Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 18:18, контрольная работа
Правовая квалификация судей, несомненно, есть и будет оставлять желать много лучшего. Правовые знания сейчас являются дефицитом в современной России в еще большей степени, чем знания рыночной экономики несколько лет назад. Высокий общий уровень образования населения России дает, возможно, основания надеяться, что и спрос на юридически грамотных людей в короткое время сможет породить достаточное предложение.
Процесс обновления российского судопроизводства в настоящее время значительно активизировался. И пока совершенствуется российское законодательство и общество в целом, столько же времени будет совершенствоваться судебная система в соответствии с задачами развития РФ как демократического, правового государства, будь это кардинальная реформа или последовательное воплощение в жизнь намеченных временем решений.
Введение
1. Судебная власть
1.1 Понятие судебной власти
1.2 Задачи судебной власти
1.3 Отличительные черты судебной власти
2. Судебная система
2.1 Понятие судебной системы
2.2 Система судов
2.3 Судебное звено
2.4 Судебная инстанция
3. Реформирование судебной системы
3.1 Необходимость реформирования судебной системы
3.2 Концепция судебной реформы
Заключение
Список использованных источников и литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Костромской государственный технологический университет»
(ФГБОУ ВПО «КГТУ»; КГТУ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО»
Тема: «Понятие судебной власти в Российской Федерации
и её отличительные черты»
( заочное отделение факультета «Юриспруденция» )
Кострома – 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Судебная власть
1.1 Понятие судебной власти
1.2 Задачи судебной власти
1.3 Отличительные черты судебной власти
2. Судебная система
2.1 Понятие судебной системы
2.2 Система судов
2.3 Судебное звено
2.4 Судебная инстанция
3. Реформирование судебной системы
3.1 Необходимость реформирования судебной системы
3.2 Концепция судебной реформы
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Проблема рационального
устройства судебной системы и ее
органов существует столько же времени,
сколько существует государство, как
форма организации общества. Проблемы
судебной системы сродни проблемам
государственного устройства. То есть,
концентрация власти в одних руках
- власти имущих, и в основном защищавших
их интересы - всегда вела к произволу
и злоупотреблению. Правопорядок в
стране нельзя навести, если законотворчество
будет происходить только "сверху
вниз". Должно быть открыто встречное
движение законов "снизу вверх"
путем либерализации
В каждой стране есть свое писаное право, отраженное в тех или иных юридических документах, и обычное право, поддерживаемое общественным мнением. В интересах общества добиваться того, чтобы разница между обычным и писаным правом была бы минимальной. Право будет естественным для общества, если закон станет продолжением санкций общественного мнения. В нашей стране, однако, разница между обычным и писаным правом велика как, наверное, нигде в современном мире. У нас имеется огромное количество юридических норм, которые не поддерживаются общественным мнением. И в то же самое время у нас есть огромное количество норм обычного права, которые никак не защищаются официальным законом.
Большинство обычных прав могут быть обнаружены только в конфликте, легализация которого становится единственным способом получения достоверной юридической информации о них. Чтобы осуществить эту легализацию, суд должен получить возможность рассматривать конфликт, исходя из обычаев окружающей конфликт среды, и тем самым применять новые правовые нормы. Либерализация судопроизводства ставит два трудных вопроса: о юридической квалификации судей и защите от их произвола. Нетрудно понять также, что проведение подобной судебной либерализации делает местных судей наиболее могущественными государственными людьми в округе. В этих условиях местные собственники будут заинтересованы в крайне скрупулезном подборе кандидатур, устраивающих всех. Поэтому надлежащим образом оформленный политический процесс может ставить подходящие по своим данным лица на судейские места. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. - М.: Юрист, 2004. С. 23-25.
Правовая квалификация судей, несомненно, есть и будет оставлять желать много лучшего. Правовые знания сейчас являются дефицитом в современной России в еще большей степени, чем знания рыночной экономики несколько лет назад. Высокий общий уровень образования населения России дает, возможно, основания надеяться, что и спрос на юридически грамотных людей в короткое время сможет породить достаточное предложение.
Процесс обновления российского
судопроизводства в настоящее время
значительно активизировался. И
пока совершенствуется российское законодательство
и общество в целом, столько же
времени будет
В данной работе мы дадим
характеристику судебной власти и судебной
системы, приведем основные понятия
и положения. Также отразим вопрос
о необходимости и
1. Судебная власть
1.1 Понятие судебной власти
В соответствии с основами конституционного строя РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти, органы которых являются самостоятельными. В системе разделения властей судебная власть играет особую роль, являясь независимым арбитром для органов государственной власти и физических лиц при разрешении различного рода социальных конфликтов и проблем.
Категория «судебная власть» относительно нова. Она стала объектом пристального внимания юристов в связи с развитием теории разделения государственной власти в России на самостоятельные ветви, и концепцией судебной реформы. Основной Закон РФ - Конституция - был принят 12 декабря 1993 года. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Под общей ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М.: Юридическая литература, 2003. В нем вопросу судебной власти посвящена глава седьмая с ее 12 статьями. Соответствующая глава прежней Конституции именовалась “Правосудие и прокурорский надзор”. Измененное название “Судебная власть“ в новой конституции более точно отражает назначение судов и юридическую природу их деятельности - осуществлять одну из разновидностей государственной власти, а именно самостоятельную судебную власть.
