Права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:16, реферат

Описание работы

Господство права, плюрализм и права человека суть нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека. «Отстаивая ценность человеческой личности, государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент политической стабильности, социального консенсуса и динамичного развития»[1]. Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина.
1.1. Понятие прав и свобод человека и гражданина………………………. 5
1.2. Права человека и права гражданина………………………………….. 17
1.3. Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина.. 25
Глава 2. Классификация прав и свобод………………………………………28
2.1. Личные (гражданские) права и свободы………………………........... 33
2.2. Политические права…………………………………………………… 43
2.3. Социально-экономические права…………………………………….. 53
Глава 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
3.1. Понятие и виды механизмов защиты прав человека………………... 63
3.2. Конституционные гарантии правосудия…………………………….. 76
Заключение…………………………………………………………………… 82
Список использованной литературы……………………………………………… 84

Файлы: 1 файл

право.docx

— 160.53 Кб (Скачать файл)

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

План:

Введение………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина.

1.1.   Понятие прав и свобод человека и гражданина………………………. 5

1.2.   Права человека и права гражданина………………………………….. 17

1.3.   Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина.. 25

Глава 2. Классификация прав и свобод………………………………………28

2.1.   Личные (гражданские) права и свободы………………………........... 33

2.2.   Политические права…………………………………………………… 43

2.3.   Социально-экономические права…………………………………….. 53

Глава 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

3.1.   Понятие и виды механизмов защиты прав человека………………... 63

3.2.   Конституционные гарантии правосудия…………………………….. 76

Заключение…………………………………………………………………… 82

Список использованной литературы……………………………………………… 84

 

Введение 

 

Господство права, плюрализм  и права человека суть нерасторжимые  слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к  правам человека. И, наоборот, утверждение  демократии создает условия для  объединения прав человека. «Отстаивая ценность человеческой личности, государство  и гражданское общество закладывают  тем самым надежный фундамент  политической стабильности, социального  консенсуса и динамичного развития»[1]. Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.

История показывает, что каждому  поколению нужно вновь и вновь  защищать права человека, что человечеству еще незнакома ситуация, при которой  не требуется усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности, как свобода и права человека.

Сегодня основным делом народов  всех стран и международных организаций, а также каждого конкретного  человека является защита прав и свободам человека. Именно при демократическом  строе можно наиболее полно гарантировать права и свободы человека. Учитывая то, что «права и свободы личности – это общее достижение человеческой цивилизации»[2], утверждение и развитие демократии – «мощное оружие в руках народов в их борьбе за мир, взаимопонимание и сотрудничество в целях развития и общественного прогресса нашей цивилизации»[3].

С уходом идеологических противоречий времен «холодной войны» разногласия  в области прав человека во все  большей мере «определяются теперь, с одной стороны, различным уровнем  развития социально-экономического и  политического развития общества, с  другой – и это главное –  национальными интересами группы или  отдельных государств»[4].

Тем не менее, должен существовать определенный минимум прав и свобод, ниже которого опускаться не может  ни государство, ни его органы и отдельные  личности. Но если с отдельной личностью  дело обстоит проще – человек  привлекается к ответственности, самой  суровой из которых является уголовная, то сложнее обстоит дело с государством. Как и каким образом привлечь государство к ответственности, если оно посягает на права и свободы  человека. В данной работе мы не будем  затрагивать этот вопрос, более того, ответа на него не существует. Скажем только, что решение вопроса необходимо вести мирными средствами. Сегодняшняя  же обстановка в мире, в самом  центре Европе показывает, что пока что даже жизнь человека порой  зависит от прихоти отдельных  политиков.

Тем не менее, международным  сообществом принимаются меры к  всестороннему обеспечению прав и соблюдению свобод человека.

В данной работе мы дадим  понятие прав и свобод человека, рассмотрим основные документы, в которых  закреплены основы прав и свобод. Основное же внимание в работе уделено изучению отдельных видов прав человека и  гражданина, а также механизмам реализации обеспечения и соблюдения прав и  свобод человека.

Естественно основное наше внимание мы уделим изучению действующего законодательства. При написании работы использованы нормативные материалы, как международные, так и российские. Также использованы работы российских и зарубежных авторов, в которых в той или иной мере затрагиваются поднимаемые  нами вопросы.

Глава 1. Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина.

1.1.   Понятие прав и свобод человека и гражданина  

 

Вопрос о правах человека и гражданина является составной  частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве. «Этимологически и по существу близки понятия «правовое положение» и «правовой статус» личности, в которых отражаются все основные стороны юридического бытия индивидов: их потребности, интересы, мотивы, трудовая, общественная, политическая и другая деятельность, все виды взаимоотношений друг с другом и с государством» [5].

Давая понятие правам и  свободам, следует отметить, что  право – это свободы или  возможности поведения. Институт прав и свобод является центральным в  конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.

Право – система общеобязательных, установленных в законе норм, принципов  и нормативных установок, выражающих меру свободы и ответственности  в обществе выступающее регулятором  общественных отношений. Философской  основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого  общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством.

