Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:38, курсовая работа
Цель настоящей работы обусловлена необходимостью решения, прежде всего, практических задач, возникающих в ходе развития российского общества. С другой стороны, важно теоретическое осмысление правовых норм, регламентирующих вопросы организации и взаимодействия органов государственной власти. Приходится констатировать, что действие этих норм нередко приводит к коллизиям и не устраняет пробелов в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений.
Введение
Глава 1. Понятие принципа разделения властей.
Первые идеи разграничения деятельности государственных органов власти.
Теория разделения властей Дж. Локка и Ш. Монтескье
Глава 2. Сущность принципа разделения властей.
2.1. Три ветви власти: цели, задачи, особенности.
2.2. Система «сдержек и противовесов».
Глава 3. Принцип разделения властей в России.
3.1. Определение места Президента РФ в системе органов государственной власти.
3.2. Преобразование и нововведения в системе органов государственной власти.
Заключение.
3
Содержание.
Введение
Глава 1. Понятие принципа разделения властей.
Глава 2. Сущность принципа разделения властей.
2.1. Три ветви власти: цели, задачи, особенности.
2.2. Система «сдержек и противовесов».
Глава 3. Принцип разделения властей в России.
3.1. Определение места Президента РФ в системе органов государственной власти.
3.2. Преобразование
и нововведения в системе
Заключение.
Введение.
Тема моей курсовой работы «Теория разделения властей» выбрана мной не случайно. Дело в том, что проблема, вынесенная в заголовок, затрагивает самые насущные интересы и потребности каждого гражданина нашей страны.
Действительно, все мы заинтересованы
в стабилизации политической жизни,
в укреплении законности, в нормальной
человеческой жизни. Нет никаких
сомнений в том, что только государство,
поставленное на службу человеку и
следующее неуклонно этому
Вполне естественно возникает:
как построить такое
Весь мировой опыт показывает и подтверждает, что там, где попрана свобода, где царствует диктатура и произвол, неизбежны упадок общества и нравов, ухудшение условий жизни, а в конечном итоге - крах режима и антинародной государственности. В истории нет ни одного примера, который бы свидетельствовал о том, что тоталитарный строй обеспечивает стабильное процветание, расцвет личности и общества, отправление власти в интересах народа.
Как же оградить эту свободу, предотвратить узурпацию власти и неизбежно следующее за ней произвол, расправы и репрессии? Каким путем можно оградить человека от подавления его всесильной машиной государства?
Один из способов решения этой вековой
проблемы состоит в таком построении
механизма государственно власти, который
сам по себе препятствовал бы ее
узурпации и использованию во
вред человека. Для того чтобы эта
власть служила людям, она должна
быть им подконтрольна. Управляемые
должны сами и самостоятельно решать
судьбу управляющих. Этому может
служить и служит назначение властей
самим народом посредством
Но ведь известно, что власть всегда стремиться к саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен дополнительный механизм ограждения свободы и сдерживания авторитарных поползновений со стороны власти. Именно такой механизм и предлагает концепция разделения властей.
Речь идет не о том, чтобы разделить единую власть между различными общественными силами или социальными группами, а лишь исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа.
За годы, прошедшие с момента принятия Конституции РФ, где в ст. 10 были закреплены принципы разделения властей, накоплен определенный практический опыт реализации конституционных положений, проявились их достоинства и недостатки, без учета которых невозможны дальнейшие преобразования. Российское государство на современной этапе характеризуется противоречивым состоянием проводимых преобразований, связанных с критической переоценкой своего прошлого и с выбором будущего, необходимостью поиска перспектив общественного развития. Решение проблемы коррекции содержания и форм многих правовых явлений выступает необходимым условием эволюции правовой системы, ее ориентации на общемировые стандарты. В системе таких явлений находится и разделение властей.
Цель настоящей работы обусловлена
необходимостью решения, прежде всего,
практических задач, возникающих в
ходе развития российского общества.
С другой стороны, важно теоретическое
осмысление правовых норм, регламентирующих
вопросы организации и
За последние годы в Российской
Федерации произошли изменения
в системе органов
Глава 1. Понятие принципа разделения властей.
1.1.Первые идеи разграничения деятельности государственных органов власти.
Разделение властей, под
которым подразумевается
Разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства 2.
Разделение властей это одновременно политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого демократического государства. Они оставлены нам в наследие эпохой великих освободительных революций и войн XVII – XVIII веков В Европе и Северной Америке. Именно в этот период сложилось большинство либерально-демократических государств, которые и поныне относят принцип разделения властей к основам своего конституционного строя.
Зачатки доктрины разделения властей усматриваются уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля ( 384 – 322 до н.э.). Однако авторство принадлежит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим в определенной степени провозвестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632 – 1704 гг.) и французу Шарлю Монтескье (1689 – 1755 гг.)
