Порядок внесения поправок в конституцию РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение наиболее актуальных проблем в процессе конституционных поправок и пересмотре Конституции Российской Федерации, а также обозначение возможных путей развития в этом вопросе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. История развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции на примере Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г……………………………………………………………………………..6
2. Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции. Порядок пересмотра…………………………………………..10
2.1 Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции (ст. 134)……………………10
2.2 Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации (статья 135)…………11
2.3 Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации (статья 136)………………17
2.4 Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации (статья 137)……………20
3. Проблемы процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и возможные пути их решения……..25
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы……………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 81.38 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1. История развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции на примере Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г……………………………………………………………………………..6

2. Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции. Порядок пересмотра…………………………………………..10

2.1 Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции (ст. 134)…………………………………………………………..10

2.2 Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации (статья 135)………………………………………………………..11

2.3 Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации (статья 136)………………………………………………………..17

2.4 Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации (статья 137)………………………………………………………..20

3. Проблемы процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и возможные пути их решения……..25

Заключение……………………………………………………………………..34

Список литературы……………………………………………………………..37

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время существует множество проблем, вызывающих дискуссии. В частности, многие ученые ведут споры относительно того, какие недостатки существуют в действующей Конституции Российской Федерации, каким образом их можно исправить, а также насколько полно в Конституции освещен вопрос внесения поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и нужно ли изменять Конституцию, или же целесообразно будет принять новую. В итоге то, что на сегодняшний день существует множество проектов Конституции.

За весь период существования института  конституционных поправок и пересмотра Конституции (Основного закона) в России возникало множество споров по поводу конституционной реформы, возможности и необходимости совершенствования положений Конституции. В советский период из-за жесткой цензуры открыто критиковать Конституцию РСФСР не было возможности, однако после распада СССР и образования Российской Федерации Конституцию 1978 г. множество раз изменяли, что стало причиной пробелов и противоречий в праве. Для ликвидации этих последствий в 1993 г. была принята новая Конституция Российской Федерации, в которой были устранены некоторые недостатки. Однако после принятия Основного закона снова появились разногласия по поводу реформирования Конституции. В частности, по этому вопросу в своих статьях высказывали мнение такие юристы как А.А. Белкин1, Е.А. Лукьянова2, Т.Я. Хабриева3, В.И. Осейчук4 и другие.

Целью работы является определение наиболее актуальных проблем в процессе конституционных поправок и пересмотре Конституции Российской Федерации, а также обозначение возможных путей развития в этом вопросе.

Задачи исследования определяются поставленной целью и указывают, что предстоит сделать для ее достижения:

– исследовать развитие института конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации 1993 г. в контексте истории государства и права России;

– выделить как позитивные, так и негативные моменты процесса изменения Конституции;

– показать проблемы в сфере конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации;

– сформулировать предложения по совершенствованию процесса проведения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и устранению выявленных проблем;

– определение путей развития исследуемого вопроса.

Объектом данного исследования является законодательство Российской Федерации в сфере внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации.

Предмет исследования – особенности процесса становления и развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции в российском государстве.

Методологической основой данной работы составляет совокупность приемов, способов, методов проведенного исследования, таких как диалектический метод и историзм, историко-сравнительный метод правоведения, изучение и анализ законодательной практики, сравнительно-правовой метод и другие.

Теоретико-правовой основой данной работы являются работы таких ученых-юристов, как А.А. Белкина5, Е.А. Лукьяновой6, Т.Я. Хабриевой7, В.И. Осейчука8 и других авторов.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.

 

 

История развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции на примере Конституции РСФСР 1978 года и Конституции РФ 1993 года.

В Конституции (Основном законе) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. (в первоначальной редакции) в статье 185 главы XI закреплено, что изменение Конституции РСФСР производится решением Верховного Совета РСФСР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета РСФСР9.

Конституция Российской Федерации  значительно более жёсткая и, следовательно, более стабильная, чем  Конституция – Основной закон РСФСР 
1978 года. Право принятия новой Конституции и поправок к прежней 
Конституции было предоставлено высшим представительным органам – Верховному Совету, Съезду народных депутатов, что отражало полновластие Советов.

В последние годы существования  Конституции 1978 года, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной  и общественной жизни, в том числе  и в конституционно-правовой сфере, в неё часто вносились многочисленные изменения. Конституционные нормы  стали противоречить друг другу. Например, в Конституции Российской Федерации – России, принятой на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г. (в редакции от 10 декабря 1992 г.) в статье 3 было закреплено разделение властей, а также разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, Москвой и Санкт-Петербургом, автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением. Однако в статье 185 Конституции оставалось положение о том, что изменение и дополнение Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России производит Съезд народных депутатов Российской Федерации законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации. В таком же порядке производится временное приостановление действия отдельных статей Конституции, а также делегирование полномочий Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации.

