Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 11:56, реферат
Правовой статус личности включает совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.
К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Они составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод.
Причины, по которым одни права и свободы закрепляются в конституции, другие в текущем законодательстве, непроизвольны.
Конституционные права и свободы обязательны к соблюдению для законодательной, исполнительной и судебной власти, а также для органов местного самоуправления.
Определение
в ст. 18 конституционных прав и
свобод как непосредственно
Верховный
Суд Российской Федерации в специальном
Постановлении разъяснил
Существенно,
что в Постановлении в
Признание правомерным поведения, непосредственно определяемого конституционными правами и свободами, не означает, что законы и акты, издаваемые с целью их обеспечения, не нужны. В ряде случаев в гл. 2 прямо предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов (ст. 24, 25, 29, 36, 37, 39 и др.). В законах определяются суммы пенсий и пособий, возраст, связанный с реализацией конкретного конституционного права, равно как и процедуры, необходимые для участия в выборах или референдуме, виды альтернативной службы и т.д. В случае, если провозглашенная в Конституции свобода сопровождается указанием на необходимость принятия в соответствии с ней федерального конституционного или федерального закона, законодатель обязан принять такой закон. Длительное отсутствие необходимого законодательства может способствовать нарушению прав человека и гражданина.
При конкретизации в законе того или иного конституционного права, определении вида санкций за его нарушения смысл и содержание закона должны быть строго обусловлены содержанием этого права. Перечень прав и свобод, указанных в гл. 2, может быть расширен, но не сокращен, как и изложенные правомочия, вытекающие из конкретного конституционного права. В интересах защиты прав человека и гражданина провозглашены принципы равенства всех перед законом и судом, недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина. Определены исчерпывающие основания, согласно которым посредством закона права и свободы могут быть ограничены. К ним относятся необходимость защиты основ конституционного строя, нравственность, здоровье, права и законные интересы других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Осуществление правосудия определяется рядом презумпций (принципов) в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина. Наиболее важные из них: презумпция невиновности, освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины, толкование сомнений в пользу подсудимого.
Одним из проявлений непосредственного действия конституционных прав и свобод является уведомительный принцип, согласно которому лицу, реализующему свои права человека и гражданина, достаточно лишь уведомить исполнительную власть о намерении осуществить эту реализацию. Дополнительного разрешения от исполнительной власти не требуется. Расширение сферы действия уведомительного принципа также способствует реализации ст. 18 Конституции РФ.
3. «Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». 12
Статья 19 посвящена принципу равноправия и раскрывает его конкретные значения. Часть 1 статьи определяет равноправие как равенство всех перед законом и судом. Закон как акт, принимаемый в виде конституции или закона, является объективно необходимым средством формулирования прав и свобод. Поэтому столь важно утверждение равенства перед законом как общей для всех нормой (равным масштабом), определяющей свободу личности. Чрезвычайно существенно равенство всех перед судом, поскольку суд является наиболее эффективным средством защиты и восстановления прав и свобод в случае спора или их нарушения. Следует отметить, что положение ч. 1 о равенстве всех перед законом и судом означает, что этот принцип распространяется на граждан Российской Федерации, граждан других государств, лиц без гражданства.
Часть 2 статьи определяет равноправие как равенство человека и гражданина в обладании правами и свободами. Здесь сформулирована обязанность государства гарантировать это равенство независимо как от природных свойств человека, так и от его общественных черт. Среди природных свойств человека указаны пол, раса, национальность. Общественные признаки человека включают языковую принадлежность, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, религиозное исповедание, убеждения, участие в общественных объединениях. Эти свойства личности выделены и защищены в статье, поскольку спецификой Российской Федерации являются многонациональный состав населения, наличие разных рас, разнообразие языков, религиозных конфессий.
