Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:45, реферат
Норма административного права, как и другой правовой акт, представляет собой некоторое правило общего свойства, определенную меру возможного, должного и обязательного поведения участников управленческих отношений, установленную или санкционированную государством и охраняемую специальными мерами государственного принуждения.
Oco6oе значение в функционировании системы механизма административно-правового регулирования имеют правовые акты, которые включают в себя понятие нормативные и индивидуальные акты, акты применения и акты толкования или разъяснения, даваемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами.
3) закрепление научно
обоснованных и рациональных
отношений между субъектами и
объектами управленческой
4) стимулирование,
запретительные меры, определение
степени и порядка применения
мер административного
Структура нормы права — это способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение.
Гипотеза административно-
Диспозиция — есть правило поведения, предписываемое нормой. Она излагается преимущественно в форме осуществления прав, правомочий, дозволения или дается в виде предписаний, обязанностей, в форме запрета и ограничений конкретной деятельности. Диспозиция всегда предполагает тесную взаимосвязь прав и обязанностей субъектов права, как бы она не была сформулирована.
Санкция всегда содержит
указание на меры административного
наказания (или иной меры принуждения),
применяемые к правонарушителю.
Санкция всегда предусмотрена административно-
В административной правовой норме вместо санкции в зависимости от содержания нормы и условий ее применения может применяться поощрение.
Поощрение как элемент административно-правовой нормы есть публичное признание заслуг физического и юридического лица в выполнении им правовых обязанностей и общественного долга, сформулированных в диспозиции административной правовой нормы.
Административно-правовые нормы можно классифицировать по видам:
1) по содержанию,
т.е. по типу регулируемых
2) по предмету регулирования;
3) по методу воздействия;
4) по форме предписания;
5) по способу действия (11. С. 46).
Деление административно-правовых
норм по правовым институтам (по содержанию)
имеет большое значение для изучения
очень объемного курса
1. По содержанию
административно-правовые
1) регламентирующие порядок образования, функции, задачи, структуру и компетенцию органа исполнительной власти, государственного управления;
2) закрепляющие
основные положения
3) устанавливающие
оптимальные формы и методы
реализации деятельности
4) закрепляющие
права, обязанности и
5) закрепляющие
и регулирующие основные
6) регламентирующие
способы обеспечения
7) разрешающие вопросы
административной юрисдикции (подведомственность)
правового разрешения
8) определяющие
положения и принципы
2. По предмету
правового регулирования они
делятся на материальные и
процессуальные нормы. Нормы,
регулирующие сущность
Нормы, регламентирующие
порядок реализации этих управленческих
отношений или порядок, процедуру
рассмотрения дел об административных
правонарушениях, вынесение решения
о виде административного наказания,
порядок обжалования решения
и порядок исполнения решения, регламентируются
и охраняются административно-
3. По методу воздействия
на поведение субъектов
Они могут быть:
1) обязывающими — содержать юридическое предписание действовать так, как предусмотрено нормой (например, ст. 1.6. Кодекса РФ об АП ). Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением;
2) уполномочивающими;
например, в главе 23 Кодекса РФ
об АП перечислены субъекты
права, уполномоченные
3) запрещающими вмешиваться в работу избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 5.2. Кодекса РФ об АП);
4) стимулирующие;
создавать условия должного
5) согласительные
административные процедуры
4. По форме предписания
административно-правовые
1) категорические (императивные);
2) рекомендательные
(решения научно-
3) диспозиционные
(регулируемые права и
5. По способу действия (в пространстве, по времени и субъектам регулирования):
1) в пространстве
— общероссийские, в пределах
субъекта Российской Федерации,
2) по времени
— с определенным сроком
3) по субъектам
регулирования — в сфере
Классификация позволяет
выявить однородный круг отношений
субъектов, на который распространяется
действие административно-правовых норм
и оптимизировать их воздействие
с целью совершенствования
Реализация административно-
В теории права обычно различаются четыре формы реализации административно-правовых норм: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3)использование; 4) применение.
1) наиболее широко
используемая форма реализации
— это соблюдение права, то
есть добровольное исполнение
объектом и субъектом
3) использование
права есть активное и
Поэтому в административно-правовом регулировании управленческих отношений действует не только принцип «на основании закона» (т. е. требование подзаконное™ акта управления), но принцип «во исполнение закона» (то есть акт управления должен «работать» на цель, заложенную в законе), а это и есть принцип целесообразности акта управления. Анализ правоприменительной практики актов управления позволяет выявлять объективные тенденции такой целесообразности актов управления с целью их совершенствования, то есть внесение изменений и дополнений, позволяющих в дальнейшем повысить эффективность достижения целей, сформулированных в законах. Такому же анализу должны подвергаться и сами федеральные законы для их дальнейшего совершенствования.
4) применение права
всегда носит активный, творческий,
государственно-властный, организующий
характер, осуществляется компетентными
органами исполнительной
Следовало бы разработать
и принять Служебно-
Подобная классификация
норм административного права
Учитывая важность
и творческий характер применения норм
административного права, при этой
форме реализации норм к ним предъявляется
ряд основных требований (которые
следовало закрепить в
1. Соблюдение законности
в процессе административного
нормотворчества и
Примером нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина может служить постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ».
Образец бланка и
описание паспорта гражданина РФ не содержит
графы «национальность», что противоречит
пункту 1, ст. 26 Конституции РФ «Каждый
вправе определять и указывать свою
национальную принадлежность». Право
«определять» предоставлено всем гражданам,
а вот право «указывать» только
предоставлено тем, кто не желает
указывать свою национальность, так
как нет графы «национальность»
в бланке — описании паспорта гражданина
РФ. Следовательно, гражданин, желающий
осуществить свое конституционное
право «указать» свою национальность
не может реализовать свое право,
так отсутствует графа «
Информация о работе Понятие, виды и структура административно- правовых норм