Изменения и дополнения статей Конституции  Российской Федерации – России, касающиеся федеративного устройства Российской Федерации, не могут быть осуществлены в одностороннем порядке и производятся по согласованию с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом в лице их Советов народных депутатов10.

Таким образом, Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием её чрезмерной «гибкости», явилась одной из причин конституционного кризиса 1992–1993 годов. В новой Конституции этот недостаток был устранён11.

Конституция Российской Федерации  принципиально отличается от прежних  актов конституционного законодательства СССР и России. Она несет в себе новые ценности и ориентиры политического  и социально-экономического развития, в центре которых стоят основные права и свободы человека. Конституция  России создана с учетом современных  идей конституционализма, таких, как  свобода, гуманизм, права личности, разделение властей, представительная форма правления. Действующая российская Конституция – подлинный источник права и применяется непосредственно не только Конституционным Судом, но и всеми иными судами. На основе Конституции выстроена новая система организации публичной власти, конституционные механизмы, препятствующие возрождению тоталитарного общества и государства и способствующие защите прав граждан от произвола со стороны государства. Теперь Конституция служит одним из важнейших инструментов проведения политических и экономических реформ, создания гражданского общества, рыночной экономики. Более того, конституционная реформа 1993 г. открыла путь экономическим, политическим, социальным и иным преобразованиям.12

В 1994 году была предпринята первая попытка внесения изменений в новую Конституцию. Совет Федерации внес в Государственную Думу проект федерального конституционного закона «О поправках к частям 3 и 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации».13

Большинство же имеющихся  проектов поправок не преследовало цели добиться улучшения конституционного текста. Требования об изменении Конституции  во многом были вызваны политическими  причинами. В основном корректировке  предлагалось подвергнуть главы  об органах власти. Рассмотренные Государственной Думой поправки к Конституции предусматривали: усиление полномочий Федерального Собрания в сфере парламентского контроля, расширение перечня членов Правительства Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности которых требует получения согласия Государственной Думы, новый порядок формирования Совета Федерации, изменения субъектного состава Российской Федерации и др. Сегодня дебаты по этим вопросам утихли, хотя неудовлетворенность конституционным текстом все же осталась.14

Таким образом, принятие новой Конституции в 1993 году было обусловлено необходимостью создать новую основу законодательства нового государства. В настоящее время институт конституционных поправок и пересмотра Конституции более развит, чем в предшествующей Конституции, в которой закреплялось полновластие Съезда народных депутатов, и направлен на защиту основных прав и свобод человека и развитие гражданского общества и правового государства.

 

 

 

2. Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции. Порядок пересмотра.

2.1 Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции (ст. 134)

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент  Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство  Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов  Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой  членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.15

Конституция содержит исчерпывающий  перечень субъектов, которые могут  инициировать конституционные поправки и пересмотр Конституции. В целях  обеспечения стабильности Основного  закона государства круг этих субъектов  сужен по сравнению с субъектами законодательной инициативы (статья 104 Конституции Российской Федерации)16.

Инициирование пересмотра Конституции  и внесения конституционных поправок перечисленными в данной статье субъектами оформляется в виде соответствующего акта, принятого с соблюдением  установленных процедур, например, постановления Совета Федерации  Федерального Собрания РФ, постановления  Правительства РФ.

Если инициатива исходит от групп  членов Совета Федерации или депутатов  Государственной Думы, она оформляется  в виде документа, под которым  должно быть установленное Конституцией число подписей. Порядок оформления такой инициативы предусмотрен регламентами Государственной Думы и Совета Федерации  Федерального Собрания РФ.

Согласно статье 134 Конституции  Российской Федерации, субъектами права  на внесение предложений о поправках  и пересмотре положений Конституции  Российской Федерации могут быть:

– Президент Российской Федерации;

– Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

– Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

– Правительство Российской Федерации;

– законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

– группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Перечень этих органов государственной  власти уже тех, которые, согласно статье 104 Конституции Российской Федерации17, обладают правом законодательной инициативы. В частности, здесь нет высших судебных органов и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания Российской Федерации.

 

 

2.2 Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации (ст. 135)

 

Положения глав 1, 2 и 9 Конституции  Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений  глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя  пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным  законом созывается Конституционное  Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции  Российской Федерации, либо разрабатывает  проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается  Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.18

Конституция содержит запрет пересмотра гл. 1, 2 и 9 Федеральным Собранием РФ, так как она принята путем всенародного голосования и народ учредил именно такие основы конституционного строя, которые закреплены в главе 1. Нормы этой главы определяют содержание всех других положений Конституции, которые не могут им противоречить. Народ также выразил свою волю относительно тех основ правового статуса личности, которые закреплены в гл. 2 Конституции. Поэтому нормы этих глав не могут быть пересмотрены даже Федеральным Собранием РФ. Нормы главы 9 не могут пересматриваться в упрощенном порядке, поскольку путем внесения изменений в эту главу можно было бы установить менее сложную процедуру пересмотра любой главы Конституции.

Информация о работе Порядок внесения поправок в конституцию РФ