Понятие принципа разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы обусловлена необходимостью решения, прежде всего, практических задач, возникающих в ходе развития российского общества. С другой стороны, важно теоретическое осмысление правовых норм, регламентирующих вопросы организации и взаимодействия органов государственной власти. Приходится констатировать, что действие этих норм нередко приводит к коллизиям и не устраняет пробелов в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие принципа разделения властей.
Первые идеи разграничения деятельности государственных органов власти.
Теория разделения властей Дж. Локка и Ш. Монтескье
Глава 2. Сущность принципа разделения властей.
2.1. Три ветви власти: цели, задачи, особенности.
2.2. Система «сдержек и противовесов».
Глава 3. Принцип разделения властей в России.
3.1. Определение места Президента РФ в системе органов государственной власти.
3.2. Преобразование и нововведения в системе органов государственной власти.
Заключение.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 51.48 Кб (Скачать файл)

3

Содержание.

Введение

Глава 1. Понятие принципа разделения властей.

    1. Первые идеи разграничения деятельности государственных органов власти.
    2. Теория разделения властей Дж. Локка и Ш. Монтескье

Глава 2. Сущность принципа разделения властей.

2.1.    Три ветви  власти: цели, задачи, особенности.

2.2.    Система «сдержек и противовесов».

Глава 3. Принцип разделения властей в России.

3.1.    Определение места Президента РФ в системе органов государственной власти.

3.2.     Преобразование  и нововведения в системе органов  государственной власти.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Тема моей курсовой работы «Теория  разделения властей» выбрана мной не случайно. Дело в том, что проблема, вынесенная в заголовок, затрагивает  самые насущные интересы и потребности  каждого гражданина нашей страны.

Действительно, все мы заинтересованы в стабилизации политической жизни, в укреплении законности, в нормальной человеческой жизни. Нет никаких  сомнений в том, что только государство, поставленное на службу человеку и  следующее неуклонно этому курсу, может быть легитимным и пользоваться поддержкой широких масс.

Вполне естественно возникает: как построить такое государство, как должен быть организован и  на каких принципах должен функционировать  государственный механизм? Сегодня, кажется, все признают, что легитимное государство должно быть демократическим, светским, социальным и правовым. Главная  и высшая ценность этого государства - человек, его неотъемлемые права  и свободы.

Весь мировой опыт показывает и  подтверждает, что там, где попрана  свобода, где царствует диктатура  и произвол, неизбежны упадок общества и нравов, ухудшение условий жизни, а в конечном итоге - крах режима и антинародной государственности. В истории нет ни одного примера, который бы свидетельствовал о том, что тоталитарный строй обеспечивает стабильное процветание, расцвет личности и общества, отправление власти в  интересах народа.

Как же оградить эту свободу, предотвратить  узурпацию власти и неизбежно  следующее за ней произвол, расправы и репрессии? Каким путем можно  оградить человека от подавления его  всесильной машиной государства?

Один из способов решения этой вековой  проблемы состоит в таком построении механизма государственно власти, который  сам по себе препятствовал бы ее узурпации и использованию во вред человека. Для того чтобы эта  власть служила людям, она должна быть им подконтрольна. Управляемые  должны сами и самостоятельно решать судьбу управляющих. Этому может  служить и служит назначение властей  самим народом посредством всеобщих выборов. Но для того, чтобы эти  выборы были действенны, они должны быть свободны. Речь идет не просто о  демократической процедуре голосования  и определения результатов, что, конечно, само по себе тоже очень важно. Но еще важнее, чтобы был свободен тот, кто своим волеизъявлением  решает судьбу власти.

Но ведь известно, что власть всегда стремиться к саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен дополнительный механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей.

Речь идет не о том, чтобы разделить  единую власть между различными общественными  силами или социальными группами, а лишь исключить возможность  концентрации всей полноты власти в  руках одного лица или органа.

За годы, прошедшие с момента  принятия Конституции РФ, где в  ст. 10 были закреплены принципы разделения властей, накоплен определенный практический опыт реализации конституционных положений, проявились их достоинства и недостатки, без учета которых невозможны дальнейшие преобразования. Российское государство на современной этапе характеризуется противоречивым состоянием проводимых преобразований, связанных с критической переоценкой своего прошлого и с выбором будущего, необходимостью поиска перспектив общественного развития. Решение проблемы коррекции содержания и форм многих правовых явлений выступает необходимым условием эволюции правовой системы, ее ориентации на общемировые стандарты. В системе таких явлений находится и разделение властей.

Цель настоящей работы обусловлена  необходимостью решения, прежде всего, практических задач, возникающих в  ходе развития российского общества. С другой стороны, важно теоретическое  осмысление правовых норм, регламентирующих вопросы организации и взаимодействия органов государственной власти. Приходится констатировать, что действие этих норм нередко приводит к коллизиям  и не устраняет пробелов в нормативно-правовом регулировании соответствующих  общественных отношений. Реформирование системы органов государственной  власти осуществляется на базе неразвитого  федерального законодательства, в особенности  тех нормативно-правовых положений, которые должны способствовать подлинной  реализации принципа разделения властей. В результате в государственную  и общественную жизнь привносятся  элементы нестабильности, игнорируются и нарушаются права, свободы и  законные интересы граждан. Одним из способов решения проблемы является формирование и взаимодействие органов  государственной власти на основе принципа разделения властей.

