Права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследуемой темы состоит в том, реализация основных прав, свобод и обязанностей - это практическое осуществление гражданами и другими участниками общественной жизни предусмотренных конституционными нормами притязаний с целью удовлетворения запросов и потребностей или получения нужных материальных и духовных благ в правоустановленном порядке. То есть реализация основных прав и свобод есть правомерная деятельность субъектов правоотношений для достижения желаемых результатов юридическими средствами. Известно, что любой участник правоотношения как носитель субъективного права осуществляет свои юридические возможности индивидуально. Но в то же время этот же субъект как член определенного социального сообщества не может реализовать себя вне общественных связей и, следовательно, реализует эту же юридическую возможность в коллективной форме, являясь, по существу, "соучастником" коллективного правоотношения.

Файлы: 1 файл

дипломник макс.doc

— 320.50 Кб (Скачать файл)

Правовая природа механизма  реализации основных прав и свобод в значительной мере определяется характером самого процесса реализации этих прав и свобод. Известно, что любой участник правоотношения как носитель субъективного права осуществляет свои юридические возможности индивидуально. Но в то же время этот же субъект как член определенного социального сообщества не может реализовать себя вне общественных связей и, следовательно, реализует эту же юридическую возможность в коллективной форме, являясь, по существу, "соучастником" коллективного правоотношения. Таким образом, структура конкретного акта реализации основных прав, свобод и обязанностей двуедина и всегда является индивидуально-коллективной. Например, право на осуществление государственной власти гражданин в процессе совершения индивидуального акта гражданского голосования на выборах реализует персонально, однако это же право он как член избирательного корпуса, который только и способен создать представительный орган публичной власти, реализует в коллективной форме.

Фактическое осуществление  основных прав и свобод человека и  гражданина предполагает наличие целого ряда условий, способствующих их успешной реализации. [15,c.53]

Во-первых, необходимо, чтобы  признаваемые за личностью права  и свободы были формально закреплены в нормативно-правовом акте. Поэтому  в настоящее время все они, в том числе и естественные права человека, закрепляются в международно-правовых актах, в конституциях суверенных государств и во внутригосударственном законодательстве. Ведь отсутствие соответствующего правового акта лишило бы личность возможности обратиться в суд или иной орган с целью их защиты. Анализ конституционно-правовых норм, обеспечивающих правовую защиту личности, и особенно тех из них, которые содержатся в ст. с 45 по 56 включительно федеральной Конституции, позволяет выделить следующие основные виды правовой защиты прав и свобод человека и гражданина: 1) индивидуальная правовая самозащита; 2) государственная правовая защита; 3) публично-правовая общественная защита; 4) международная правовая защита; 5) индивидуальная юридическая защита прав и законных интересов другого лица.

Во-вторых, предпосылкой реализации основных прав и обязанностей является правоспособность и дееспособность. В соответствии со ст. 60 Конституции РФ конституционная право-дееспособность российских граждан в полном объеме признается с 18 лет, когда они достигают гражданского совершеннолетия.

В-третьих, важнейшим  условием эффективной реализации конституционных  прав и свобод является соблюдение закрепленного в ст. 2 и в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ основополагающего  принципа теории прав человека, согласно которому: «Личность свободна, но свобода одного лица не должна нарушать свободу других». [15,c.64]

В-четвертых, обязательным элементом рациональной системы  надлежащей реализации основных прав и свобод является обязанность государства  гарантировать человеку и гражданину осуществление их естественных и приобретенных возможностей. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

 

1.2.2 Субъекты реализации основных прав, свобод и обязанностей

 

Под субъектом реализации в данном случае понимается любой участник правоотношения, которое возникает на основе правовой нормы, закрепляющей конституционные права, свободы, обязанности и гарантии их осуществления.

