Порядок проведения аттестации муниципальных служащих
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2015 в 15:25, контрольная работа
Описание работы
Сформировавшиеся в Российской Федерации в период с 1993 по 2003 годы институты государственной и муниципальной службы претерпевают в настоящеевремя существенные изменения. Происходящие перемены отразятся на кадровом составе муниципальных служащих, а также на условиях прохождения муниципальной службы и карьерном продвижении муниципальных служащих. Оценка, анализ должностного соответствия и деятельность по аттестации работников всех уровней становятся не только модными, но и необходимыми кадровыми технологиями в Росси в начале XXI века. Это в основном связано с тем, что никакая теория, программа отраслевого уровня или правительственногохарактера не сделают предприятие, фирму преуспевающей, если этого не захотят или не смогут люди, работающие на своих рабочих местах.
Содержание работы
Введение 1 Аттестация и оценка кадров на муниципальной службе 1.1 Цели, задачи и принципы аттестации муниципальной службы 1.2 Механизм аттестации
2 Порядок проведения аттестации муниципальных служащих 2.1 Подготовка к аттестации муниципальных служащих 2.2 Аттестация муниципальных служащих и документирование ее результатов 2.3 Работа с муниципальными служащими по результатам аттестации Заключение Список использованной литературы
1 Аттестация и оценка кадров
на муниципальной службе
1.1 Цели, задачи и принципы
аттестации муниципальной службы
1.2 Механизм аттестации
2 Порядок проведения аттестации
муниципальных служащих
2.1 Подготовка к аттестации
муниципальных служащих
2.2 Аттестация муниципальных
служащих и документирование ее результатов
2.3 Работа с муниципальными служащими
по результатам аттестации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Сформировавшиеся в Российской Федерации
в период с 1993 по 2003 годы институты государственной
и муниципальной службы претерпевают
в настоящеевремя существенные изменения. Происходящие
перемены отразятся на кадровом составе
муниципальных служащих, а также на условиях
прохождения муниципальной службы и карьерном
продвижении муниципальных служащих.
Оценка, анализ должностного соответствия
и деятельность по аттестации работников
всех уровней становятся не только модными,
но и необходимыми кадровыми технологиями
в Росси в начале XXI века. Это в основном
связано с тем, что никакая теория, программа отраслевого уровня
или правительственногохарактера не сделают предприятие, фирму
преуспевающей, если этого не захотят
или не смогут люди, работающие на своих рабочих
местах.
Прохождение муниципальной службы представляет
собой весьма значительный по объему правовой
институт.
В настоящем исследовании анализируется
один из наиболее важных элементов прохождения
муниципальной службы – аттестация муниципальных
служащих.
Объектом исследования данной дипломной
работы являются общественные отношения,
складывающиеся в процессе прохождения муниципальной
службы по поводу проведения аттестации,
присвоения квалификационных разрядов,
применения мер поощрения или дисциплинарной ответственности между муниципальным
органом, с одной стороны, и муниципальным
служащим – с другой (служебные отношения).
Предмет исследования представляют правовые,
теоретические и практические вопросы,
регулирующие порядок прохождения муниципальной
службы.
Информационной базой исследования послужили
федеральное законодательство и законодательство
субъектов Российской Федерации (на примере
Краснодарского края), регулирующие вопросы
прохождения муниципальной службы, а также акты
органов местного самоуправления.
Целью данной дипломной работы является
рассмотрение сущности и значения аттестации
муниципальных служащих. Для достижения
поставленной цели необходимо решение
следующих задач:
– определить цели, задачи и принципы
аттестации муниципальных служащих;
– изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую
проведение аттестации муниципальных
служащих;
– охарактеризовать этап подготовки к
аттестации муниципальных служащих;
– рассмотреть процесс аттестации и документирование результатов аттестации;
– установить направление направления
работы администрации с муниципальными
служащими по результатам аттестации;
– проанализировать проведение аттестации
в Старощербиновском сельском поселение
Щербиновского района Краснодарского
края.
Работа состоит из введения, трех глав,
включающих шесть параграфов, заключения,
списка использованной литературы и приложений.
1 Аттестация
и оценка кадров на муниципальной службе
1.1 Цели, задачи и
принципы аттестации муниципальной службы Аттестация имеет важнейшее
значение в практической деятельности
служащих, поскольку является правовым
средством расширения демократических
начал в кадровой политике и в управлении
муниципальной службой, средством обеспечения
формирования и реализации целенаправленной
и предсказуемой кадровой политики в органах
местного самоуправления, и, в конечном
счете, в формировании персонала управления
(кадрового потенциала) в муниципальных
органах.
