащение от такой деятельности, если она не противоправна, не только не враждебно интересам общества, но как раз служит этим интересам. Поэтому граждане вправе требовать от государства защиты от непомерного налогообложения, коррупции государственных чиновников, рэкета и организованной преступности. Чем реальнее и прочнее гарантии в этой области, тем выше темпы экономического развития и жизненный уровень народа.
В тоже время свобода экономической деятельности требует от государства особенного внимания, ибо злоупотребление ею чревато социальным взрывом. Государство должно не просто гарантировать эту свободу, но и регулировать ее использование, придавая экономике социальную ориентацию. Свобода предпринимателя, например, не должна порождать произвол в создании условий труда для работников, нарушать права потребителей и социальную справедливость в обществе. Таким образом, провозглашение свободы экономической деятельности не только не исключает, но предполагает детальное и систематическое государственное регулирование экономических взаимоотношений.
в) Многообразие форм собственности.
-Частная собственность. Фундамент современной рыночной экономики составляет частная собственность. Собственники объектов частной собственности самостоятельно принимают основные экономические решения, обладают полной экономической свободой.
Субъектами частной собственности являются граждане и (или) юридические лица. Объектом частной собственности может быть любое имущество. В условиях рыночной экономики верхний предел частной собственности количественно не может быть ограничен.
Частная собственность способствует тому, что экономическая деятельность ведется эффективно и ответственно. Обеспечивается экономная эксплуатация объектов частной собственности, принимаются меры к ее приумножению.
В настоящее время многие экономисты подразделяют частную собственность на индивидуальную и коллективную собственность.
- Государственная собственность. В современной экономике наряду с частной собственностью существует государственная собственность. Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности государству. В Российской Федерации различают две формы государственной собственности: федеральная собственность (собственность Российской Федерации в целом); собственность субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального назначения, автономных областей, автономных округов).
- Муниципальная собственность. В ряде стран в качестве одной из форм государственной собственности выступает муниципальная (коммунальная) собственность. В России муниципальная собственность на законодательном уровне рассматривается как самостоятельная форма собственности. К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, a также муниципальным образованиям. Субъектами муниципальной собственности являются органы местного самоуправления. К объектам муниципальной собственности относятся средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия торговли и бытового обслуживания, транспорт, промышленные и иные предприятия, организации социальной сферы. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и организациями во владение, пользование и распоряжение.
г) Идеологическое многообразие и политический плюрализм.
Об этом уже немало было сказано при освещении основ конституционного строя РФ (§ 5 гл. 3) и конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ (§ 6 гл. 4). В связи с этим остановимся здесь специально и более подробно на таком важном аспекте демократизма РФ, как свобода общественных объединений и их политико-правовой статус. Закрепляя, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 2 ст. 13), Конституция РФ вместе с тем признает политическое многообразие, многопартийность и равноправие общественных объединений (ч. 3 и 4 ст. 13). В то же время она запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13). Данные конституционные установления направлены как против монополии одной партии или привилегированного положения какой-либо одной или нескольких организаций, что особенно важно в свете нашего негативного политического опыта прошлого, так и против таких общественных объединений, которые преследуют явно антидемократические, антиобщественные, антиконституционные цели, чаще всего осуждаемые и мировым сообществом.
Федеральный закон «Об общественных объединениях» определяет эти объединения как «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Согласно этому закону организационно-правовыми формами таких объединений могут быть: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности. Отмеченные выше положения Конституции РФ конкретизируются и развиваются и в других принятых позднее федеральных законах, например, в законах «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О некоммерческих организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» 15
Заключение
Новая российская Конституция восприняла структуру, характерную для многих новейших конституций. Первая ее глава устанавливает основы конституционного строя России, составляющие совокупность принципов, основных ее положений, являющихся первичной нормативной базой, как для остальных положений конституции, так и иных нормативно-правовых актов.
