Понятие принципа разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы обусловлена необходимостью решения, прежде всего, практических задач, возникающих в ходе развития российского общества. С другой стороны, важно теоретическое осмысление правовых норм, регламентирующих вопросы организации и взаимодействия органов государственной власти. Приходится констатировать, что действие этих норм нередко приводит к коллизиям и не устраняет пробелов в нормативно-правовом регулировании соответствующих общественных отношений.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие принципа разделения властей.
Первые идеи разграничения деятельности государственных органов власти.
Теория разделения властей Дж. Локка и Ш. Монтескье
Глава 2. Сущность принципа разделения властей.
2.1. Три ветви власти: цели, задачи, особенности.
2.2. Система «сдержек и противовесов».
Глава 3. Принцип разделения властей в России.
3.1. Определение места Президента РФ в системе органов государственной власти.
3.2. Преобразование и нововведения в системе органов государственной власти.
Заключение.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 51.48 Кб (Скачать файл)

 В соответствии с  принципом разделения властей  и независимости судов Президент  не вправе вмешиваться в деятельность  судебных органов. Однако он  участвует в формировании органов  судебной власти. Так, только Президенту  предоставлено право выдвижения  кандидатур для назначения Советом  Федерации на должности судей  Конституционного Суда, Верховного  Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает судей  других федеральных судов. Никто  не в праве требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру — это было бы нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.

3.2. Преобразование и нововведения в системе органов государственной власти.

В последнее время, с приходом к власти нового Президента РФ и созданием в Государственной Думе мощной пропрезидентской партии, в России началось осуществление широкомасштабных реформ, которые коснулись, в некоторой степени, и существующего механизма разделения властей. Например, был принят новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» См.: О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 05.08.2000 №113-ФЗ [с изм. и доп. от 16.12.2004 № 160-ФЗ], который установил такую проблему в механизме разделения властей, как вхождение глав субъектов Федерации (глав исполнительных ветвей власти) и председателей законодательных органов власти субъектов Федерации в одну из палат федерального законодательного органа. Также указом Президента был создан совещательный орган при Президенте - Государственный Совет. Членами Государственного Совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации. Этот орган обладает небольшой компетенцией, но некоторые ученые и политики возлагают большие надежды на этот орган и говорят о возможности его усиления и закрепления в Конституции, в результате чего его будет необходимо внести в механизм разделения властей Российской Федерации.

Так как Президент РФ очень часто  упоминает в качестве одного из важнейших  приоритетов своей деятельности укрепление правового государства, а разделение властей - это один из признаков правового государства, то хотелось бы, чтобы в этих преобразованиях  и нововведениях механизм разделения властей в Российской Федерации  был только усовершенствован и не превратился бы в формальный принцип, который на практике не будет наполнен реальным содержанием.

Заключение.

В постсоветсткий период истории страны словосочетание «разделение властей» превратилось в одно из самых популярных политико-правовых понятий. Его активно используют политики всех мастей, причем вкладывается в него подчас диаметрально противоположное содержание. Сходятся, пожалуй, только в одном - нам крайне необходимо создать у себя в стране государственный механизм, основанный на принципе разделения властей. До сих пор не утихают многочисленные острые дискуссии, развернувшиеся вокруг трактовки понятия разделения властей.

Постоянно меняющаяся российская действительность последних лет продолжает преподносить сюрпризы даже тем исследователям, которые напрямую не связаны с  анализом отечественной проблематики. События наших дней заставляют либо внести серьезные коррективы в казалось бы прочно укоренившиеся стереотипы, сложившиеся в научной литературе, посвященной разделению властей, либо даже поставить их под сомнение. Все это опять-таки диктует необходимость возвращения к считавшейся хорошо разработанной и понятой теме разделения властей.

Итак, какие же итоговые выводы можно  сделать, говоря об исторических судьбах  концепции разделения властей и  сегодняшней практике ее воплощения в жизнь. Безусловно, к настоящему моменту подавляющее большинство  стран взяло, по крайней мере формально, принцип разделения властей за основу в строительстве государственного механизма. Ныне в этой сфере данный принцип, несомненно, доминирует. Однако, констатируя указанный факт, следует сделать ряд оговорок.

Во-первых, формальное закрепление  в конституционном праве положения  о разделении властей далеко не всегда свидетельствует о том, что в  реальной жизни деятельность государственных  институтов осуществляется в соответствии с классическими установками  этой концепции.

Во-вторых, даже такое сугубо формальное воплощение постулата о разделении властей получило широкое распространение  по историческим меркам относительно недавно - всего 50-60 лет. До этого на протяжении более чем двух веков  идеям, заложенным в концепции разделения властей, приходилось с большим  трудом пробивать себе дорогу в острейших  идейно-политических столкновениях  с принципиально иными моделями государственного устройства.

В-третьих, в силу того, что на сегодняшний  день существует довольно богатый выбор  разных моделей государственных  структур, основанных на разделении властей, выстроить их по ранжиру, по степени  эффективности непросто. Даже однотипные с формально-правовой точки зрения модели государственного устройства в  разных странах демонстрируют далеко не одинаковую эффективность. Это весомый  аргумент против тезиса об универсальности  принципа разделения властей.

Более того, сегодня выдвигается  версия, согласно которой очередной  виток в развитии цивилизации, несомненно, модернизирует социальную структуру  общества, а это потребует поисков  новых форм его политической организации, иных механизмов и типологий государственного управления. Поэтому, на наш взгляд, вопрос о перспективах концепции  разделения властей далеко не столь  радужно-обозначен, как утверждают некоторые сторонники этой идеи.

Что же касается России, то здесь попытки  командно-административными метода насадить нормы и принципы западной демократии, в том числе ввести разделенное правление, пока не принесли ожидаемого прорыва в очередное  «светлое будущее», а наоборот, во многом обусловили заметное падение степени управляемости государственными делами. Порочной была и остается практика слепого копирования чужого опыта, игнорирование национальных традиций и специфики, характерные для первой половины 90-х годов. Серьезно дискредитировали в глазах электората принцип разделения властей, а в более широком плане - демократические ценности вообще, политическая практика ельцинского периода в истории России. Подобные оценки отнюдь не означают принципиального неприятия идеи разделения властей и других ценностей демократической политической культуры. Просто в силу этого задача создания эффективно действующего государственного механизма, способного вывести российское общество из многомерного кризиса, многократно усложнилась. Уже сейчас ясно, что легких решений на этом пути ожидать не приходится. Необходим тщательный, всесторонний анализ как национальной традиции государственного строительства, так и разных моделей государственного устройства других стран, их сильных и слабых сторон, с тем чтобы нащупать тот единственно верный путь, который может привести к возрождению России.

 

 

  1. Соколов И.А.Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2010. – 53 с.
  2. Лазарев Б.М. Разделение властей и опыт Российского государства //Журнал Российского права.-2000.-№16.-С. 134

Информация о работе Понятие принципа разделения властей