Аттестация необходима для регулярного
определения уровня профессиональной
подготовки служащего и степени ее соответствия
квалификационным требованиям, предъявляемым
к муниципальным должностям муниципальной
службы, а также для присвоения квалификационного
разряда. Совершенствование и упорядочение
прохождения муниципальной службы невозможно
без периодической аттестации служащих.
Разработка правил и порядка проведения
аттестации и продвижение по службе представляют
собой тесно взаимосвязанные процедуры.
Аттестация в узком смысле проводится
с целью проверки и оценки профессиональных,
деловых и личных качеств служащего, установления
его служебно-должностного соответствия
предъявляемым требованиям к службе.
Таким образом, можно выделить две основные
задачи аттестации:
– установление соответствия служащего
занимаемой должности (определение уровня
профессиональной подготовки);
– присвоение квалификационного разряда.
Аттестация в более широком понимании
решает следующие основные задачи:
– соблюдение на практике принципов муниципальной
службы;
– обеспечение законности в системе функционирования
муниципальной службы;
– формирование профессионального кадрового
персонала органов местного самоуправления;
– выявление потенциальных возможностей
муниципального служащего с целью повышения
его по службе;
– применение к муниципальному служащему
мер ответственности и стимулирования;
повышение дисциплины и ответственности;
– обеспечение реального функционирования
механизма продвижения служащих по служебной
лестнице;
– поддержание стабильности муниципальной
службы;
– стимулирование повышения квалификации
и профессионализма служащих;
– предупреждение и борьба с правонарушениями и коррупцией в системе муниципальной службы.
Аттестация муниципального служащего
– проводимая в установленном законодательством
порядке проверка квалификации, уровня
профессиональной подготовки и соответствия
служащего замещаемой муниципальной должности
муниципальной службы путем периодической
оценки его знаний, опыта, навыков, результатов
деятельности и способностей к выполнению полномочий по
замещаемой должности муниципальной службы,
а также с целью решения вопроса о присвоении
муниципальным служащим квалификационных
разрядов.
Аттестация муниципального служащего
призвана способствовать совершенствованию
деятельности органов местного самоуправления
по подбору, повышению квалификации и
расстановке муниципальных служащих.
При аттестации оцениваются профессиональные,
деловые и нравственные качества работников,
их способность работать с людьми, делаются выводы об
их соответствии занимаемой должности.
Аттестации подлежат муниципальные служащие,
замещающие в муниципальных органах младшие,
старшие, ведущие, главные и высшие муниципальные
должности муниципальной службы. При этом
аттестация проводится не чаще одного
раза в два года, но не реже одного раза
в четыре года.
Вступивший в силу с 1 июня 2007 года Федеральный
закон «О муниципальной службе в Российской
Федерации»[1] в статье 18 конкретизировал
сроки проведения аттестации: аттестация
муниципального служащего проводится
один раз в три года.
Целью проведения аттестации является
рациональная расстановка кадров и их
эффективное использование. Аттестация
направлена на улучшение качественного
состава персонала. Она имеет целью изыскание
резервов роста повышения производительности
труда и заинтересованности работника
в результатах своего труда и всей организации,
наиболее оптимальное использование экономических
стимулов и социальных гарантий, а также
создание условий для более динамичного
и всестороннего развития личности.
Основными задачами аттестации являются:
– определение уровня профессиональной
подготовки и служебного соответствия
муниципального служащего занимаемой
должности;
– решение вопроса о присвоении муниципальному
служащему квалификационного разряда.
– выявление перспектив использования
потенциальных способностей работника,
стимулирование роста его профессионального
уровня.
– определение необходимости повышения
квалификации, профессиональной подготовки
или переподготовки работника.
– обеспечение возможности долгосрочного
планирования передвижения и подготовки
кадров.
– улучшение работы по подбору и расстановке
кадров.
– выявление общего кадрового потенциала
и оптимальное кадровое обеспечение функциональных задач органов местного самоуправления.
Аттестация базируется на комплексной
оценке персонала, определяемой по результатам
его деятельности и соответствия деловых
и личностных качеств требованиям рабочего
места.
Содержание и сущность аттестационной
деятельности раскрываются в принципах
аттестации. Они вырабатываются аттестационной
практикой муниципальных органов. Аттестация
муниципальных служащих строится на следующих
основных принципах: внепартийность; всеобщность,
гласность,периодичность (систематичность) аттестации;
объективность и комплексность оценки;
коллективность и обоснованность оценки
и рекомендаций аттестационной комиссии;
обязательность принятия по результатам
аттестации организационно-правовых мер
ответственности и стимулирования (действенность
аттестации).