Идея разграничения
Аристотель уже выделял «три элемента» всякого политического устройства, считая, что от их организации зависит как благосостояние общества, так и саморазличие отдельных форм государственного строя.4 Определяя государство как сложное целое, состоящее из специфически различных неподобных частей, Аристотель выделял, во-первых, «законосовещательный» орган, во-вторых, административный или правительственный орган, в-третьих, судебные органы. По его мнению, основополагающим элементом в государстве должен быть «законосовещательный» орган.5 Поэтому Аристотель не исследовал взаимоотношения государственных органов между собой, проблемы их взаимодействия и контроля.
Теория разделения властей Дж. Локка и Ш. Монтескье.
Джон Локк (1632-1704) изложил
свое политико-юридическое учение в труде
«Два трактата о государственном правлении».
Локк полностью разделял идеи естественного
права, общественного договора, народного
суверенитета, неотчуждаемых свобод личности,
сбалансированности властей, законности
восстания против тирана. Дж. Локк развил
эти идеи, видоизменил, дополнил новыми
и интегрировал в целостное политико-правовое
учение — доктрину раннебуржуазного либерализма.
Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении
государства. По Дж. Локку, до возникновения
государства люди пребывали в естественном
состоянии. В предгосударственном общежитии
«нет войны всех против всех». Господствует
равенство ,«при котором всякая власть
и всякое право являются взаимными, никто
не имеет больше другого». Однако, в естественном
состоянии отсутствуют органы, кот. могли бы
беспристрастно решать споры между людьми,
осуществлять надлежащее наказание виновных
в нарушении естественных законов. Все
это порождает обстановку неуверенности,
дестабилизирует обычную размеренную
жизнь. В целях надежного обеспечения естественных
прав, равенства и свободы, защиты личности
и собственности люди соглашаются образовать
политическое общество, учредить государство.
Локк особенно акцентирует момент согласия
: «Всякое мирное образование государства
имело в своей основе согласие народа».
Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Целью деятельности государства , по Локку, должны быть охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи с злоупотреблениями властью.
Теория разделение властей. Ш. Монтескье.
В своей фундаментальной
работе «О духе законов»(1748г.) Монтескье
изложил результаты длительного исследования
политико-правовых установлений нескольких
государств, придя к выводу, что «свобода
возможна при любой форме правления, если
в государстве господствует право, гарантированное
от нарушений законности посредством разделения
властей на законодательную, исполнительную
и судебную, которые взаимно сдерживают
друг друга» . Как видно, цель теории —
создание безопасности граждан от произвола
и злоупотреблений властей, обеспечение
политических свобод.
Разберем поподробнее основные положения
теории разделения властей (по Монтескье).
Во-первых, существует три рода власти:
законодательная, исполнительная и судебная,
которые должны быть рас- пределены между
разными государственными органами. Если же
в руках одного органа сконцентрируется
власть, различная по своему содержанию,
то появится возможность для злоупотребления
этой властью, а следовательно, свободы
граждан будут нарушаться. Каждая ветвь
власти предназначена для осуществления
определенных функций государства. Основное
назначение законодательной власти —
«выявить право и сформулировать его в виде
положительных законов, обязательных
для всех граждан...». «Исполнительная
власть в свободном государстве предназначена
для исполнения законов, устанавливаемых
законодательной властью». «Задача судей
в том, чтобы решения и приговоры «всегда
были лишь точным применением закона.
Судебная власть карает преступления
и разрешает столкновения частных лиц.».
Однако, «хотя органы власти действуют
самостоятельно, речь идет не об абсолютном
обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности
и одновременном тесном взаимодействии
друг с другом, осуществляемом в пределах
их полномочий».
Во-вторых, должна действовать
система сдержек и
Однако, в конституционном проекте
Монтескье недостаточно четко проводится
идея равновесия властей. Законодательная
власть явно играет доминирующую роль,
исполнительную власть Монтескье называет
ограниченной по своей природе, а судебную —
вообще полувластью. Думается , все это
было не столь актуально во времена Монтескье,
сколь актуально было следующее положение
теории разделения властей: определенная
ветвь власти должна представлять интересы
определенной социальной группы. Судебная
власть представляет интересы народа,
исполнительная — монарха, верхняя палата
законодательного собрания (предусмотренная
конституционным проектом Монтескье) —
аристократии, нижняя палата собрания —
интересы народа. Таким образом, мы видим
стремление достигнуть компромисса в борьбе
буржуазии ( слившейся тогда с народом
) и приверженцев абсолютизма.
Ш.-Л. Монтескье придал теории разделения
власти вполне завершенный и стройный
вид. И, что не менее важно, в его интерпретации
концепция разделения властей получила
свое отражение и закрепление в конституционных
актах, многие из которых сохраняют свое
действие и по сегодняшний день.
Так, Монтескье утверждал, что сосредоточение
власти в одних руках ведет к «ужасному
деспотизму» и предлагал разделить государственную
власть на три ветви: законодательную (парламент),
исполнительную (король и министры) и судебную
(независимые суды).
Многие положения, закрепленные в работе
Монтескье, нашли свое отражение в закреплении
в конституционных актах, многие из которых
действуют и по сегодняшний день.
Среди этих актов особое место занимают
два: Декларация прав независимости Североамериканских
Соединенных Штатов от 4 июля 1776 г. И Французская
декларация прав человека (1789 г.).