Смысл
ч. 2 статьи также и в том, что
в ней учитываются
Часть 3 ст. 19 Конституции определяет, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы, что соответствует ст. 3 «Международного пакта о гражданских и политических правах». Часть 3 ст. 19 указывает также на равные возможности мужчины и женщины для реализации своих прав. Это указание не должно истолковываться буквально. Общепризнанны социальное значение материнства и роль женщины в продолжении рода, вследствие чего женщина нуждается в дополнительных гарантиях в этой сфере.13
Согласно ст. 1 Конвенции «о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» от 18 декабря 1979 г. понятие «дискриминация в отношении женщин" означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области»14. Исторически принцип равноправия мужчины и женщины достаточно прочно утвердился в нашем общественном сознании. Вместе с тем в период становления нового общества положение женщины особенно уязвимо. Международные ориентиры в указанной Конвенции определяют особую опасность ограничения доступа женщины к здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке и росту, возможностям для трудоустройства, стандартам питания и др. В современных условиях государство обязано с помощью законодательства, управленческой деятельности и суда предотвращать возможные случаи дискриминации женщины. В утвержденной 8 января 1996 г. Правительством Российской Федерации Концепции «улучшения положения женщин в Российской Федерации» признается, что в настоящее время налицо нарушение ряда прав женщин, факты их дискриминации в России. Поэтому сформулированы задачи преодоления нарушений на рынке труда, где налицо снижение профессионального статуса женщин. Признано ухудшение показателей в сфере питания, здоровья. Отдельно выделена проблема борьбы с различными формами насилия в отношении женщин (в сфере семьи, производства, иных сферах жизнедеятельности) и их сексуальной эксплуатации.
Особенность ст. 19 состоит в том, что ее действие связано с действием всех статей Конституции, устанавливающих конкретную свободу или право человека и гражданина.
4. «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».15
Статья содержит ряд принципов, направленных на защиту прав человека и гражданина, и перечень оснований, согласно которым возможны ограничения прав и свобод. Признание прав человека неотъемлемой частью российской правовой системы согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации возродило в теории и практике нашего общества многовековую проблему отношения государственной власти, проявляющейся посредством закона, со сферой свободы индивида. Разрешением этой проблемы признается постулат о законе как нормативной формуле прав человека.
Часть 1 статьи в соответствии со ст. 30 «Всеобщей декларации прав человека», ст. 5 «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» и ст. 5 «Международного пакта о гражданских и политических правах» утверждают открытость перечня прав и свобод человека и гражданина, возможность присоединения новых прав к уже провозглашенным. Ссылка на отсутствие в Конституции Российской Федерации того или иного права, утвержденного законодательством или указанного в международных договорах, ратифицированных Государственной Думой, юридически недействительна.
Часть
2 исключает возможность
В
ч. 3 статьи указаны ценности, отрицание
которых равнозначно
Федеральное законодательство, устанавливающее данные ограничения, не может выходить за их конституционный перечень. Практически невозможно детализировать требования в сфере искусства. В понятие здоровья практика демократических государств включает духовное здоровье детей и молодежи. Так, специальные эротические издания для взрослого населения должны продаваться только в определенных местах и соответствующим возрастным группам. Известно, что в ряде зарубежных стран для программ, насыщенных сексом, насилием, рекламой, как правило, выделяются специальные каналы телевещания.
Статья 55 утверждает содержательный критерий "законности государственной власти" и "законности закона", их легитимности. С помощью этого критерия государственная власть, нарушающая посредством законодательства права человека, оценивается как источник произвола, несмотря на соблюдение при принятии закона формально - юридических процедур правотворчества.
5. «Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет».16
Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным17. Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия.
Из общего правила о наступлении совершеннолетия в 18 лет в законе установлены исключения. В тех случаях, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.18
Гражданский кодекс ввел возможность эмансипации несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, т.е. объявления его полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.19 Эмансипация производится с согласия родителей или иных законных представителей по решению органов опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления по месту жительства подопечных. При отсутствии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего вопрос о его эмансипации решается судом. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в том числе по обязательствам, возникшим вследствие вреда, причиненного несовершеннолетним.