Внепартийность аттестации означает отсутствие
одностороннего политического подхода
к оценке исполнения должностных обязанностей
муниципального служащего, так как в соответствии
с принципом политического нейтралитета
во время исполнения служебных функций
он обязан руководствоваться не собственными
политическими интересами и пристрастиями,
а выработанной единой государственной политикой в конкретном вопросе в целях
удовлетворения публичного интереса.
Принцип всеобщности аттестации означает,
что она проводится во всех муниципальных
органах. Аттестации подлежат все лица,
занимающие муниципальные должности муниципальной
службы.
Принцип гласности заключается в том,
что аттестационная процедура осуществляется
открыто. Этот принцип характеризуется
доступностью всех аттестационных материалов, демократизмом проведения оценки, открытостью
обсуждения профессиональных, личных
и нравственных качеств аттестуемого,
всех сторон его служебной деятельности.
Гласность выражается и в том, что подлежащему
аттестации служащему предоставляется
право ознакомления с подготовленной
на него характеристикой. Он имеет возможность
выдвигать свои возражения по существу
характеристики и вносить предложения
и замечания по улучшению работы конкретного
органа местного самоуправления или его
подразделения. Результаты аттестации
сообщаются открыто сразу же после голосования.
Важным принципом аттестации является
коллективность оценки. Суть этого принципа
состоит, во-первых, в том, что процесс
сбора, анализа, обобщения аттестационной
информации, рассмотрения профессиональных,
деловых и нравственных качеств и выработка
оценки служащих осуществляются группой
высококвалифицированных служащих, авторитетных специалистов, т. е. аттестационной комиссией.
Во-вторых, коллективность оценки предполагает
проведение продуктивного обмена мнениями
о сильных и слабых сторонах аттестуемого
служащего. Гласность, коллективность
оценки и учет общественного мнения при
проведении аттестации должны создавать
условия для реализации важного требования
о преимущественной ориентации служащих
органов местного самоуправления не на
собственные, а на общественные интересы.
Принцип периодичности (систематичности)
аттестации означает, что она проводится
постоянно через определенные в нормативных
актах промежутки времени. От этого принципа
зависит и эффект аттестации как организационно-правового
явления в структуре системы работы с
персоналом. Принцип периодичности должен
обеспечивать надлежащий уровень исполнения
служащими должностных обязанностей вне
зависимости от внешних факторов, перемен,
политических условий.
Аттестация выполняет основное свое предназначение
только в том случае, если ее оценка объективна.
Особенно велик субъективизм оценок, когда
их собираются использовать как удобный
повод для сведения счетов с «неугодными»
служащими. Принцип объективности оценки
выражается в том, что профессиональные,
деловые, личные и нравственные качества
служащего рассматриваются с точки зрения
их практического проявления, т. е. такими,
какими они являются в действительности.
Объективность оценки означает, что в
процессе аттестации освещаются только
реальные факты (успехи, недостатки, ошибки)
в деятельности каждого служащего. Главной
чертой принципа объективности оценки
является беспристрастность, отсутствие
всяких предубеждений относительно делового
поведения служащего.
Принцип комплексности оценки должен
гарантировать всесторонность, принципиальность
и объективность оценки служащих. Комплексность
оценки означает аттестацию служащих
как таковых, т. е. оценку их работы по трем
основным направлениям:
– оценка результатов деятельности служащих;
– оценка процесса управленческого труда, исполнения
должностных обязанностей;
– оценка личностных качеств служащего.
Принцип обоснованности оценки и рекомендаций
аттестационной комиссии является одним
из важнейших. Обосновать ту или иную оценку
– значит доказать ее целесообразность,
истинность и справедливость, убедить в том, что она отражает
действительные заслуги, а также имеющиеся
недоработки и ошибки служащего.
Степень реализации всех других принципов,
а также правовая значимость аттестации
определяется принципом действенности
аттестации – обязательным принятием
по результатам аттестации организационно-правовых
мер, присвоением квалификационного разряда,
а в необходимых случаях – мер ответственности
и стимулирования. Аттестация не обеспечит
своего главенствующего положения в системе
работы с персоналом, если ее результаты
не будут подтверждаться и развиваться
стимулирующими мероприятиями. Гарантированность
выполнения рекомендаций аттестационной
комиссии – залог достижения всех целей
аттестации. Кроме того, одной из целей аттестации
является соответствие интересов государства,
общества и служащих для обеспечения качественного
и эффективного управления. Двигателем механизма аттестации должен
стать интерес – материальный, моральный, организационный,
политический и т. д.
