Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:38, курсовая работа
Целью работы является определение наиболее актуальных проблем в процессе конституционных поправок и пересмотре Конституции Российской Федерации, а также обозначение возможных путей развития в этом вопросе.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. История развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции на примере Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г……………………………………………………………………………..6
2. Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции. Порядок пересмотра…………………………………………..10
2.1 Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции (ст. 134)……………………10
2.2 Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации (статья 135)…………11
2.3 Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации (статья 136)………………17
2.4 Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации (статья 137)……………20
3. Проблемы процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и возможные пути их решения……..25
Заключение……………………………………………………………………..34
Список литературы……………………………………………………………..37
Конституция РФ во многом расширила
возможности субъектов
Можно отметить, что конституционное развитие России на данном этапе вполне возможно без изменения Основного закона. Если наша Конституция и не идеальна, то она все же жизнеспособна. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации и федерального законодателя подтверждают этот факт. Выискивание же «брака» в Конституции в целях ее замены – «затратная», неэффективная, а главное, неэкономичная практика. Нет никакой гарантии, что отдельные изменения Конституции или ее пересмотр приведут к улучшению ситуации.
Именно незыблемость Конституции России служит основой для решения первоочередных задач, стоящих перед российским обществом40, для построения демократического правового социального федеративного государства. Активное применение конституционных принципов – условие развития необходимых общественной практике отношений.41
В российском обществе периодически
возникает дискуссия о
На наш взгляд, Россия
нуждается в новой Конституции
по следующим основаниям. Во-первых,
ни одна цивилизованная страна в мире
не имеет конституции со столь
низкой степенью легитимности. Как
известно, одной из целей конституционно-
Достаточно очевидно, что предложенный Б.Н. Ельциным российским гражданам проект Конституции был призван легализовать победу одной из противоборствующих сторон и ее видение будущего России. В результате Россия имеет Конституцию, ставшую не плодом договоренности основных политических групп, а итогом насильственного устранения одной из них с политической сцены. Авторы действующей Конституции России не знали, забыли или не желали придерживаться простой истины, что Конституция России будет действенной и долговечной только в том случае, когда станет оформлением, венцом общенационального согласия. Тем более что от разработки проекта Конституции России был отстранен российский народ, поскольку он был лишен права делегировать своих представителей в Конституционное Совещание.
Поэтому, если российский народ желает иметь стабильную и демократическую Конституцию, ему предстоит взять конституционный процесс в свои руки и не доверять данный вопрос государственной власти или ее представителям. Российский народ прежде всего должен потребовать от законодательной власти скорейшего принятия Федерального конституционного закона «О Конституционном Собрании». Ведь согласно действующей Конституции новую Конституцию России вправе разрабатывать и принимать лишь Конституционное Собрание.
В настоящее время в центре общественной дискуссии стоят два разных варианта созыва Конституционного Собрания – всеобщие выборы его участников гражданами после того, как предложение о пересмотре глав 1, 2, 9 Конституции будет поддержано квалифицированным большинством в обеих палатах, и собственно формирование Конституционного Собрания на основе должностного представительства органов государственной власти.
Так, В.И. Осейчук придерживается той точки зрения, что наиболее демократичным и работоспособным является первый вариант – когда все участники Конституционного Собрания делегированы российским народом. Во втором варианте участники Конституционного Собрания являются заинтересованными лицами и, скорее всего, не будут склонны к ограничению государственной власти, установлению механизмов ее ответственности перед российским народом. Вариант формирования Конституционного Собрания на основе должностного представительства органов государственной власти отражает преимущественно взгляды привилегированных слоев на конституционную реформу, заботящихся о сохранении всевластия государственной бюрократии и олигархов43.
Представляется, что Федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании» должен содержать несколько основополагающих принципов:
1. Участники Конституционного Собрания, без каких-либо исключений, должны избираться российским народом.
2. Лица, занимающие должности
в органах государственной
3. Конституционное Собрание
в течение шести месяцев
4. В проект Конституции
включаются только те
5. Разработанный проект
Конституции выносится на
6. Каждый участник референдума не позднее чем за месяц до официального голосования получает проект Конституции.
На взгляд автора, Федеральный
конституционный закон «О Конституционном
Собрании» должен быть разработан и
принят в первоочередном порядке, независимо
от того, будут или не будут в
обозримый период вноситься поправки
в Конституцию Российской Федерации.
Ведь речь идет о Законе постоянного
действия, и его никак не следует
привязывать к конкретным, сложившимся
сегодня обстоятельствам. Федеральный
конституционный закон «О Конституционном
Собрании» призван заполнить
правовой вакуум, создать недостающее
звено в механизме российской
государственности. Вполне очевидно, что
необходимость внести изменения
в отдельные положения
Заключение
Результатами исследования стали основные выводы, полученные в процессе работы. К ним можно отнести следующие положения:
– Президент Российской Федерации;
– Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
– Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
– Правительство Российской Федерации;
– законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
– группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Перечень этих органов государственной власти уже тех, которые, согласно статье 104 Конституции Российской Федерации, обладают правом законодательной инициативы. В частности, здесь нет высших судебных органов и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Что касается проблем, связанных с процессом внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции, то в данной работе была сделана попытка отразить одну из самых значимых и актуальных проблем, которая заключается в том, что изменение Конституции Российской Федерации достаточно сложно, что влечет за собой споры относительно того, нужно ли реформирование Конституции или необходимо сохранить ее как основу всего современного законодательства. По нашему мнению, реформировать Конституцию необходимо, поскольку современное общество развивается очень быстро и новое законодательство должно соответствовать и Конституции, и реалия жизни. Для этого необходимо принять Федеральный Конституционный закон, регламентирующий порядок формирования и деятельности Конституционного Собрания. Данный закон должен предусматривать следующее:
1) участники Конституционного
2) лица, которые занимают должности
в органах государственной
3) В проект Конституции,
4) Разработанный проект
Таковы, на наш взгляд, основные особенности исследуемого института конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации, актуальные проблемы в этой сфере и некоторые предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего исследуемый вопрос.
Список литературы
1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 128 с.
2. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа: Федеральный Конституционный Закон, 25.03.2004 г., №1-ФКЗ // Российская газета. – 2004. – №62. – 26 марта.
3. О референдуме Российской Федерации [Текст]: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. // Российская газета. – 2004. – №137-Д. – 30 июня.
4. О наименовании географических объектов [Текст]: Федеральный закон: [принят Государственной Думой 17 октября 1997 г.: одобрен Советом Федерации 3 декабря 1997 г.] – Российская газета. – 1997 – №26. – 24 декабря.
5. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон // Российская газета. – 1998. – №46. – 10 марта.
6. Постановление Совета Федерации от 17 декабря 1994 г. №306–1 СФ // СЗ РФ. – 1994. – №35. – Ст. 3665.
7. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст] / М.В. Баглай. – М.: НОРМА, 2005. – 802 с.
8. Белкин, А.А. Пересмотр Конституции (теоретические аспекты) [Текст] / А.А. Белкин // Правоведение. – 1995. – №1. – 136 с.
9. Лукьянова, Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации [Текст] / Е.А. Лукьянова // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – №15. – 40 с.
Информация о работе Порядок внесения поправок в конституцию РФ