Конституция Российской Федерации - это основной закон, который должен знать каждый человек, который живет в демократической, федеральной и правовой России, и являющийся ее гражданином. И поэтому, при написании курсовой работы по дисциплине “Конституционное право Российской Федерации”, при выборе темы предпочтение было отдано раскрытию темы “Основы конституционного строя Российской Федерации”.
Именно здесь сформулированы исходные связи государственной власти с человеком, народом (обществом), другими государствами, а также ее внутреннее устройство. Эту целостную систему образуют: признание человека, его прав и свобод высшей социальной ценностью, а также обязанности государства соблюдать и защищать таковые; демократический характер власти; суверенитет народа; верховенство права; политическое и идеологическое многообразие; единство экономического пространства и свобода экономической деятельности; разделение властей; социальный характер государства; светский характер государства; верховенство конституции; приоритет международного права над внутригосударственными; федерализм; признание и гарантирование местного самоуправления.
Руководствуясь мнением таких авторов как Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин, я пришёла к выводу, что основные черты характеризуют конституцию как специфическую реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь концентрированным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это находит свое воплощение в ее характерных чертах. Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивы способ его существования. В ней нашло воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т. д.
Список литературы.
Законные акты
1. Конституция РФ. –Санкт-Петербург: Виктору.2011г.
2. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997г., (с изменениями от 28 февраля 2008 г. и 23 июля 2008 г).
Учебная литература.
1. Анисимов Л.М. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. - "Юстицинформ", 2006 г.
2. Баглай М.В. Конституционное права РФ,Учебник для вузов,-М.: НОРМА, 2007.
3. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. Учебник для вузов.- М.: Дашков и К, 2007.
4. Добрынин Н.М. Конституционное(
5. Козлова Е.И. , Кутафин О.Е. Конституционное право России.
3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003.
6. Некрасов С.И. Конституционное право РФ, учебное пособие.-М.: Юрайт-Издат, 2009.
7. Никулин В.В. Конституционное право РФ. Учебное пособие.-Тамбов: ТГТУ. 2006.
8. Смоленский М.Б. Конституционное право РФ, учебное пособие. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС. 2009.
9. Соколов И.А. Конституционное право РФ, учебное пособие.- М.:МГИУ, 2010.
10. Трушкин С.А. толковый словарь русского языка. –М.: Азъ.2007.
11. Червонюк В.И. Конституционное право РФ, учебник для вузов.-М: Юристъ.2004.
12. Шувалов Е.В. Конституционное право РФ. Учебно-практическое пособие, -М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2006.
Схема №1
1 Козлова Е.И. , Кутафин О.Е. Конституционное право России.
3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С.375
2 Баглай М.В. Конституционное права РФ,Учебник для вузов,-М.: НОРМА, 2007. С.56
3Трушкин С.А. толковый словарь русского языка. –М.: Азъ.2007.С.32
4 Конституция РФ. –Санкт-Петербург: Виктору.2011.С.8
5 Конституция РФ. –Санкт-Петербург: Виктору.2011.
6 Соколов И.А. Конституционное право РФ, учебное пособие.- М.:МГИУ, 2010.С.101
7 Некрасов С.И. Конституционное право РФ, учебное пособие.-М.: Юрайт-Издат, 2009. С58
8 Червонюк В.И. Конституционное право РФ, учебник для вузов.-М: Юристъ.2004.С.91
9 Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997г., (с изменениями от 28 февраля 2008 г. и 23 июля 2008 г).
10 Никулин В.В. Конституционное право РФ. Учебное пособие.-Тамбов: ТГТУ. 2006.С.76
11 Анисимов Л.М. Конституционное право России: Учебно-методические материалы и программа. - "Юстицинформ", 2006 г.,С.122
12 Шувалов Е.В. Конституционное право РФ. Учебно-практическое пособие, -М.: Московский государ ственный университет экономики, статистики и информатики, 2006,С.38
13 Смоленский М.Б. Конституционное право РФ, учебное пособие. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС. 2009.С.58
14 Добрынин Н.М. Конституционное(
15 Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. Учебник для вузов.- М.: Дашков и К, 2007, С.25.
Информация о работе Понятие Конституционного строя РФ и его основ