1.2 Механизм аттестации
Механизм аттестации представляет собой
способ организации и осуществления аттестационной
деятельности, содействующий реализации
функций аттестации, достижению ее эффективного
воздействия на совершенствование кадровой функции муниципального управления.
Как отмечает Ю.Н. Старилов, механизм аттестации
муниципальных служащих является комплексным
организационным образованием и состоит из следующих четырех
элементов:
– субъект аттестации;
– объект аттестации;
– непосредственная деятельность по оценке
и контролю за работой служащих (управленческая
процедура)
– правовые нормы, регулирующие порядок
проведения аттестации[2].
Субъект аттестации – это группа лиц (коллегия), которая производит
оценку профессиональных, деловых, личных
и нравственных качеств служащего и результатов
его деятельности. Субъекты аттестации
оценивают лицо при прохождении муниципальной
службы. В узком смысле субъектом аттестации
является аттестационная комиссия, состоящая
из наиболее авторитетных, профессиональных
и принципиальных сотрудников. Аттестация
– это деятельность, процесс, начинающийся
с момента принятия решения о проведении
аттестации и заканчивающийся принятием
решения об итогах аттестации, выполнением
всех рекомендаций аттестационных комиссий,
а также замечаний и предложений аттестуемых,
высказанных ими на заседаниях аттестационных
комиссий. Таким образом, на разных стадиях
аттестационной процедуры субъектами
аттестации становятся многие категории
муниципальных служащих, представляющие
различные органы, организации и их структурные
подразделения.
Объектом аттестации являются муниципальные
служащие, которые согласно требованиям
специального нормативного акта подлежат
аттестации, т. е. это те, кого оценивают
(лица, занимающие муниципальные должности
муниципальной службы в органах местного
самоуправления).
Непосредственная деятельность по осуществлению
аттестации – это управленческая аттестационная
процедура, которая имеет организационно-правовойхарактер. Аттестационная процедура
представляет собой порядок последовательной
реализации требований (условий) аттестационной
деятельности в различных органах местного
самоуправления, их организационного
и технического обеспечения, т. е. систему
последовательных действий по осуществлению
аттестации. Соблюдение процедуры создает
гарантии объективного подхода к оценке
муниципальных служащих, способствует
эффективному решению задач аттестации.
В нормативных актах, регламентирующих
аттестационно-должностные отношения,
содержится множество процессуальных
норм. Специальные процедурные нормы,
регулирующие аттестационную деятельность,
определяют, кто и в каком порядке оценивает
работу муниципальных служащих. В соответствии
с задачами, целями и функциями аттестации устанавливаются
критерии, по которым оцениваются профессиональные,
личные и нравственные качества служащих,
а также результаты исполнения ими должностных
обязанностей.
Аттестационная процедура включает
следующие основные элементы:
– постановка
целей и задач аттестации;
– разработка подготовительных мероприятий;
– сбор, изучение, анализ и обобщение информации
об аттестуемом лице;
– выработка системы оценки служащих;
– проведение аттестационной оценки служащих,
выявление степени их соответствия занимаемой
муниципальной должности муниципальной
службы;
– подготовка аттестационными комиссиями
рекомендаций;
– установление порядка принятия руководящим
органом либо руководителем органа местного самоуправления
решения по результатам аттестации о присвоении
муниципальному служащему квалификационного
разряда, о материальном или моральном поощрении (стимулировании),
включении его в резерв на выдвижение
и т. п.;
– формирование порядка реализации итогов
аттестации – оценок и рекомендаций аттестационных
комиссий (разработка необходимых мер,
способствующих этому; установление периодичности
действий, выявление субъектов и методов
осуществления этих действий; определение
последствий реализации действий и ответственности
должностных лиц за их выполнение).
В аттестационную процедуру входит и проведение
оценки муниципальных служащих. Аттестационная
процедура (аттестация), как и конкурс,
считается способом оценки муниципальных
служащих. Оценка – показатель степени
соответствия аттестуемого занимаемой
муниципальной должности муниципальной
службы, посредством которой, т. е. при
помощи выбранных критериев и методов,
выявляется соответствие служащего занимаемой
должности. Сама оценка также имеет конкретную
процедуру и осуществляется посредством
совершаемых действий. Таким образом,
оценка является одним из главнейших элементов
аттестационной процедуры.