Естественно, что в  первую очередь субъектами реализации основных прав, свобод и обязанностей являются их носители в личном качестве, то есть каждый человек и гражданин, который обладает этими правами и обязанностями. В конкретном правоотношении они могут иметь следующие конституционно-правовые модусы или состояния:

Первый правовой модус - "человек". Человек как правовое понятие используется в Конституции  РФ для обозначения такого юридического статуса физического лица, каким  должен обладать любой член человеческого  общества. Перечень естественных прав человека, образующих правовой статус человека, содержится как в международно-правовых документах, так и закрепляется в действующей российской Конституции.

Второй правовой модус - "гражданин Российской Федерации". Этот правовой статус лица включает в  себя 3 элемента:

1.         правовой статус человека;

2.         правовой статус, установленный  для данного лица российским  государством в силу того, что  этот человек обладает российским  гражданством;

3.         конвенциальные права, то есть  права, вытекающие для этого лица из международных договоров Российской Федерации.

Третий правовой модус - "иностранный гражданин". Он указывает  на такое правовое положение лица, которое состоит из 4 элементов:

1.         правовой статус человека;

2.         правовой статус российских граждан, за исключением прав и свобод, в которых иностранцы ограничены по закону;

3.         правовой статус данного лица, которым он обладает в государстве  происхождения, то есть в материнском  государстве; 

4.         права, вытекающие из договоров РФ с государством, гражданином которого является данное лицо.

Четвертый правовой модус - "лицо без гражданства". Это такое правовое состояние, которое включает 3 элемента:

1.         правовой статус человека;

2.         правовой статус гражданина РФ, за исключением прав, в которых  по закону ограничены лица  без гражданства; 

3.         права и обязанности, установленные международной Конвенцией 1954 г. о статусе апатридов, то есть лиц без гражданства.[16,c.87]

Пятый правовой модус - "лицо с двойным гражданством". Правовое положение этих лиц определяется в таких правовых актах, как ч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ, абзац третий ст. 3 и ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" и международные договоры Российской Федерации. Эти лица обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством обоих государств, гражданами которых они являются.

Шестой правовой модус - "лицо с правовым статусом "гражданин  двух государств". Эти лица, имея документальное подтверждение наличия  гражданства двух государств, в ситуации, когда между этими государствами  нет договора о признании двойного гражданства, могут рассчитывать лишь на признание тех своих прав, которые предоставляются гражданам того государства, на территории которого они находятся в данное время.

Самостоятельную группу субъектов-участников реализации конституционных прав и свобод составляют органы государства, которые в силу своего социального назначения призваны создавать условия для надлежащей реализации Конституции РФ, принимать меры для удовлетворения потребностей населения. Эти их обязанности прямо закрепляются в действующем законодательстве. Например, Правительство Российской Федерации в соответствии с пунктом "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ "осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью". Ведущее положение в этой группе органов государства занимают такие органы государственной власти, как Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Конституционный Суд РФ, другие федеральные и региональные органы государственной власти. [16,c.88]

Прямое действие конституционных  норм относительно прав и свобод человека и гражданина защищают Конституционный  Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. В Постановлении от 16 июня 1998 г. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что требование о непосредственном применении Конституции РФ обращено ко всем судам, которые независимо осуществляют судебную власть в пределах своей компетенции и в установленных формах судопроизводства. На данную обязанность судов общей юрисдикции ориентирует и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, связанных с обжалованием решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающих на права и свободы человека и гражданина. Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов – судов.

В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, как общественное отношение  и государственную функцию 1. Иногда судебная защита отождествляется с  правосудием или рассматривается  как гарантия доступа к нему. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается «совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов».[16,c.88]

Значительный объем  работы по юридической защите конституционных прав и свобод выполняют общественные объединения, такие, как профессиональные союзы, политические партии, адвокатские образования и другие институты гражданского общества. В их уставах и положениях содержатся четкие указания на необходимость выполнения этой обязанности.