Определим поэтому сначала, что есть такое свобода?

«Свободы (Freedoms) — права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их»[6].

При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:

1)      все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав — главное назначение государства;

2)      свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть-абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех — основа свободы;

3)      границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;

4)      часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы;

5)      ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе [7].

Свободы пришли в международное право из государственного, национального права и, закрепившись в нем, стали общеобязательным международным стандартом. Начиная с Устава ООН (1945 г.) в международно-правовых актах в области защиты прав человека утвердилась двуединая формула «права человека и основные свободы». Всеобщая декларация прав человека заявила, что «каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами», закрепленными в ней (ст. 2).

Свободы индивида, как «естественные  и неотчуждаемые права человека», стали развернуто закрепляться со времен американской и французской революций XVIII в. Конституция США (Билль о правах) 1776 г., принятая в штате Виргиния, к таким «неотъемлемым правам, от которых они (индивиды) не могут отречься, вступая в общество, и которых они не могут лишить свое потомство», отнесла такие свободы, как: право на жизнь, свобода приобретать естественность и владеть ею, свобода «стремиться к достижению счастья» и пользоваться им, свобода добиваться безопасности и пользоваться ею» (ст. 1)[8]. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. записала следующие «естественные и неотчуждаемые права человека»: свобода, собственность, безопасность и сопротивление гнету (п. 2). Тогда же был сформулирован единственный предел свободам: «необходимость обеспечить за другими членами общества пользование теми же правами» (п. 4)[9].

Со временем число признаваемых свобод индивидов расширялось. Стало принятым подразделять их на личные (неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, свобода совести, убеждений, мысли и др.) и политические (свобода слова, печати, собраний, митингов, демонстраций и др.).

Свободы народов, как естественные и неотъемлемые права, в основном стали признаваться значительно  позже свобод индивидов. Однако уже  конституционные акты XVIII в. записали основную свободу народа — быть хозяином своей судьбы, признав верховенство его суверенитета над любым другим. Виргинская конституция провозгласила, что «всякая власть покоится в народе и, следовательно, исходит от него» (ст. II). Декларация прав человека и гражданина подтвердила, что «основа всякого суверенитета по самому существу своему покоится в народе» (п. 3).

В международном праве  свободы как индивидов, так и народов стали признаваться практически одновременно — с принятием Устава ООН. «Право на самоопределение народов (#M12291 820002089#S#M12291 820002134наций#S) - это понятие (в большей мере науки #M12291 820001652конституционного#S, а не международного права), - означающее право #M12291 820002089народов#S (#M12291 820002134наций#S) определять форму своего государственного существования, будь то в составе др. государства или в виде отдельного государства»[10]. При этом, в отличие от свобод индивидов, такие свободы народов, как право на самоопределение и свобода распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами, не пришли в международное право из сферы национального права, а непосредственно стали результатом политического взаимодействия и международного правотворчества государств на глобальном уровне.

Основными международно-правовыми  источниками признания свобод индивидов  и народов являются Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических и социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, а принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии – один из основных принципов современного международного права.

Свободы, таким образом, есть свободы индивида, который имеет  личные и политические свободы, и  свободы народов, которые по содержанию можно также определить как политические свободы.

Термин «свобода» употребляется  в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело — свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.) В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова.

Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав. «Права человека – это  определенные нормативно структурированные  свойства и особенности бытия  личности, которые выражают ее свободу  и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами» [11].

«Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его  возможности и притязания в экономической, социальной, политической и #M12291 820001772культурной#S сферах» [12].

Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе вопрос о характере распределения  социальных возможностей и обязанностей между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной реальности. Конкретизируется он в понимании соотношения социальной действительности и ее правового выражения применительно к статусу личности. В истории общественной мысли и в юридической литературе дискутируются два основных подхода к природе и сущности прав человека.

Согласно первому подходу, права человека и гражданина —  это его естественные, прирожденные свойства, с одной стороны, не зависящие  от их признания государством, т.е. неотчуждаемые, а с другой — связывающие государство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», так как он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.

Второй подход — позитивистский — исходит из того, что права  человека производны от государства, которое  по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т.е. дарует их человеку и гражданину.

Каждый из этих подходов отражает фактическое положение дел, но страдает односторонностью (Туманов В.А.[13]). «Гуманный пафос школы естественного права, отстаивавшей неотъемлемость прирожденных прав человека, неизменно приходит в столкновение с реалиями общественной жизни. Позитивистский подход принижает роль человека, утверждает примат государства над личностью» [14]. Истина, как всегда, находится посередине.

Институт прав и свобод в его естественно-правовой трактовке обязывает государственную власть признать и обеспечить конституционными и иными юридическими, а также всеми другими гарантиями такие прирожденные права человека, как права на жизнь, на достойный и достаточный уровень жизни, на личную неприкосновенность, свободу, и др. Однако существуют и такие права, которые получают реальное воплощение только благодаря государственной власти, принимающей соответствующие законы, закрепляющие социальные, духовные и материальные права.

Информация о работе Права и свободы человека и гражданина