В литературе можно встретить различные
точки зрения по вопросу о критериях оценки
работы служащих. Однако на практике надежных
критериев оценки служащих, гарантирующих
качественное проведение аттестации,
а следовательно, и успешность служебной
деятельности, пока не разработано. Критерий
оценки при аттестации – это проявление
требований к служащему по занимаемой
им муниципальной должности муниципальной
службы, а также конкретизация деловых
и личных качеств, необходимых для эффективного
выполнения служащими своих должностных
обязанностей.
Объективные, точные и научно обоснованные
критерии – основа для отработки методов
полной и всесторонней оценки служащих.
От принятого способа оценки служащего
зависит качество проводимого анализа
информации об аттестуемом и, следовательно,
результаты аттестации. При создании современной
системы оценки муниципальных служащих
целесообразно использовать и зарубежный
опыт оценки персонала органов публичной
власти. В качестве примера можно привести
порядок проведения оценки чиновников
в ФРГ. После проведения оценки на каждого
из чиновников составляется служебная
характеристика с указанием следующих
параметров (показателей):
– сообразительность – способность быстро
и дифференцированно воспринимать существо
дела;
– мыслительные и оценочные способности – способность анализировать
проблемы и делать выводы;
– специальные знания – объем, широта
и глубина специальных знаний;
– готовность к труду, проявляемая при
выполнении задач, энергия и интенсивность – готовность
к выполнению задач, не входящих в его
компетенцию;
– приспособляемость – способность приспосабливаться
к новой ситуации или к новому подходу
при решении задач;
– организационные способности – способность
к рациональному планированию и организации
выполняемой работы;
– личная инициатива – готовность и способность
отыскивать проблемы по собственной инициативе;
– способность принимать решения и претворять
их в жизнь – готовность отстаивать свои
планы и намерения несмотря на внешнее
сопротивление;
– умение вести переговоры – способность приспосабливаться
к партнеру по переговорам и убедительно аргументировать
свои мысли;
– качество труда – пригодность результатов
труда к использованию (тщательность выполнения,
надежность, рациональность, экономичность);
– интенсивность – темп труда в заданное
время;
– способность к выражению своих мыслей
– ясное изложение мыслей. Материал пригоден для использования
в виде заметок, указаний, докладов. Устное
изложение краткое и ясное, яркий, убедительный стиль, плавная речь. Способность убедительно излагать
свои мысли перед большой аудиторией;
– способность выдерживать большие нагрузки,
справляться с ними;
– способность руководить (управление людьми, постановка целей, стимулирование
труда);
– стиль общения (с начальниками и подчиненными;
открыто);
– стиль общения с другими гражданами
(отзывчивый, готовый помочь, хороший собеседник);
– дополнительные важные черты.
Каждый пункт характеристики оценивается
по одной из шести позиций: блестящие данные,
данные значительно выше требований, данные
выше требований, полностью отвечает требованиям,
в основном отвечает требованиям, данные
ниже требований. Эта информация дает возможность сделать следующие
выводы с использованием пятибалльной
шкалы:
– блестящие данные, служащий имеет глубокие
специальные познания, отличную производительность;
– данные значительно выше требуемых,
служащий обладает очень хорошими знаниями,
самостоятелен и инициативен;
– данные выше требуемых, служебно-трудовые
показатели превосходят установленные
данные;
– данные в основном отвечают требованиям,
навыки служащего нуждаются в совершенствовании,
недостаточно самостоятелен;
– данные ниже требований, производительность
служащего значительно ниже ожидаемой,
он часто получает замечания[3].
Заключительным элементом механизма аттестации
является правовая основа – нормы, регулирующие
аттестационно-правовые отношения. Право
– это важнейший компонент механизма
аттестации, придающий ей государственно-правовую
значимость, общеобязательность, устойчивость и эффективность.
В зависимости от повода проведения различают
три вида аттестации служащих:
– очередная аттестация – проводится
периодически и является обязательной
для всех работников. Основой для данной
аттестации служит информация о профессиональной
деятельности работника за определенный
период и его вклад в общий труд коллектива. Эта информация
накапливается в общем банке данных и
может быть использована при последующих
аттестациях;
– аттестация по истечении испытательного
срока – имеет целью получение документированного вывода результатам аттестации,
а также аргументированных рекомендаций
по дальнейшему служебному использованию
аттестуемого;
– аттестация для продвижения по службе
или перевода в другое подразделение проводится
с учетом требований новой предлагаемой
должности и новых обязанностей. При этом
выявляются потенциальные возможности
работника и уровень его профессиональной
подготовки.