В принципе, термины «судебная власть» и «правосудие» выражают одно и то же понятие, но они не синонимы и для предмета конституционного регулирования более адекватен термин «судебная власть». В нём акцент делается на систему органов, эту власть осуществляющих, в то время как термин «правосудие» подчёркивает само содержание, функцию судебной власти. Правосудие - вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Специфические признаки этой деятельности состоят в том, что правосудие осуществляется специальными государственными органами - судами и от имени государства; путём рассмотрения в судебных заседаниях гражданских уголовных и иных дел; в установленной законом процессуальной форме. Носителями судебной власти и уполномоченными законом на отправление правосудия могут быть только судьи, а также присяжные и народные заседатели в случаях, установленных законом. Следовательно, судебную власть можно было бы определить как возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы. Марченко М.Н. Теория государства и права. Курс лекций. - М.:ЗЕРЦАЛО, 2001. С. 56-59.
1.2 Задачи судебной власти
Задачами судебной власти является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина. Основные права и свободы человека и гражданина (социальные, экономические, политические и другие), защита которых является обязанностью судебной власти от любых посягательств, закреплены в главе 2 Конституции:
- правильное и быстрое рассмотрение и разрешение судебных дел;
- защита прав и охраняемых
законом интересов предприятий,
- укрепление законности, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе исполнения и соблюдения законов.
Указанные выше задачи органически взаимосвязаны и относятся так же и к задачам судов, как носителей судебной власти. Специфическая задача суда как органа государственной власти - рассмотрение и разрешение судебных дел, хотя и другие задачи судопроизводства так же имеют самостоятельное значение. Вся система процессуальных норм способствует выполнению задач судопроизводства. Особое место в ней занимают основные положения - принципы процессуального права. Основы и кодексы содержат так же много специальных норм, конкретизирующих основные положения и предусматривающих специфические процессуальные формы выполнения задач судопроизводства.
Применяются и совершенствуются формы и методы судебной практики: изучение и обобщение судебной практики по отдельным категориям дел, а так же причин правонарушений на отдельных предприятиях, в организациях и учреждениях; представления судей; вынесение частных определений и контроль за их исполнением; направление копий решений и определений для обсуждения коллективам по месту жительства и работы правонарушителей; организация работы советов народных заседателей; правовая пропаганда с использованием материалов местной судебной практики и др.
Выполнение задач судебной власти возможно при условии неуклонного выполнения судами всех норм процессуального и материального права по каждому делу. Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 2003. С. 123-127.
1.3 Отличительные черты судебной власти
Судебной власти присущи все атрибуты государственной власти, реализуется ее система специальных учреждений судов в рамках нормативно установленного регламента, властными актами (решениями, приговорами, постановлениями, определениями), воздействуя на конфликтные общественные отношения. Автономные от других органов и учреждений государства суды наделены государственной властью, представляя собой необходимый организационный и регулирующий фактор социальной действительности.
Судебная власть призвана обеспечивать (если необходимо) принудительную реализацию нарушенных или оспоренных субъективных прав и принудительное выполнение субъективных обязанностей, защищая тем самым как интересы граждан, организаций, так и общественный правопорядок. Судебная власть - основное цивилизованное средство социально-правового регулирования возникающих конфликтов. Осуществление судебной власти - особая государственная функция налаживания согласованного поведения субъектов в рамках законности. Своеобразие её связано с рядом факторов, прежде всего с тем, что носителями её выступает множество учреждений различных уровней (верховный суд РФ, верховный суд республики в составе РФ, краевые, областные, районные, народные, арбитражные суды, расположенные на всей территории государства). Носителями судебной власти признаны конституционный суд РФ и другие суды. Согласно действующему законодательству властными полномочиями наделены многие тысячи судей.
Всё это придаёт особую актуальность проблемам, связанным с организационной системой судебной власти и обеспечением единства судебной политики в России. Отчасти эта проблема решается посредством законодательного установления режима осуществления судебной власти. Речь идёт о процессуальной форме судебной деятельности, она же гарантирует и законность осуществления правосудия по делам. Процессуальная форма - специфическая черта судебной власти; вне или с нарушением её установлений суды не вправе осуществлять властные полномочия.
Характерная особенность судебной власти состоит и в её связи с юридическими нормами. Правоприменение - суть судебной юрисдикции. Оно обусловливает содержание и направленность судебной власти, которая всегда проявляется при отправлении правосудия.
Судебная власть покоится на ряде законодательных источников. Это, прежде всего - основной закон государства. На конституционном уровне закреплены не только место судов в государственной системе России, но и основные их полномочия, независимость от других ветвей власти, а также правовые гарантии действенности и эффективности судебной власти: независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, состязательность судопроизводства и др. Всё это даёт суду право выносить решения именем суверенного государства; присутствующие в зале суда граждане демонстрируют подчёркнутое уважение к судьям - встают при входе их в зал заседания, стоя обращаются к суду и дают свои показания, стоя выслушивают решение суда. Законом установлена ответственность за неуважение к суду как носителю государственной власти.
Суды занимают особое положение в системе Российской юстиции. Народные суды контролируют законность и обоснованность третейского суда, санкционируя законность их принудительного исполнения. Судьи контролируют правильность и своевременность принудительной реализации решений правоприменительных органов. Судебная власть распространяется на всех граждан, органы и организации, к которым обращены судебные решения, определения и постановления, независимо от их участия в судебном деле. Подчиняться судебной власти обязаны субъекты, участвующие в деле и содействующие отправлению правосудия, граждане, присутствующие в зале суда, а также лица исполняющие акты суда на всей территории РФ.
Из этого можно сделать
вывод: внешнее выражение судебной
власти - судебное управление. Режим
судебной власти предполагает должное
поведение её носителей, обусловленное
исполнением разноплановых
Информация о работе Понятие судебной власти в Российской Федерации и её отличительные черты