За последние годы в Российской Федерации произошли изменения  в системе органов государственной  власти: появились федеральные округа, проведена реформа Совета Федерации  и другие. В начале XXI в. страна вступает в новый этап государственной модернизации, и на первый план выходит потребность в налаживании сотрудничества между различными ветвями единой государственной власти. Без укрепления государства в лице всех его институтов и уровней власти нам, по словам Президента РФ В.В. Путина, «не достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере». См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Не будет ни революций, ни контрреволюций» // Российская газета. 04.04.2001.

 

Глава 1. Понятие принципа разделения властей.

1.1.Первые идеи разграничения деятельности государственных органов власти.

Разделение властей, под  которым подразумевается распределение  полномочий между тремя ветвями  власти: законодательной (принимает  законы), исполнительно (организует их исполнение) и судебной (рассматривает дела, возникающие из конфликтов, носящих правовой характер)1

Разделение  властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий  в основе организации власти демократического государства 2.

Разделение  властей это одновременно политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого демократического государства. Они оставлены нам в наследие эпохой великих освободительных революций и войн XVII – XVIII веков В Европе и Северной Америке. Именно в этот период сложилось большинство либерально-демократических государств, которые и поныне относят принцип разделения властей к основам своего конституционного строя.

Зачатки доктрины разделения властей усматриваются  уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля ( 384 – 322 до н.э.). Однако авторство принадлежит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим в определенной степени провозвестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632 – 1704 гг.) и французу Шарлю Монтескье (1689 – 1755 гг.)

Идея разграничения деятельности государственных органов в самом  общем виде высказывалась, как уже  было сказано, еще античными мыслителями - Платоном, Аристотелем, Полибием и др. Так, Платон писал о законодательстве, управлении и правосудии как о формах государственной деятельности, которые «направлены на один и тот же предмет, но вместе с тем и отличны друг от друга».3

 Аристотель уже выделял «три элемента» всякого политического устройства, считая, что от их организации зависит как благосостояние общества, так и саморазличие отдельных форм государственного строя.4 Определяя государство как сложное целое, состоящее из специфически различных неподобных частей, Аристотель выделял, во-первых, «законосовещательный» орган, во-вторых, административный или правительственный орган, в-третьих, судебные органы. По его мнению, основополагающим элементом в государстве должен быть «законосовещательный» орган. Поэтому Аристотель не исследовал взаимоотношения государственных органов между собой, проблемы их взаимодействия и контроля.

Теория разделения властей Дж. Локка и Ш. Монтескье.

Джон Локк (1632-1704) изложил  свое политико-юридическое учение в труде «Два трактата о государственном правлении». Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Дж. Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение — доктрину раннебуржуазного либерализма. 
Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии «нет войны всех против всех». Господствует равенство ,«при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого». Однако, в естественном состоянии отсутствуют органы, кот. могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство. Локк особенно акцентирует момент согласия : «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа».

Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Целью деятельности государства , по Локку, должны быть охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи с злоупотреблениями властью.

Теория разделение властей. Ш. Монтескье.

 В своей фундаментальной работе «О духе законов»(1748г.) Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что «свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга» . Как видно, цель теории — создание безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечение политических свобод. 
Разберем поподробнее основные положения теории разделения властей (по Монтескье). Во-первых, существует три рода власти: законодательная, исполнительная и судебная, которые должны быть рас- пределены между разными государственными органами. Если же в руках одного органа сконцентрируется власть, различная по своему содержанию, то появится возможность для злоупотребления этой властью, а следовательно, свободы граждан будут нарушаться. Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти — «выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан...». «Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью». «Задача судей в том, чтобы решения и приговоры «всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц.». Однако, «хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий».

Во-вторых, должна действовать  система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. «Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся воль и интересов различных социальных слоев и сил... За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливает регламент его работы и распускает собрание...» . Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм «сдержек и противовесов», чем тот, который мы видим в трудах Ш. Монтескье, однако уже в его работах были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти ( что видно из приведенных цитат ). В наше время, как правило, «законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента». «Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделенность между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей.».

Однако, в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную — вообще полувластью. Думается , все это было не столь актуально во времена Монтескье, сколь актуально было следующее положение теории разделения властей: определенная ветвь власти должна представлять интересы определенной социальной группы. Судебная власть представляет интересы народа, исполнительная — монарха, верхняя палата законодательного собрания (предусмотренная конституционным проектом Монтескье) — аристократии, нижняя палата собрания — интересы народа. Таким образом, мы видим стремление достигнуть компромисса в борьбе буржуазии ( слившейся тогда с народом ) и приверженцев абсолютизма. 
Ш.-Л. Монтескье придал теории разделения власти вполне завершенный и стройный вид. И, что не менее важно, в его интерпретации концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день. 
Так, Монтескье утверждал, что сосредоточение власти в одних руках ведет к «ужасному деспотизму» и предлагал разделить государственную власть на три ветви: законодательную (парламент), исполнительную (король и министры) и судебную (независимые суды). 
Многие положения, закрепленные в работе Монтескье, нашли свое отражение в закреплении в конституционных актах, многие из которых действуют и по сегодняшний день. 
Среди этих актов особое место занимают два: Декларация прав независимости Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776 г. И Французская декларация прав человека (1789 г.).

Информация о работе Понятие принципа разделения властей