Аттестация муниципальных служащих имеет
важное значение в практической деятельности
муниципальных органов. Совершенствование
прохождения муниципальной службы невозможно
без периодической аттестации служащих.
Аттестация проводится с целью проверки
и оценки профессиональных, деловых и
личных качеств служащего, установления
его служебно-должностного соответствия
требованиям, предъявляемым к занимаемой
должности муниципальной службы. А также
для решения вопросов о присвоении муниципальному
служащему квалификационного разряда.
Аттестация решает и другие задачи, связанные
с соблюдением принципов муниципальной
службы: выявление потенциальных возможностей
муниципального служащего с целью повышения
его по службе, поддержание стабильности
муниципальной службы.
Аттестацию можно характеризовать как
общую и персональную, очередную, внеочередную.
Иногда проводятся аттестации для достижения
весьма конкретной цели и решения четко
поставленной задачи.
Продвижение по муниципальной службе
осуществляется путем назначения на высшую
должность, объявления конкурса на замещение
вакантной должности муниципальной службы,
а также присвоения более высокого квалификационного
разряда. Право на продвижение по муниципальной
службе реализуется при условии успешного
и добросовестного выполнения муниципальным
служащим своих обязанностей.
Аттестация служащих является правовым
средством расширения демократических
начал в кадровой политике и в управлении
муниципальной службой, средством обеспечения
формирования и реализации целенаправленной
и предсказуемой кадровой политики в органах
местного самоуправления. Аттестация
муниципальных служащих выполняет определенные
функции: функцию оценки, контроля, политическую
и информационную функции.
Содержание и сущность аттестации раскрывается
в принципах аттестации. Они вырабатываются
аттестационной практикой органов местного
самоуправления.
Опыт проведения аттестации свидетельствует
о ее положительном влиянии на все стороны
деятельности руководителей и специалистов, повышение требовательности
и усиление ответственности за выполнение
должностных обязанностей, своевременность
и качество принимаемых решений.
Сравнительный
анализ законодательства о государственной
гражданской службе и муниципальной службе,
регулирующего вопросы аттестации государственных
гражданских и муниципальных служащих,
показывает идентичность основной цели
аттестации как государственных гражданских,
так и муниципальных служащих, а именно:
определение соответствия государственного гражданского или муниципального служащего
замещаемой должности государственной
гражданской или муниципальной службы.
Общими как для государственной гражданской,
так и муниципальной службы являются следующие
положения по аттестации:
– основанием для проведения аттестации
всегда является замещение конкретной
должности государственной гражданской
или муниципальной службы;
– субъектом аттестации всегда являются
конкретный государственный гражданский
или муниципальный служащий, а также комплекс
выполненных им заданий за определенный
период;
– инициатива проведения аттестации государственных
гражданских и муниципальных служащих
закреплена законодательно и представляет
собой как обязанность соответствующего
государственного или муниципального
органа ее проводить, так и обязанность
государственных гражданских или муниципальных
служащих ее проходить;
– аттестация является формой контроля
за деятельностью государственного гражданского
или муниципального служащего и необходима
в первую очередь самому работодателю,
т.е. государственному или муниципальному
органу;
– аттестация на государственной гражданской
и муниципальной службе имеет периодичность
и законодательно установленные сроки
проведения.
Таким образом, аттестация муниципальных
служащих – законодательно установленная
процедура оценки муниципальных служащих,
применяемая в целях установления соответствия
муниципальных служащих замещаемым должностям,
а также определения необходимости их
для муниципального органа.
Порядок проведения аттестации
муниципальных служащих
2.1 Подготовка
к аттестации муниципальных служащих
Порядок и условия проведения
аттестации муниципальных служащих устанавливаются
нормативными правовыми актами муниципального
образования в соответствии с уставом
муниципального образования, федеральным
и региональным законодательством.
Для проведения аттестации осуществляются
следующие мероприятия:
– образуется аттестационная комиссия;
– составляются списки муниципальных
служащих, подлежащих аттестации;
– утверждается график проведения аттестации;
– подготавливаются необходимые документы
для аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссия создается правовым
актом руководителя соответствующего
органа местного самоуправления. Она образуется
в составе председателя, заместителя председателя,
секретаря и членов комиссии.
Ю.А. Розенбаум подчеркивал, что формирование
независимой и высококвалифицированной
аттестационной комиссии является главнейшим
условием проведения качественной оценки
государственного служащего[12]. Автор
отмечал, что для проведения объективной
оценки служащего необходимо по меньшей
мере соблюдение трех условий:
– независимость комиссии от руководителя
государственного органа, в котором работает аттестуемый;
– более высокий уровень профессиональной
подготовки и знаний у членов комиссии
по сравнению с оцениваемыми лицами;
– применение научных методов оценки
профессиональных и личных качеств служащего.