 

1.2.3 Гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей

 

Гарантом Конституции  Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, согласно ст. 80 Основного Закона, является Президент  России. Как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина он вправе отменить противоречащие федеральному законодательству постановления Правительства Российской Федерации, а также приостановить действие незаконных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации впредь до решения вопроса соответствующим судом (ст. 85 и 115 Конституции России).[6,c.32]

Гарантии реализации основных прав, свобод и обязанностей исследованы в научной литературе наиболее полно. Обычно в числе таких гарантий выделяют социально-экономические, политические, духовно-психологические (нравственные) и организационно-технические 1. При этом, как правило, под гарантиями понимаются "материальные, организационные, духовные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью осуществление основных прав и свобод, исполнение обязанностей человека и гражданина и обеспечивающие их охрану от незаконных ограничений и посягательств".

Однако в последнее  время в понимании правовой природы  гарантии обозначился новый подход, который был воспринят в законодательной практике. Суть его в том, что под гарантиями в широком смысле содержания этого юридического феномена понимаются не только условия и средства реализации прав и свобод, но и отдельные субъективные права участников правовой жизни. Именно так поступает, например, законодатель, когда объединяет юридические возможности участников таких основных институтов прямой демократии, как выборы и референдумы, и в одном тематическом Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с помощью двухслойного правового регулирования решает суперсложную задачу формирования современной правовой базы и выборов, и референдумов. Думается, что для этого есть определенные основания, ведь в действительности многие из гарантий по своей юридической сущности представляют собой меру возможного поведения, как, например, право избирателя на поддержку выдвинутого кандидата. Но в то же время, на наш взгляд, было бы неверно, если бы мы поставили знак равенства между всеми субъективными правами, с одной стороны, и гарантиями, с другой стороны. Хотя права и гарантии находятся в тесной взаимосвязи между собой, они существенно отличаются друг от друга.[6,c.33]

Субъективные права представляют собой меру возможного поведения, которая имеет целью установить новые правила поведения, принципы или стандарты деятельности, в то время как гарантии не создают новой материальной формы жизнедеятельности, а представляют собой правовую форму, которая обеспечивает реализацию требований и предписаний, содержащихся в нормах, которые устанавливают субъективные права участников правоотношения. Обеспечительный характер гарантий как раз и отличает прежде всего юридическую конструкцию гарантий от субъективных прав. Не случайно само французское слово "garantie" означает "обеспечение, осуществление чего-либо", "ручательство, порука в чем-либо". Соответственно это находит свое отражение и в различии видов правовых норм, в которых закрепляются субъективные права и гарантии. Если субъективные права закрепляются в нормах материального права, то гарантии, как правило, представлены в процессуальных правовых нормах.

 

1.2.4 Причины нарушения реализации прав и свобод

 

Принимая во внимание обширность и  комплексность системы конституционных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, казалось бы, нарушения названных прав и свобод должны быть уже устранены или сведены к минимуму. Однако четырнадцать лет, минувших с момента принятия Конституции Российской Федерации, свидетельствуют, что, несмотря на принимаемые меры по их соблюдению и защите, нарушения личных и социально-экономических прав граждан в нашей стране еще распространены. О недостаточной эффективности принимаемых мер по защите конституционных прав и свобод граждан свидетельствует и тот факт, что в последние годы увеличилось число поданных жалоб граждан России в Европейский суд по правам человека. В настоящее время их там до 20% от общего числа жалоб, поступивших от жителей всех стран, входящих в Совет Европы.[13,c.24]

Нарушение законов, принципов и  норм Конституции Российской Федерации, регулирующих права человека, пренебрежение  интересами граждан крайне отрицательно влияет на социально-психологическое  и нравственное состояние общества, вызывает недоверие граждан к государству и должностным лицам, снижает их политическую активность, порождает гражданскую апатию.

Каковы причины этих негативных явлений? Безусловно, их много. Назовем  только некоторые из них.

Первая - Конституция Российской Федерации, как и любая конституция, не может быть свободной от декларации: права и свободы человека, гарантии их защиты в ней провозглашены, но механизм их осуществления ни в самой Конституции, ни в принятых на ее основе других законодательных актах существенным образом не определен.

Информация о работе Права и свободы человека и гражданина