Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:45, реферат
Норма административного права, как и другой правовой акт, представляет собой некоторое правило общего свойства, определенную меру возможного, должного и обязательного поведения участников управленческих отношений, установленную или санкционированную государством и охраняемую специальными мерами государственного принуждения.
Oco6oе значение в функционировании системы механизма административно-правового регулирования имеют правовые акты, которые включают в себя понятие нормативные и индивидуальные акты, акты применения и акты толкования или разъяснения, даваемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами.
Понятие, виды и структура административно- правовых норм.
Норма административного
права, как и другой правовой акт,
представляет собой некоторое правило
общего свойства, определенную меру возможного,
должного и обязательного поведения
участников управленческих отношений,
установленную или
Oco6oе значение
в функционировании системы
Правовой акт — это юридический акт, принятый органом государственной власти или должностным лицом по предметам ведения, в пределах полномочий и определенном порядке. Например, правовые акты города Москвы — это решения? принимаемые жителями Москвы на городском референдуме, законы города Москвы, постановления Думы, распоряжения Мэра, постановления Правительства Москвы, подобные правовые акты принимаются также и в других субъектах РФ, на основании Конституции РФ и федеральных законов.
Нормативно-правовой акт — это правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы и правила общего характера. Например, Конституция РФ, федеральный конституционный и федеральный законы, указ Президента РФ, постановление Правительства РФ, соответственно на уровне субъектов РФ, Устав города Москвы, законы? принятые Московской городской Думой, распоряжение Мэра города Москвы, постановление правительства города Москвы, Устав, Регламент районной Управы города Москвы.
Устав города Москвы является Основным Законом города и имеет высшую юридическую силу по отношению к другим законам города, правовым актам органов власти города и районов и их должностных лиц. В случае противоречия указанных актов Уставу действует настоящий Устав.
Устав города Москвы в соответствии с Конституцией РФ определяет предметы ведения города Москвы, территориальное устройство города, статус всех органов власти в городе, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую и материальную основу их деятельности, формы прямого волеизъявления жителей Москвы и их участия в деятельности органов власти.
Постановление Московской городской Думы - это правовой акт города Москвы, принимаемый Думой и подписываемый председателем Думы.
Распоряжение Мэра Москвы — это правовой акт города Москвы, издаваемый Мэром.
Постановление правительства Москвы — это правовой акт города Москвы, принимаемый правительством и подписываемый председателем правительства города Москвы. В городе Москве, как и во многих субъектах РФ, мэр города одновременно является председателем правительства Москвы. Правительство РФ возглавляет председатель Правительства, а не премьер, как постоянно его ошибочно называют журналисты, так как правовой статус их разный.
Нормативно-правовой акт имеет следующие признаки (черты):
1) устанавливает
нормы права, изменяет и
2) является результатом
нормотворческой деятельности
3) содержит общеобязательные
правила поведения для всех
участников конкретных
4) имеет определенную
степень силы (иерархии или сопод-
5) имеет односторонний
(государственно-властный) характер
воздействия для субъектов
6) не имеет конкретного адресата;
7) действует независимо от его исполнения, до его официальной отмены.
Система административных
нормативно-правовых актов представляет
собой взаимосвязанную и
Особенности системы
административных нормативно-правовых
актов состоят в том, что они
находятся в соподчиненной
Индивидуальный акт — это правовой акт, принятый полномочным должностным лицом на основе нормативно-правового акта в объеме компетенции, определяющий на нормы права и обязанности конкретных участников правоотношений. Эти отношения носят разовый характер и распространяются на определенных круг участников в целях разрешения конкретного индивидуального вопроса (награждение ряда лиц почетными званиями, назначения на должность, предоставление отпуска, объявление благодарности, приказ о вынесении дисциплинарного взыскания или приказ об увольнении государственного служащего и др.).
Акты применения
являются разновидностью индивидуальных
правовых актов и обеспечивают правовую
оценку конфликтных ситуаций в сфере
управления, а также в процессе
рассмотрения квалифицируют состав
административного
Акты толкования норм административного права, принимаются уполномоченными на то органами. Как правило, акты толкования норм административного права осуществляются Конституционным Судом РФ и другими органами судебной власти, а также некоторыми законодательными органами власти субъектов РФ, например, пункт х) толкование законодательных актов города, ст. 45 Устава города Москвы. Иногда разъяснения уполномоченных органов исполнительной власти (например, Минюста России) осуществляется по результатам анализа практики принятия и регистрации нормативно-правовых актов в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.
Норма административного
права, как и норма другой отрасли
права, это правило общего характера,
конкретная мера возможного, должного
или обязательного поведения
участников управленческих отношений,
установленная или
Особенностью норм
административного права
Нормы административного права регулируют также управленческие отношения, возникающие в сфере реализации государственных функций и задач управления органами законодательной власти (принятие бюджета, согласие ГД РФ на назначение Председателя Правительства РФ, представляемого Президентом РФ), судебными органами власти (отмена незаконных актов управления), управленческие решения администрации органов МСУ, регулирования вопросов государственной и муниципальной службы, а также внутриорганизационные вопросы управленческого характера в других государственных органах, например, в органах прокуратуры, Счетной палаты, ЦИК РФ и др.
Административно-правовые
нормы регулируют также отношения,
возникающие при реализации определенных
государственных функций, санкционированных
(разрешенных) негосударственным
Под источниками
административного права
К источникам административного права относятся:
1) Конституция РФ
и конституции республик в
составе России, уставы остальных
субъектов Российской
2) Постановления
палат Федерального Собрания, постановления
органов представительной
3) Указы и распоряжения
Президента РФ, Постановления и
распоряжения Правительства РФ,
аналогичные акты на уровне
субъектов Российской
4) Акты федеральных
органов исполнительной власти,
государственного управления и
аналогичных органов
5) решения администраций
органов местного
Остаются источниками норм административного права акты высших и центральных органов СССР при условии, если по регулированию этих отношений не приняты акты России и если они не противоречат законодательству России. Например, Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г. xb редакции от 4 марта 1980 г.), так как федеральный закон «Об обращениях граждан» пока не принят.
Нормы административного права по источникам классифицируются по иерархии (соподчиненности) в следующем порядке.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы и постановления палат Федерального Собрания, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие акты публикуются в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации». Он издается еженедельно и состоит из пяти разделов. Раздел 1 включает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Раздел 2 — акты палат Федерального Собрания. Раздел 3 — указы и распоряжения Президента РФ. Раздел 4— постановления и распоряжения Правительства РФ. Раздел 5 - решения Конституционного Суда РФ.
Нормативные акты
федеральных органов
Акты, содержащие нормы
административного права
Система источников
норм административного права
С 1 апреля 2001 г. все федеральные законы систематизированы по номерам, а также дополнения и изменения к ним, что значительно облегчает их поиск.
Сложность, комплексность и объемность норм административного законодательства негативно влияет на эффективность управленческой деятельности исполнительной власти, государственного управления и создает предпосылки для коррупции и различных должностных правонарушений. Научно-обоснованное проектирование и правове закрепление целостной системы органов исполнительной власти РФ является наиболее актуальной проблемой повышения эффективности управления государством и осуществления им основных функций социально-экономической защиты населения и обеспечения эффективности правоохранительной деятельности.
Административно-правовые нормы способствуют решению следующих основных задач:
1) упорядочение
управленческих отношений и
2) регламентация
связей и отношений различных
отраслей и сфер отраслевого
и межотраслевого управления, координация
и взаимодействия
Информация о работе Понятие, виды и структура административно- правовых норм