Конечно, с этим едва ли следует спорить,
но не стоит и переоценивать значение
института аттестационных комиссий и
самих демократических начал при ее организации.
В любом случае аттестацию организует
руководитель муниципального органа;
следовательно, он и должен создавать
аттестационную комиссию. Возникают и
другие вопросы: как создавать комиссию;
в какой степени осуществлять контроль за деятельностью комиссии;
как обеспечить гласность деятельности
комиссии и ознакомление всех служащих
в органе местного самоуправления с результатами
ее работы; как предоставить возможность
обжалования результатов проведенной
аттестации. Качественное решение этих
и других вопросов будет способствовать
тому, что аттестация станет действительно
важным правовым средством, обеспечивающим
качественное функционирование государственной
и муниципальной службы.
Председатель аттестационной комиссии:
– созывает заседания аттестационной
комиссии;
– председательствует на заседаниях аттестационной
комиссии;
–организует работу аттестационной комиссии;
– распределяет обязанности между членами
аттестационной комиссии;
–ведет личный прием муниципальных служащих,
подлежащих аттестации;
– осуществляет иные полномочия.
Заместитель председателя аттестационной
комиссии осуществляет полномочия согласно
распределению обязанностей между председателем
и заместителем председателя. В случае
временного отсутствия (болезни, отпуска,
наличия других уважительных причин) председателя
аттестационной комиссии его полномочия
осуществляет заместитель председателя.
Секретарь аттестационной комиссии осуществляет
техническую подготовку проведения аттестации
и обеспечение деятельности аттестационной
комиссии.
В состав аттестационной комиссии обычно
входят представители кадровой и юридической
службы, психологи, руководители соответствующих структурных
подразделений, а также могут быть включены
представители соответствующего профсоюзного органа (если он создан). К работе
в комиссии могут привлекаться независимые
эксперты, и их оценка качеств муниципального
служащего будет учитываться аттестационной
комиссией при принятии решения.
Количественный и персональный состав
аттестационной комиссии, сроки и порядок
ее работы утверждаются руководителем
органа местного самоуправления или его
структурного подразделения, наделенного
правом назначения или освобождения от
должности муниципального служащего.
Иногда количественный состав аттестационной
комиссии может прямо указываться в нормативных
правовых актах.
Изменения в состав аттестационной комиссии
вносятся руководителем, утвердившим
состав комиссии.
С учетом специфики органа местного самоуправления
или его структурных подразделений допускается
создание нескольких аттестационных комиссий.
Образованная аттестационная комиссия является
постоянно действующей и может быть использована
при проведении конкурсов на замещение
вакантных муниципальных должностей,
проведении квалификационных экзаменов для присвоения квалификационных
разрядов муниципальным служащим.
С момента издания распоряжения о предстоящей
аттестации членами аттестационных комиссий
проводится разъяснительная работа о целях, задачах, порядке и
сроках проведения аттестации.
Списки муниципальных служащих, подлежащих
аттестации, и графики проведения аттестации составляются
и утверждаются в порядке, определяемом
правовыми актами органов местного самоуправления.
В списках муниципальных служащих, подлежащих
аттестации, содержатся следующие сведения:
– фамилия, имя, отчество муниципального
служащего;
– наименование замещаемой муниципальной
должности;
– дата поступления на муниципальную
службу;
– дата назначения на замещаемую муниципальную
должность;
– имеющийся квалификационный разряд,
дата его присвоения.
В графике проведения аттестации указываются:
– наименование органа местного самоуправления
или его структурного подразделения, в
котором работает аттестуемый муниципальный
служащий;
– фамилия, имя, отчество и замещаемая
муниципальная должность муниципального
служащего, подлежащего аттестации;
– дата, время проведения аттестации;
– дата представления необходимых документов
в аттестационную комиссию с указанием
ответственных за это руководителей соответствующих
структурных подразделений;
–место проведения аттестации.
График проведения аттестации утверждается
руководителем органа местного самоуправления
и доводится до сведения аттестуемых муниципальных
служащих обычно не менее чем за месяц
до начала аттестации (в большинстве муниципальных
образований) или не позднее чем за две
недели.
Как правило, в первую очередь аттестуются
руководители подразделений учреждения, организации, предприятия,
а затем подчиненные им работники. Аттестация
членов аттестационной комиссии проводится
на общих основаниях.
Руководители учреждений, организаций,
предприятий проходят аттестацию в комиссиях,
организуемых вышестоящими органами по
подчиненности.
Для проведения аттестации на каждого
муниципального служащего, подлежащего
аттестации, готовятся следующие документы:
– аттестационный лист предыдущей аттестации;
– отзыв (или служебная характеристика).
Отзыв подготавливает и подписывает непосредственный
руководитель муниципального служащего.
В большинстве муниципальных образований
этот срок – за две недели до начала аттестации.
Однако может быть установлен и более
длительный срок – за 1 месяц до проведения
аттестации.
Отзыв должен содержать сведения о профессиональных
и деловых качествах муниципального служащего,
всестороннюю оценку личности, индивидуальных
особенностей служащего, показатели результатов
работы за предшествующий период.
Он должен содержать следующие сведения
о муниципальном служащем:
– фамилия, имя, отчество;
– замещаемая должность муниципальной
службы на момент проведения аттестации
и дата назначения на эту должность;
– перечень основных вопросов (документов),
в решении (разработке) которых муниципальный
служащий принимал участие;
– мотивированная оценка профессиональных,
личностных качеств и результатов профессиональной
служебной деятельности муниципального
служащего.
К отзыву прилагаются сведения о выполненных
муниципальным служащим поручениях и
подготовленных им проектах документов
за указанный период, содержащиеся в годовых
отчетах о профессиональной служебной
деятельности муниципального служащего.
При каждой последующей аттестации в аттестационную
комиссию представляется также аттестационный
лист муниципального служащего с данными
предыдущей аттестации. Кадровая служба
муниципального органа не менее чем за
неделю до начала аттестации должна ознакомить
каждого аттестуемого муниципального
служащего с представленным отзывом об
исполнении им должностных обязанностей.
При этом аттестуемый муниципальный служащий
вправе представить в аттестационную
комиссию дополнительные сведения о своей
профессиональной служебной деятельности
за указанный период, а также заявление
о своем несогласии с представленным отзывом
или пояснительную записку на отзыв непосредственного
руководителя.
Следует отметить, что в качестве источника
информации об исполнении служащим должностных
обязанностей может выступать достаточно
широкий круг лиц. Например, Положением
об аттестации муниципальных служащих
городского округа Тольятти (утверждено постановлением
мэра городского округа Тольятти от 28.06.2006
№ 5416-1/п) предусмотрен следующий порядок.
Перед проведением аттестации подготавливается
отзыв об исполнении подлежащим аттестации
муниципальным служащим должностных обязанностей
за аттестационный период. Этот документ
заполняет непосредственный руководитель
подразделения органа местного самоуправления
в котором работает аттестуемый. В целях
обеспечения объективности и многосторонности
деловой оценки подлежащего аттестации
муниципального служащего могут также
подготавливаться оценочные листы, которые
заполняются всеми участниками процесса
деловой оценки: коллегами, непосредственным
руководством, подчиненными, сотрудниками
смежных подразделений, имеющими рабочие
контакты с оцениваемым сотрудником.
В аттестационную комиссию представляется
также должностная
инструкция муниципального служащего,
содержащая основные квалификационные
требования, предъявляемые к служащему,
и иной информационный материал о работе закрепленных за сотрудниками
отраслевых подразделений и служб.
От аттестуемого может также потребоваться
представление справки, выполненной в
свободной форме, о перспективах развития,
улучшении своего участка работы.
Аттестуемый муниципальный служащий должен
быть заранее, как правило – не менее чем
за неделю до аттестации, ознакомлен под
расписку (с указанием даты ознакомления)
с представленным на него отзывом о его
служебной деятельности. В некоторых случаях
срок ознакомления может быть и более
продолжительным – за две недели до начала
аттестации.
По инициативе непосредственного руководителя
муниципального служащего, кадровой службы
органа местного самоуправления в аттестационную
комиссию могут представляться иные документы,
если эти документы не отнесены действующим
законодательством к документам ограниченного
доступа.
Материалы на аттестуемого предоставляются
членам аттестационной комиссии в установленный
актами органов местного самоуправления
срок. На практике этот срок может составлять
от трех дней до двух недель до начала
аттестации. При нарушении сроков дата
аттестации переносится.
Подготовка проектов приказов, графиков проведения аттестации, списков
аттестуемых, аттестационных листов, необходимых
документов для аттестационной комиссии
возлагается на кадровую службу структурного
органа местного самоуправления.